Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 05 октября 2021 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой С.Н.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а–3693/2021 по административному иску ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным заявлением к административному ответчику с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год – 40 800 руб., пени – 115, 60 руб., за 2018 год – 40 800 руб., пени – 115, 60 руб., за 2019 год – 29 530 руб., пени – 83, 67 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 201, 93 руб., за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 271, 74 руб., пени по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 056, 05 руб., за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 369, 74 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком по транспортному налогу за 2017 – 2019 гг., а также налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога было направлено налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ о погашении имеющейся задолженности перед бюджетом. Учитывая, что имеющаяся задолженность налогоплательщиком в полном объеме погашена не была, судебный приказ о взыскании указанной задолженности ДД.ММ.ГГГГ отменен, административный истец обратился в суд с указанными требованиями.
В судебное заседание представитель ИФНС России по <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 7).
ФИО1, а также ее представитель ФИО3, действующий на основании ч. 5 ст. 57 КАС РФ, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административному ответчику начислен транспортный налог за 2017 год в размере 40 800 руб., за 2018 год в размере 40 800 руб., за 2019 год в размере 27 200 руб. на автомобиль Мерседес-Бенц ML350 4Matic, г.р.з. №. Также за 2019 год начислен налог в размере 1 700 руб. на автомобиль Мерседес-Бенц GLA200, г.р.з. №; в размере 630 руб. на автомобиль ВАЗ 2105, г.р.з. №
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, административный истец направлял административному ответчику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по оплате указанного налога (л.д. 11).
Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок, в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, административному ответчику было направлено требование об уплате налога, пени № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15). В установленные сроки требование не было исполнено в полном объеме.
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика указанной задолженности определением мирового судьи 38 судебного участка Домодедовского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ отменен (л.д. 40).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 286 КАС РФ. При этом в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ввиду чего, ходатайство административного ответчика о пропуска срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.
Согласно расчету, представленному административным истцом, задолженность по транспортному налогу за 2017 год составляет 40 800 руб., за 2018 год составляет 40 800 рублей, за 2019 год - 29 530 руб.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что расчет задолженности по налогу определен налоговым органом в соответствии с вышеуказанными нормами права, не согласиться с которым оснований не имеется.
Доказательств оплаты указанных налогов в установленном размере, равно как и доказательств неверного их исчисления, административным ответчиком не представлено.
В связи с указанным, суд считает, что требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за испрашиваемые периоды подлежат удовлетворению.
На основании ст.ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ, подлежат удовлетворению требования о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 115, 60 рублей, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 115, 60 рублей, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83, 67 рублей.
Доказательств оплаты указанных пени в установленном размере, равно как и доказательств неверного их исчисления, административным ответчиком не представлено.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Названные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
При этом из разъяснений пункта 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из анализа приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Законоположения статьи 75 Налогового кодекса РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О).
Между тем материалы административного дела не содержат доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по соответствующим налогам, взыскание пеней по которым является предметом настоящего спора. Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и имеются основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Ввиду чего, требования о взыскании с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 201, 93 руб., за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 271, 74 руб., пени по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 056, 05 руб., за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 369, 74 руб., удовлетворению не подлежат.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 428, 88 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН: № в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 40 800 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 115, 60 рублей, за 2018 год в размере 40 800 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 115, 60 рублей, за 2019 год в размере 29 530 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83, 67 рублей, а всего 111 444 (сто одиннадцать тысяч четыреста сорок четыре) рубля 87 коп.
В удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 пени на имущество физических лиц за налоговый период 2016 в размере 1 201, 923 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2017 в размере 271, 74 рублей, пени по земельному налогу за налоговый период 2016 в размере 1 056, 05 рублей, пени по земельному налогу за налоговый период 2017 год в размере 369, 74 рублей, отказать.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН: № в доход бюджета городского округа Домодедово государственную пошлину – 3 428, 88 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий С.Н. Попова