РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    р.п. Усть-Уда                                      26 марта 2019 года

Усть-Удинский районный суд в составе председательствующего судьи Бахановой Л.М. при секретаре Толстоуховой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <обезличено>а-13/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области к Зубову В. А. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к налогоплательщику - физическому лицу Зубову В.А. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Зубов В.А., будучи собственником 2 транспортных средств КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № <обезличено>; КРАЗ 260, государственный регистрационный знак № <обезличено>, является плательщиком транспортного налога. Сумма задолженности по приведенному налогу составила <данные изъяты> рублей за налоговые периоды – <дата обезличена> годы, пени по данному виду налога – <данные изъяты> рублей. Он же является собственником 2 земельных участков с кадастровыми номерами: № <обезличено> и № <обезличено>, следовательно, является плательщиком земельного налога. Сумма задолженности по приведенному налогу составила <данные изъяты> рубль за налоговый период – <дата обезличена> год, пени по данному виду налога – <данные изъяты> рублей. До настоящего времени оплата не поступала. Просил суд взыскать с ответчика указанную задолженность по транспортному, земельному налогам и пени.

Административный ответчик Зубов В.А. представил письменные возражения, в которых указал, что с требованиями не согласен частично. В судебном заседании, состоявшемся <дата обезличена>, ответчик Зубов В.А. доводы письменных возражений на иск поддержал, суду пояснил, что автомобиль КРАЗ был им утилизирован в <дата обезличена> году, в течение <дата обезличена> лет никаких налоговых требований не поступало, таковое появилось, и им было получено только в <дата обезличена> году; документы об утилизации автомобиля им утеряны, ввиду отсутствия объекта налогообложения считает, что у него отсутствует обязанность по уплате данного налога. Требования о взыскании транспортного налога на другой автомобиль КАМАЗ за налоговый период - <дата обезличена> год, пени по нему и пени по земельному налогу признает. Земельный налог в размере <данные изъяты> рубля им уплачен (представлен платежный документ). Требование о взыскании транспортного налога на автомобиль КАМАЗ за более ранний налоговый период - <дата обезличена> год не признал, полагая, что 3-летний давностный срок обращения в суд с требованием о его взыскании налоговым органом пропущен. Подтвердил, что является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика. Письменно просил о рассмотрении в его отсутствие в последующем судебном заседании.

В судебное заседание истец - ИФНС № 16 России по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о нем, своего представителя не направил.

Исследовав материалы дела, заслушав ответчика, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Исходя из положений статьи 44 Налогового кодекса РФ (НК РФ), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Разрешая вопрос о соблюдении истцом предельного срока взыскания задолженности по налогам в судебном порядке, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

В силу ч. 6 ст. 69 НК РФ по истечении 6 дней со дня направления требование об уплате налога оно считается полученным налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения требования об уплате налога, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения недоимки, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела, налогоплательщику Зубову В.А. было направлено налоговое уведомление № <обезличено> от <дата обезличена> об уплате транспортного налога на автомобиль КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № <обезличено>, в размере <данные изъяты> рублей за налоговый период – <дата обезличена> год, установлен срок уплаты налога - не позднее <дата обезличена>.

Спустя более 1 года ему же было направлено налоговое уведомление № <обезличено> от <дата обезличена> в связи с перерасчетом транспортного налога по налоговому уведомлению № <обезличено> от <дата обезличена>, заключавшемуся, судя по содержанию, только в дополнительном указании на исчисленный налог на еще другой автомобиль КРАЗ 260, государственный регистрационный знак № <обезличено>, в размере <данные изъяты> рублей за налоговый период – <дата обезличена> год, установлен иной срок уплаты налога - не позднее <дата обезличена>.

Также ему было направлено налоговое уведомление № <обезличено> от <дата обезличена> с расчетом транспортного и земельного налогов за налоговый период - <дата обезличена> год, установлен срок уплаты налога - не позднее <дата обезличена>.

В соответствии с п.1 ст.45, 69, 70 НК РФ налоговым органом Зубову В.А., как физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, выставлено требование об уплате недоимки по транспортному и земельному налогам и пени от <дата обезличена> № <обезличено>, срок уплаты налога – до <дата обезличена>, недоимка по налогам – <данные изъяты> рублей, пени – <данные изъяты> рублей.

Истец обратился мировому судье о взыскании указанной недоимки и пени, о чем свидетельствует факт принятия заявления о выдаче судебного приказа и таковой выдачи определением от <дата обезличена>.

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд полагает, что направление ответчику уточненного налогового уведомления привело к искусственному увеличению сроков принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу на автомобиль КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № <обезличено>, налоговый орган пропустил 6-месячный срок обращения в суд с иском о взыскании указанного налога на конкретное транспортное средство.

Так, срок направления требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа) не является пресекательным, поэтому его пропуск не лишает налоговый орган права на выставление требования. Однако он имеет значение для исчисления общего (предельного) срока для взыскания задолженности.

Если срок направления требования, установленный ст. 70 НК РФ, пропущен, срок принудительного взыскания налога следует исчислять не с момента просрочки исполнения направленного требования, а исходя из совокупности следующих сроков: 3-месячного срока на предъявление требования (п. 1 ст. 70 НК РФ), 14-дневного срока - на его добровольное исполнение (п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ) и 6-месячного срока - для обращения в суд (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Следовательно, налоговому органу следовало обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу на автомобиль КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № <обезличено>, за налоговый период – <дата обезличена> года не позднее <дата обезличена> года.

В ходе подготовки дела к рассмотрению истцу было указано на необходимость представить суду сведения об уважительных причинах невозможности направления налогового уведомления по налогам за <дата обезличена> год и невозможности обнаружения недоимки по уплате налога за указанный год в установленные законом сроки (л.д. <данные изъяты>), однако истцом указанных сведений представлено не было.

