Дело № 2а-3877/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 23 октября 2018 года
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Чупиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что в адрес Правительства Пермского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 03.10.2017г. о взыскании исполнительского сбора с должника Правительства Пермского края, в размере 50 000,00 руб. по делу К.К.В.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по делу К.К.В, выданного Кунгурским городским судом. Предмет исполнения: возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить К.К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м, на территории <адрес> края.
Законом об исполнительном производстве установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав- исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и предотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
- должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.).
Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.
Решением суда территорией предоставления жилого помещения взыскателю определен <адрес>.
В адрес судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. была направлена информация о невозможности исполнить решение Кунгурского городского суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории Кунгурского городского округа.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ году регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения на вторичном рынке жилья по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ г.г. на территории <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ
Приобретенные жилые помещения в январе и ДД.ММ.ГГГГ года были распределены между детьми-сиротами согласно очередности.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес> края был заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения были переданы покупателю на основании акта приема-передачи жилых помещений.
В соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края ДД.ММ.ГГГГ № № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ К.К.В выразила согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ издан приказ ГКУ «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения К.К.В, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ с К.К.В заключен договор найма жилого помещений № дс по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения.
Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 N 107-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством; участия в долевом строительстве многоквартирных домов; строительства многоквартирных домов; строительства жилых домов.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
На основании изложенного Правительство полагает, что вина в непредоставлении жилого помещения в установленные сроки отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены.
Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие
непреодолимой силы, а также представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.
В настоящее время решение суда исполнено, жилое помещение взыскателю предоставлено.
На основании изложенного просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по делу К.К.В
Административный истец: Правительство Пермского края своего представителя в суд не направило, в заявлении представитель по доверенности Кучукбаева М.А. просит рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивает на доводах административного искового заявления.
Административный ответчик: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Административный ответчик: УФССП России по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представителя в суд не направил.
Исследовав материалы дела, исполнительное производство №-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено, что решением Кунгурского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить К.К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> края применительно к условиям <адрес> края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить К.К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> края применительно к условиям <адрес> края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м (л.д.9).
В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ году регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения на вторичном рынке жилья по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ г.г. на территории <адрес> планировалось в январе, феврале, октябре ДД.ММ.ГГГГ г.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес> края был заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-17).
ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения были переданы покупателю на основании акта приема-передачи жилых помещений (л.д.18).
В соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края ДД.ММ.ГГГГ № № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю направлена информация о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ К.К.В предложено жилое помещение по адресу: <адрес> на предоставление которого взыскатель выразила согласие (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» №дс К.К.В предоставлена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> по адресу: <адрес> (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ с К.К.В заключен договор найма жилого помещения №дс о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.24об.-25).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление об окончании исполнительского производства.
Разрешая требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – Правительство Пермского края.
Судом установлено, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, административным истцом принимались все возможные меры для своевременного исполнения указанного решения суда по передаче взыскателю жилого помещения, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено объективными причинами, независящими от воли должника, в том числе, длительностью процедуры формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, следовательно, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства, последний не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа.
Кроме этого, в настоящее время Правительством Пермского края взыскателю предоставлено жилое помещение.
На основании статьи 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в статье 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП о предоставлении жилого помещения К.К.В.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья- Э.Б.Домнина