Судья Ханина Л.В. Дело № 33-1081/2016
Докладчик Литюшкин В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Елиной Т.А. и Ериной Н.П.,
при секретаре Яшкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 мая 2016 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия Письмаркин Н.Ф., действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить ФИО1 жилым благоустроенным помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 3 сентября 2015 г. №1078 ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления Рузаевского района Республики Мордовия истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2016 г. исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов ФИО1, удовлетворены. На администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах г. Рузаевки Республики Мордовия с согласия ФИО1 ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте в границах Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцев П.С. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что возложение на администрацию муниципального органа обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилищного фонда не соответствует действующему в настоящее время законодательству, согласно которому данная обязанность возложена на министерство образования Республики Мордовия. Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия принимать решение о предоставлении истцу жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ полномочий не имеет.
В судебное заседание представители министерства образования Республики Мордовия, министерства финансов Республики Мордовия, администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. Представитель министерства образования Республики Мордовия просил рассмотреть указанную апелляционную жалобу в их отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, просившую решение суда оставить без изменения, мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Умновой Е.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 родилась <дата>, ее мать – ФИО2 умерла <дата>, отец - ФИО3 решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от <дата> лишен родительских прав, а <дата> умер (л.д. 4, 5, 6, 7, 8).
Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 3 сентября 2015 г. №1078 ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 15).
На день вынесения решения судом первой инстанции ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте на имя истца (л.д. 4, 13).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 августа 2015 г. №1015 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, <адрес> (л.д. 11).
По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, Рузаевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия ФИО1 какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 18, 19).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 настоящей статьи специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 августа 2015 г. №1015 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, <адрес>, по причине того, что данная площадь менее учетной нормы площади жилого помещения. В связи с этим суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по принятию решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения должна быть возложена на министерство образования Республики Мордовия, является необоснованным, поскольку в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-3 именно администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. При этом финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно с учетом наличия у истца неоспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ и признания ее нуждающийся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, пришел к выводу о возложении на администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на получение жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина