Дело № 2-664/2020
УИД: 26RS0029-01-2020-000128-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2020 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством
судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Косомировой Е.А.,
с участием
истицы Сидоренко О.В. и
ее представителя Сидоренко Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-664/2020 по исковому заявлению Сидоренко О. В. к Товариществу собственников жилья «Транзитная 1 Д» об устранении препятствий в пользовании жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Согласно содержанию искового заявления и объяснениям истицы и ее представителя в судебном заседании, Сидоренко О.В. является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> «Д» г. Пятигорска на основании договора долевого участия в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Эксплуатацию и обслуживание данного многоквартирного дома осуществляет ответчик – Товарищество собственников жилья «Транзитная 1 Д» (далее – ТСЖ «Транзитная 1 Д»), председателем которого является Тимашков В.И.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 878 кв.м. С северной стороны данного дома на расстоянии 2,5 метров от него установлен контейнер для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Как сообщила истица, указанный дом находится в низине, двор плохо проветривается, и все запахи попадают ей в квартиру. Скопления мусора являются источником разного рода инфекций.
По мнению истицы, мусорный контейнер установлен с нарушением требований п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», поскольку расстояние от него до многоквартирного дома не соответствует санитарным нормам и правилам.
По факту данных нарушений должностное лицо ТСЖ «Транзитная 1 Д» Тимашков В.И. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается письмами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске неоднократно выдавались в адрес ТСЖ «Транзитная 1 Д» предписания об устранении выявленных нарушений, которые оставлены без исполнения.
В частности, ДД.ММ.ГГГГ начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске Красько А.В. вынес предписание № в адрес ТСЖ «Транзитная 1 Д», согласно которому предложено установить контейнер для сбора мусора на расстоянии не менее 20 метров от жилого дома. Должностное лицо ТСЖ «Транзитная 1 Д» Тимашков В.И. привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указала истица, до настоящего времени выявленные нарушения ТСЖ «Транзитная 1Д» не устранило, что и стало поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно ответу главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес> Шабалина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение о соответствии проектной документации санитарным правилам и нормам по проекту строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> «Д» филиалом не выдавалось.
Таким образом, при строительстве многоквартирного жилого дома по <адрес> «Д» <адрес>, не было согласовано расположение контейнера для сбора ТКО с северной стороны дома на расстоянии 2 метров.
Как считает истица, именно ТСЖ «Транзитная 1 Д» обязано осуществлять установку сборников для твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и СанПиН 42-128-4690-88, и осуществлять своевременную уборку территории.
По мнению истицы, ТСЖ «Транзитная 1 Д» незаконно бездействует, что выражается в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и что создает угрозу жизни и здоровья человека, способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний, поскольку контейнер для сбора ТКО установлен на расстоянии 2,5 м от жилого дома, с нарушением указанных требований СанПиН.
Как указала истица, вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ТСЖ «Транзитная 1 Д» создают ей препятствия в пользовании принадлежащим ей жилым помещением, проживание в котором является небезопасным для ее здоровья.
По изложенным основаниям Сидоренко О.В. в исковом заявлении и в судебном заседании просила суд обязать ТСЖ «Транзитная 1 Д» устранить ей препятствия в пользовании принадлежащей ей квартирой № по <адрес> «Д» <адрес>, путем демонтажа контейнера для сбора ТКО, установленного с северной стороны многоквартирного дома по <адрес> «Д» <адрес> и организовать сбор отходов собственников данного дома на расстоянии не менее 20 метров от дома, а также взыскать с ТСЖ «Транзитная 1 Д» в ее пользу в возмещение расходов по уплате государственной пошлины сумму в размере 300 рублей.
