Копия
Дело № 2-729/2024
УИД 52RS0028-01-2024-000915-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 09 сентября 2024 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Белоусовой М.В.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области Б.Н.М. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кресновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах П.С.А., к ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» о признании незаконными положений договора о предоставлении социальных услуг, о возложении обязанности изменить условия договора, определяющие размер платы за социальное обслуживание,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области, действующий в интересах П.С.А., обратился в суд иском к ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» о признании незаконными положений договора о предоставлении социальных услуг, о возложении обязанности изменить условия договора, определяющие размер платы за социальное обслуживание, мотивировав требования следующим.
Прокуратурой Володарского района в ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» проведена проверка соблюдения требований закона при предоставлении социальных услуг по обращению П.С.А.
Установлено, что П.С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступила на стационарное обслуживание в ГБУ «Решетихинский ПНИ» в 2012 году. Между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский ПНИ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о стационарно-социальном обслуживании.
Согласно пункту 2.1 вышеназванного Договора размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составляет 4 177 рублей 73 коп., ДД.ММ.ГГГГ с П.С.А. было заключено дополнительное соглашение, согласно которого размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составил 4005 рублей 13 коп.
В настоящее время между сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении социальных услуг № согласно п. 3.1 раздела 3 которого стоимость услуг, предусмотренных настоящим договором, составляет 9 835 рублей 60 коп. в месяц и не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.2 договора исполнитель имеет право изменить размер оплаты услуг, установленный в разделе 3 настоящего договора, в случае изменения среднедушевого дохода заказчика и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом субъекта РФ, известив об этом письменно Заказчика в течение двух дней со дня таких изменений.
При этом, в соответствии с подпунктом «б», «в» пункта 2.4 договора, заказчик (законный представитель Заказчика) обязан предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актам субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления услуг, предусмотренные порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, а также сведения и документы для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же своевременно информировать исполнителя об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении услуг, влияющих на среднедушевой доход Заказчика.
Таким образом, в настоящее время ГБУ «Решетихинский ПНИ» с П.С.А. взымается плата за стационарное обслуживание последней исходя из размера не превышающего 75% от величины среднедушевого дохода.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления П.С.А. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №«О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.
Вместе с тем, в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Истец полагает, что положения подпункта «г» пункта 2.2, пункта 3.1 договора о предоставлении социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, а также взимание платы с П.С.А. за стационарное обслуживание последней исходя из ее среднедушевого дохода являются незаконным, так как ухудшают условия предоставления ей социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
По указанным основаниям исполняющий обязанности прокурора <адрес>, действующий в интересах П.С.А., просит суд: признать незаконными положения подпункта «г» пункта 2.2, пункта 3.1 договора о предоставлении социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» и П.С.А.; возложить на ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» обязанность изменить условия договора, определяющие размер платы за стационарное социальное обслуживание П.С.А. в размере, не превышающем 75% от величины установленной пенсии.
Исполняющий обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области Б.Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Истец П.С.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат».
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статей 55, 59, 60 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления П.С.А. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №«О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.
В силу части 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил, согласно которому при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № о стационарно социальном обслуживании находится на стационарном обслуживании в ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» (л.д. 12-13).
В соответствии с пунктом 1.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ о стационарно социальном обслуживании размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется исполнителем исходя из утвержденной стоимости содержания клиента в стационарном учреждении и не может превышать 75 процентов от величины установленной заказчику пенсии.
Согласно пункта 2.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ о стационарно социальном обслуживании размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составляет <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» заключено дополнительное соглашение, согласно которого размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составил 4005 рублей 13 коп. (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг № <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг № (<данные изъяты>
Согласно п. 3.1 договора о предоставлении социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг, предусмотренных настоящим договором, составляет 9 835 рублей 60 коп. в месяц и не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в порядке, установленном Правительством РФ, за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.2 договора о предоставлении социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель имеет право изменить размер оплаты услуг, установленный в разделе 3 настоящего договора, в случае изменения среднедушевого дохода заказчика и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом субъекта РФ, известив об этом письменно Заказчика в течение двух дней со дня таких изменений.
Согласно подпунктов «б», «в» пункта 2.4 договора о предоставлении социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ заказчик (законный представитель Заказчика) обязан предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актам субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления услуг, предусмотренные порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, а также сведения и документы для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же своевременно информировать исполнителя об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении услуг, влияющих на среднедушевой доход Заказчика.
Таким образом, в настоящее время ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» с П.С.А. взымается плата за стационарное обслуживание последней исходя из размера не превышающего 75% от величины среднедушевого дохода.
П.С.А. обратилась в прокуратуру Володарского района Нижегородской области с заявлением провести проверку ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» по вопросу соблюдения прав на социальное обслуживание и защитить ее права, в том числе в судебном порядке (л.д.10).
Из приведенных выше требований закона следует, что предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Данной нормой закона в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, с учетом приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, учитывая, что П.С.А. находится на стационарном обслуживании в ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № о стационарно социальном обслуживании, заключенного между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что положения подпункта «г» пункта 2.2, пункта 3.1 договора о предоставлении социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между П.С.А. и ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат», а также взимание ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» с П.С.А. платы за ее стационарное обслуживание из среднедушевого дохода П.С.А. являются незаконными, так как ухудшают условия предоставления П.С.А. социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах П.С.А., к ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» о признании незаконными положений договора о предоставлении социальных услуг, о возложении обязанности изменить условия договора, определяющие размер платы за социальное обслуживание подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах П.С.А., к ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» о признании незаконными положений договора о предоставлении социальных услуг, о возложении обязанности изменить условия договора, определяющие размер платы за социальное обслуживание удовлетворить.
Признать положения подпункта «г» пункта 2.2, пункта 3.1 договора о предоставлении социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» и П.С.А. (<данные изъяты> незаконными.
Возложить на ГБУ «Решетихинский психоневрологический интернат» обязанность изменить условия договора о предоставлении социальных услуг, определяющие размер платы за стационарное социальное обслуживание П.С.А. (<данные изъяты> 1962 года рождения, уроженки г. Горький, паспорт 2208 118459), путем установления ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание в размере, не превышающем 75% от величины установленной пенсии.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> М.В. Белоусова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>