Судья Игнатьева Э.Э. дело № 33-1077/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Скворцовой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Наумова М.И. на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Наумова М.И. удовлетворить частично;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Наумова М.И., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы, период работы с 1 января 2005 года до 11 февраля 2005 года в должности начальника караула пожарной части <№> в календарном исчислении;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказать;
взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (межрайонного) в пользу Наумова М.И. расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1300 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наумов М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сернурском районе Республики Марий Эл (далее - УПФР в Сернурском районе Республики Марий Эл), в котором в окончательно сформулированных требованиях просил включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы, период работы с 1 января 2005 года по 28 февраля 2005 года в должности начальника караула пожарной части <№> Управления Государственной противопожарной службы МВД Республики Марий Эл, с 1 марта 2005 года по 3 ноября 2005 года в должности начальника караула пожарной части <№> республиканского государственного учреждения «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл», с 3 ноября 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности пожарного пожарной части <№> Управления Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл; назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы с 4 февраля 2019 года; взыскать с УПФР в Сернурском районе Республики Марий Эл расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб., расходы на оплату услуг нотариуса в размере 1300 руб.
В обоснование иска Наумов М.И. указал, что 4 февраля 2019 года обратился в УПФР в Сернурском районе Республики Марий Эл за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика <№> от 8 февраля 2019 года в назначении пенсии ему отказано, так как отсутствует 25-лентний стаж на должностях Государственной противопожарной службы, при этом из его стажа исключен период работы с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в Список должностей работников Государственной противопожарной службы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 437, входят должности, занимаемые им в спорный период.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Наумов М.И. просит отменить решение суда в той части, в которой в удовлетворении его исковых требований было отказано, принять по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что, несмотря на реорганизацию учреждения Государственной противопожарной службы, в котором он работал, характер его работы не изменялся, кроме того, он занимал должности, предусмотренные Списком должностей работников Государственной противопожарной службы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 437.
Заслушав истца Наумова М.И. и его представителя Васенину Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «л» пункта 1 указанного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 (далее – Список № 437).
Указанным Списком № 437 предусмотрены, в том числе, должности: пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
Согласно положениям статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с данными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2011 года № 1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников других противопожарных служб, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что решением ответчика <№> от 8 февраля 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы – 25 лет. Признанный ответчиком специальный стаж Наумова М.И. на 4 февраля 2019 года составил 23 года 7 месяцев 26 дней.
В специальный стаж истца ответчиком не включен период работы в должности начальника караула и пожарного с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года, так как отсутствует факт осуществления работы, предусмотренный статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года от 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, в данном случае в республиканском государственном учреждении «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл», не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2005 года № 29 «Вопросы Комитета гражданской защиты Республики Марий Эл» Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Марий Эл реорганизовано путем преобразования в республиканское государственное учреждение «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл», которое является правопреемником в части полномочий Республики Марий Эл и обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Согласно данным ЕГРЮЛ Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Марий Эл прекратило свою деятельность 11 февраля 2005 года, правопреемник - республиканское государственное учреждение «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл», учредитель - Республика Марий Эл.
Из трудовой книжки Наумова М.И. следует, что 8 мая 1992 года он был принят на должность начальника караула в противопожарный аварийно-спасательный отряд <...>.
Согласно имеющимся сведениям истец продолжал работать на указанной должности в Государственной противопожарной службе МВД Российской Федерации, которая была преобразована с 1 января 2002 года в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В трудовой книжке истца имеется запись: «На основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2005 года № 29 Управление Государственной противопожарной службы МВД Республики Марий Эл реорганизовано путем преобразования в республиканское государственное учреждение «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл».
3 ноября 2005 года Наумов М.И. переведен на должность пожарного пожарной части <№>. 31 декабря 2007 года истец уволен в порядке перевода в Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Марий Эл».
Суд верно исходил из того, что часть спорного периода работы истца с 1 января 2005 года по 11 февраля 2005 года (1 месяц 10 дней) подлежит включению в специальный стаж ввиду того, что Наумов М.И. приступил к работе в РГУ «Управление Государственной противопожарной службы Республики Марий Эл» именно с 11 февраля 2005 года, когда сведения об этом юридическом лице были внесены в ЕГРЮЛ и оно начало осуществлять свою деятельность.
Довод жалобы о том, что характер работы истца в связи с реорганизацией учреждения не изменился, подлежит отклонению, поскольку само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей пожарного и начальника караула работников Государственной противопожарной службы, указанных в Списке № 437, существенным для разрешения данного спора не является.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости именно для работников Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками пожарных частей, подведомственных субъекту Российской Федерации.
Принимая во внимание, что с включением периода работы истца с 1 января 2005 года до 11 февраля 2005 года его специальный стаж на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 4 февраля 2019 года составляет менее 25 лет, право на досрочную страховую пенсию в связи работой на должностях Государственной противопожарной службы у Наумова М.И. не возникло. С учетом этого суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований о понуждении ответчика назначить ему страховую пенсию по старости.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наумова М.И. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Скворцова
Н.Г. Лелеков