При этом суд также учитывает, что возможные негативные последствия нарушения сроков направления регистрационных сведений в налоговые органы не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.

Вместе с тем, истечение срока на обращение в суд по одному виду налога за тот или иной налоговый период не влечет автоматически пропуск срока по другому виду налога или за другой период.

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит, что 6-месячный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд по остальным требованиям истекал <дата обезличена>.

До истечения указанного срока истец обратился мировому судье о взыскании указанной недоимки и пени в <дата обезличена>.

Определением от <дата обезличена> судебный приказ отменен ввиду представления ответчиком возражений относительно его исполнения.

Таким образом, административным истцом был соблюден срок направления требования об уплате налога (кроме вышеприведенного налога) и не пропущен срок, установленный для обращения в суд за принудительным взысканием налоговой задолженности по остальным требованиям.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Таким образом, вопреки доводам ответчика налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога на автомобиль КРАЗ 260, государственный регистрационный знак Е 302 ЕВ 38, за последние 3 года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления (2017 год), то есть и за 2015 год, в связи с поступлением в налоговый орган указанных сведений в отношении налогоплательщика у инспекции не имелось оснований для неперерасчета транспортного налога на данное транспортное средство.

По данным ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское», ОГИБДД МО МВД России «Боханский» (дислокация пгт. Усть-Уда), заявления Зубова В.А. на совершение регистрационных действий от <дата обезличена> и карточек учета транспортного средства, представленным по запросу суда, транспортное средство КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № <обезличено>, зарегистрировано за Зубовым В.А., он является собственником, являлся таковым и по состоянию на <дата обезличена> год, данное транспортное средство является грузовым, мощность двигателя – 210 лошадиных сил (л.с.), второе транспортное средство КРАЗ 260, государственный регистрационный знак № <обезличено>, также находилось в собственности Зубова В.А. с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в последнюю дату регистрация прекращена в связи с утратой транспортного средства, данное транспортное средство является грузовым, мощность двигателя – 300 л.с.

Кроме того, Зубов В.А. является плательщиком земельного налога, так как согласно выписок из ЕГРН об объектах недвижимости, представленных по запросу суда, имеет в собственности 2 земельных участка, расположенных в <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами: № <обезличено> (вид использования – для размещения магазина) – с <дата обезличена> и № <обезличено> (вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства) – с <дата обезличена>.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч. 1 ст. 359 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (ч. 1 ст. 361 НК РФ).

Закон Иркутской области от 04.07.2007 № 53-оз «О транспортном налоге» установил в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (с каждой лошадиной силы) – 85 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 50 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками этого налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; налоговым периодом признается календарный год (ст.ст. 388, 390, 393 НК РФ).

Статьей 394 НК РФ предусмотрены следующие налоговые ставки: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представленный истцом расчет задолженности – недоимки по налогам является арифметически правильным и отвечает вышеприведенным требованиям закона.

Доказательств об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате сумм указанной задолженности Зубовым В.А. не представлено.

Ответчиком не оспаривалась его обязанность уплатить земельный налог, суду представил чек-ордер от <дата обезличена> об уплате налогового платежа в размере <данные изъяты> рубль.

Исследование представленных Зубовым В.А. платежных документов не позволяет идентифицировать данный платеж как платеж, относящийся к недоимке по земельному налогу за истребуемый иском налоговый период – <дата обезличена> год.

Так, в указанном чеке-ордере имеется ссылка на платежный документ с индексом № <обезличено>, этот документ также был представлен ответчиком, из текста которого следует, что платеж в размере <данные изъяты> рубль является платежом текущего года, не относится к погашению задолженности по требованию об уплате налога (поле 106, буквенное обозначение платежа – «ТП»), кроме того в поле 107 указана конкретная дата уплаты налога – «<дата обезличена>», эта дата также указывает на тот налоговый период, за который внесен платеж, таковым периодом не является <дата обезличена> год.

Кроме того, в суде ответчик не отрицал, что в органы ГИБДД о снятии с регистрационного учета транспортного средства (КРАЗ) он обратился в <дата обезличена> года.

Как уже было указано выше по тексту решения, в соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.

Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в главе 28 НК РФ - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования. Факт отчуждения либо утилизации транспортного средства не освобождает лицо, не снявшее транспортное средство с регистрационного учета в органах ГИБДД, от исполнения обязанности по уплате транспортного налога в бюджетную систему РФ.

Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Положения НК РФ не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

С учетом изложенного, ввиду исключения из суммы взыскания транспортного налога на автомобиль КАМАЗ за <дата обезличена> год сумма пени по транспортному налогу за <дата обезличена> год составляет: (<данные изъяты>

Представленный истцом расчет задолженности – пени по транспортному налогу за <дата обезличена> год и пени по земельному налогу является арифметически правильным и отвечает вышеприведенным требованиям закона. Требование о взыскании пени по земельному налогу признано и самим ответчиком.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в настоящем случае - в размере, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом правила о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (85,54%).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № <░░░░░░░░░░> ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.

    ░░░░░                                                                     ░.░. ░░░░░░░░

2а-13/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области
Ответчики
Зубов Виктор Алексеевич
Зубов В. А.
Суд
Усть-Удинский районный суд Иркутской области
Судья
Баханова Л.М.
Дело на сайте суда
ust-udinsky.irk.sudrf.ru
26.12.2018Регистрация административного искового заявления
26.12.2018Передача материалов судье
29.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
22.02.2019Судебное заседание
26.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2019Дело оформлено
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее