Дело № 2а-75/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.01.2018 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Левшиной Т.Г.,
с участием представителя административного истца Коноваловой Ю.А.,
административного ответчика Горелова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области к Горелову В.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Горелова В.В. задолженности по транспортному налогу за 2013-2015 года в сумме 2 898 рублей, пени с 02.12.2016 год по 21.12.2016 год, с 19.12.2013 года по 09.12.2014 года, 10.12.2014 года по 10.11.2015 года в сумме 552 рубля 55 копеек, по налогу на имущество за 2013 год в сумме 37 рублей, пени с 19.12.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 46 рублей 85 копеек, по земельному налогу за 2013 год в сумме 165 рублей, пени с 29.11.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 5 рублей 58 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщик Горелов В.В. имеет в собственности транспортное средство - автомобиль *, государственный регистрационный знак *; земельный участок по адресу: *; жилое помещение по адресу: *, в связи с чем, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога, срок уплаты которых, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым органом Горелову В.В. начислен транспортный налог за 2013-2015 годы в сумме 2 898 рублей, налог на имущество за 2013 год в сумме 37 рублей, земельный налог за 2013 год в сумме 165 рублей и направлены налоговые уведомления об уплате начисленных налогов.
В связи с неисполнением административным ответчиком своих обязанностей по уплате налогов в установленный законом срок, налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 год по 21.12.2016 год, с 19.12.2013 года по 09.12.2014 года, с 10.12.2014 года по 10.11.2015 года в сумме 552 рубля 55 копеек, по налогу на имущество за период с 19.12.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 46 рублей 85 копеек, по земельному налогу за период с 29.11.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 5 рублей 58 копеек и направлено требование об уплате задолженности по налогам и пени, однако Горелов В.В. в установленный в требовании срок задолженность не погасил.
В связи с этим, МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника суммы задолженности по налогам и пени. Определением мирового судьи от 18.07.2017 года судебный приказ был отменен (л.д. *).
В установленный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца Коновалова Ю.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, дала аналогичные объяснения.
Административный ответчик Горелов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. Полагал, что должен быть освобожден от уплаты недоимки по налогам в связи налоговой амнистией, а также просил отказать в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога, поскольку автомобиль * выбыл из его собственности в связи с передачей другому лицу на основании выданной им нотариально удостоверенной доверенности.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст.ст. 362, 363 Налогового кодекса РФ исчисление суммы транспортного налога для физических лиц на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, возлагается на налоговый орган. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
В силу ст. 408 Налогового кодекса РФ исчисление суммы налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса. В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от
21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
Из ст. 409 Налогового кодекса РФ следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ст.ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п.п. 2 и 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором должна быть указана сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Положениями п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
В п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Из положений п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ следует, что заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец, обладая полномочиями на подачу административного искового заявления к Горелову В.В. о взыскании обязательных платежей: налога на имущество физических лиц, транспортного, земельного налога и пени, обратился в суд в порядке административного искового производства в установленный законом срок, в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что согласно представленным в налоговый орган регистрирующими органами сведениям (л.д. *), в собственности Горелова В.В. находились: земельный участок по адресу: * в период с 25.10.2012 года по 13.09.2013 года; жилое помещение по адресу: * в период с 09.10.2009 года по 13.09.2013 года. Горелов В.В. является собственником автомобиля *, государственный регистрационный знак *. с 13.04.2006 года по настоящее время
Налоговым органом Горелову В.В. начислен налог на имущество за 2013 год в сумме 37 рублей, земельный налог за 2013 год в сумме 165 рублей, транспортный налог за 2013 год в сумме 966 рублей, за 2014 год – 966 рублей, за 2015 год – 966 рублей и направлены налоговые уведомления об уплате начисленных налогов от 24.06.2014 года № 874590, от 17.04.2015 № 712006, от 29.09.2016 года № 97787417 (л.д. *).
В связи с неисполнением административным ответчиком своих обязанностей по уплате налогов в установленный законом срок, налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за период 19.12.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 245 рубле, с 10.12.2014 года по 10.11.2015 года в сумме 30 рублей 55 копеек, с 02.12.2016 год по 21.12.2016 год в сумме 6 рублей 44 копейки; по налогу на имущество за период с 19.12.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 46 рублей 85 копеек, по земельному налогу за период с 29.11.2013 года по 09.12.2014 года в сумме 5 рублей 58 копеек (л.д. *) и направлены требования об уплате недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и пени за 2013 год в срок до 13.02.2015 года (требование № 28994 от 09.12.2014 года), по транспортному налогу и пени за 2014 год в срок до 26.01.2016 года (требование № 57031 от 10.11.2015), по транспортному налогу и пени за 2015 год в срок до 07.02.2017 года (требование № 24362 от 22.12.2016 года) (л.д. *).
В установленный в требованиях срок недоимка по налогам и пени административным ответчиком не погашена.
Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, исковые требования МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области о взыскании с Горелова В.В. недоимки по налогам, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе, по налогу на имущество за 2013 год, по земельному налогу за 2013 год, по транспортному налогу за 2013-2014 год, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, не подлежат удовлетворению, поскольку признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
Учитывая, что административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год, недоимка по данному налогу образовалась после 01.01.2015 года, с Горелова В.В. в пользу МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2015 год по требованию от 22.12.2016 года № 24362.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Представленный административным истцом расчет (л.д. *) подлежащих взысканию обязательных платежей – транспортного налога за 2015 год в размере 966 рублей, пени 6 рублей 44 копейки за период с 02.12.2016 года по 21.12.2016 года проверен судом и признан правильным, поскольку он произведен в соответствии с установленными вышеприведенными нормами Налогового кодекса РФ, административным ответчиком расчет подлежащих взысканию обязательных платежей не оспаривался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец имеет полномочия на обращение в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, срок для обращения в суд соблюден, заявленные к взысканию суммы задолженности и санкции основаны на законе, их расчет произведен правильно и в соответствии с действующим законодательством, суд признает административные исковые требования МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области к
Горелову В.В. о взыскании транспортного налога за 2015 год в сумме 966 рублей, пени в размере 6 рублей 44 копейки за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что он освобожден от уплаты транспортного налога в связи с продажей транспортного средства, суд считает необоснованными, поскольку согласно сведениям МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Балаковское» по Саратовской области собственником автомобиля *, государственный регистрационный знак *, является Горелов В.В.
В силу ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области на основании пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежи взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
частично удовлетворить административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области.
Взыскать с Горелова В.В., * года рождения, уроженца *, зарегистрированного по адресу: * в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 966 рублей, пени за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года в сумме 6 рублей 44 копейки.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Горелова В.В. в Федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Саратовского областного суда через Балаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Курцева И.А.