Представитель истицы в судебном заседании просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, о времени и месте судебного заседания, не явился и не сообщил суду о наличии уважительных причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства дела не заявил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истицы и ее представителя, оценив письменные доказательства по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Приведенные Сидоренко О.В. в исковом заявлении и в судебном заседании обстоятельства: принадлежности ей на праве собственности <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> «Д» <адрес>; обслуживания данного многоквартирного дома ответчиком – Товарищество собственников жилья «Транзитная 1 Д», председателем которого является Тимашков В.И.; расположения дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 878 кв.м.; расположения на расстоянии 2,5 метров от него контейнер для сбора твердых коммунальных отходов; направления в адрес ТСЖ «Транзитная 1 Д» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований относительно расстояния установки указанного истицей контейнера для сбора ТКО; привлечения юридического лица – ТСЖ «Транзитная 1 Д» к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение предписания должностного лица Росптребнадзора, а также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; привлечения председателя ТСЖ «Транзитная 1 Д» Тимашкова В.И. к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается представленными суду письменными доказательствами, копии которых приобщены к материалам дела.
В силу ст.ст. 2, 11 Федерального закона от 30 марта 1099 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», указанные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Как следует из п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В соответствии с положениями ст. 138 ЖК РФ на товарищества собственников жилья возложена обязанность по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.2 указанных Правил предусмотрено, что сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 литров, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек.
Согласно п. 3.7.6 указанных Правил мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 метров, но не более 100 метров от входных подъездов.
С 01 января 2020 года действуют положения СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года № 20.
Согласно п. 2.2 данных требований, расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций – не менее 25 метров, а в силу п. 2.3, при невозможности соблюдения указанных в п. 2.2 расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25 %, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Согласно п. 2 ст. 4 Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска от 30 января 2020 года и п. 2.3.4 Правил благоустройства города Пятигорска от 02 августа 2017 года (действовали с 03 августа 2017 года по 30 января 2020 года) предусмотрено, что при отсутствии технической возможности размещения площадки для установки мусоросборников на территории многоквартирного дома, допускается размещение площадки на муниципальной территории. Место размещения определяет комиссия по благоустройству города-курорта Пятигорска, условия содержания площадок пользователями определяются договором, являющимся обязательным условием для размещения площадки для установки мусоросборников на муниципальной территории.
Как приведено выше, ответчик ТСЖ «Транзитная 1 Д» неоднократно привлекался к административной ответственности по ст.ст. 6.3 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения санитарно-эпидемиологических норм в связи размещением контейнера для сбора ТКО на расстоянии менее 20 метров от жилого дома по ул. Транзитной, 1 «Д» г. Пятигорска, а также председатель ТСЖ.
Действующие с 01 января 2020 года требования СанПиН 2.1.7.3550-19 позволяют сокращать расстояние в 20 метров не более чем на 25 %, при этом в рассматриваемом случае такое расстояние сокращено фактически на 85 %.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске», расстояние от контейнерной мусорной площадки до жилого дома по <адрес> «Д», не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10.
Приведенное выше достоверно свидетельствуют о том, что истицей представлены соответствующие требованиям ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ доказательства обстоятельств, на которых она основывает свои требования, притом, что от ответчика возражения относительно них не поступили, эти доказательства не опровергнуты в условиях состязательности гражданского процесса.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, иск Сидоренко О.В. заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Письменное ходатайство истицы о возмещении за счет ответчика расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, подлежит удовлетворению на основе положений ч. 1 ст. 88, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сидоренко О. В. к Товариществу собственников жилья «Транзитная 1 Д» об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, удовлетворить полностью.
Обязать Товарищество собственников жилья «Транзитная 1 Д» устранить препятствия Сидоренко О. В. в пользовании принадлежащей ей квартирой № в <адрес> «Д» по <адрес> края, путем демонтажа контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, установленного с северной стороны многоквартирного жилого <адрес> «Д» по <адрес> края, организовав сбор твердых коммунальных отходов собственников указанного дома на расстоянии не менее 20 метров от него.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Транзитная 1 Д» в пользу Сидоренко О. В. сумму в размере 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман