Гражданское дело № 2 - 849/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
02 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ РўРѕСЂР¶РѕРє
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё РњРѕСЂРѕР·РѕРІРѕР№ Р. РЎ.
при секретарях судебного заседания: Павловой О. П., Кукушкиной Е. С.,
с участием истца Смирнова В.В. и его представителей: Смирновой Г. А. и Коломенской Л. Б.,
представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) – Тиханиной Е. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова В.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным в части решения № 143497/18 от 19 июля 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периода работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 марта 2018 года,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Смирнов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости № 143497/18 от 19 июля 2018 года; обязании засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2009 года (продолжительностью 9 лет 10 месяцев 1 день) в должности преподавателя охраны жизнедеятельности детей в Заовражской средней школе и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 марта 2018 года.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
27 марта 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».
19 июля 2018 года решением № 143497/18 истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано. При этом не включен (не учтен) в специальный стаж период работы с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2009 года (продолжительностью 9 лет 10 месяцев 1 день) в качестве преподавателя охраны жизнедеятельности детей в Заовражской средней школе, поскольку указанная должность не поименована в соответствующих Списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, по мнению ответчика, составляет 15 лет 9 месяцев 03 дня, что не дает ему права на данный вид пенсии.
Рстец РЅРµ согласен СЃ данным решением ответчика РІ части невключения вышеуказанного периода РІ стаж, дающего право РЅР° досрочное назначение пенсии ссылаясь РЅР° РЅРѕСЂРјС‹ СЃС‚. 39 Конституции Р Р¤, Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона РѕС‚ 17 декабря 2001 РіРѕРґР° в„– 173-ФЗ «О трудовых пенсиях РІ РФ», постановление Правительства Р Р¤ РѕС‚ 29 октября в„– 781, Рї. 3 Приказа Министерства образования Р Р¤ Рё Государственного Комитета Р Р¤ РїРѕ делам гражданской РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹, чрезвычайным ситуациям Рё ликвидации последствий стихийных бедствий РѕС‚ 16 марта 1993 РіРѕРґР° в„– 66/85, Рї. 16 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° РѕС‚ 11 декабря 2012 РіРѕРґР° в„– 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных СЃ реализацией прав граждан РЅР° трудовые пенсии».
По мнению истца, ввиду отсутствия утвержденных для должности учителя основы безопасности жизнедеятельности (далее по тексту – ОБЖ) должностных обязанностей в связи с отсутствием такой должности в квалификационных справочниках, представляется необходимым сравнить обязанности, выполняемые им в оспариваемый период, с обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ, содержащимися в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н.
Рстец РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р’. Р’. Рё его представители Коломенская Р›. Р‘. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р“. Рђ. РІ судебном заседании РїСЂРё участии РІ нём РґРѕ объявления перерыва исковые требования поддержали РІ полном объёме, просили РѕР± РёС… удовлетворении.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе (межрайонное) Тиханина Е.Ю. в судебном заседании пояснила, что отказ Смирнову В.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях считает законным и обоснованным по изложенным в нём основаниям, так как у истца не имеется требуемого льготного стажа. Спорный период трудовой деятельности не был включен в специальный стаж ввиду того, что профессия преподавателя охраны жизнедеятельности детей не предусмотрена Списками профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Представитель третьего лица – директор МОУ «Заовражская основная общеобразовательная школа» Смирнова Ю. А., присутствовавшая в судебном заседании до объявления перерыва, пояснила, что, по её мнению, истец осуществлял работу, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку фактически работал учителем, вел педагогическую нагрузку, организатор – это фактически дополнительная нагрузка по работе с детьми, которых он вывозил на конкурсы, где они занимали призовые места.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В подп. «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССРот 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям и профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом не допускается установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления.
Названное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, применяется в настоящее время и предусматривает аналогичное правовое регулирование.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).
Судом установлено, что Смирнов В.В. 27 марта 2018 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее - УПФРв Торжокском районе Тверской области (межрайонное)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации № 143497/18 от 19 июля 2018 года в установлении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в качестве преподавателя охраны жизнедеятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» Смирнову В.В. отказано.
Согласно вышеуказанному решению у Смирнова В.В. права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 - ФЗ не имеется ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. В специальный стаж Смирнову В.В. для назначения пенсии УПФРв Торжокском районе Тверской области (межрайонное) было учтено 15 лет 9 месяцев 3 дня. Не был включен в специальный стаж оспариваемый период трудовой деятельности Смирнова В.В. с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2009 года (продолжительностью 9 лет 10 месяцев 1 день) в должности преподавателя охраны жизнедеятельности детей, поскольку указанная профессия не предусмотрена Списками.
Работа истца Смирнова В.В. в указанный период подтверждается сведениями, содержащимися в копии трудовой книжки.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных Списками.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Рти сведения РјРѕРіСѓС‚ быть получены РёР· объяснений сторон Рё третьих лиц, показаний свидетелей, письменных Рё вещественных доказательств, аудио- Рё видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии со статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьёй 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
РР· приведённых нормативных положений Рё разъяснений Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РїСЂРё рассмотрении судами дел, связанных СЃ реализацией прав граждан РЅР° трудовые пенсии, характер работы, включаемый РІ специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии РїРѕ старости, подтверждается РЅР° основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж работы период трудовой деятельности в качестве преподавателя ОБЖ в МОУ «Заовражская основная общеобразовательная школа» с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2009 года, суд приходит к следующему.
РР· удостоверения Министерства народного образования РСФСРКалининский областной институт усовершенствования учителей в„– 866 РѕС‚ 19 сентября 1992 РіРѕРґР° следует, что РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р’.Р’. закончил РєСѓСЂСЃС‹ повышения квалификации преподавателя РєСѓСЂСЃР° «Основы безопасности жизнедеятельности».
На основании свидетельства о повышении квалификации № 3208 от 28 мая 2003 года Смирнов В.В. с 21 апреля 2003 года по 28 мая 2003 года повышал свою квалификацию в Тверском областном институте усовершенствования учителей по программе дополнительного профессионального образования преподавателей организаторов ОБЖ.
Согласно ежегодно издаваемым приказам МОУ «Заовражская основная общеобразовательная школа» с 01 октября 1997 года (приказ № 9 «О распределении обязанностей по школе») преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Смирнов В.В. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Способствует формированию общей культуры личности. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательного учреждения, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников. Взаимодействует с заинтересованными организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в образовательном учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательного учреждения. Организует занятия по ГО с работниками образовательного учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования образовательного учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения по действиям в экстремальных ситуациях. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 03 октября 2002 года № 68 «Об установлении тождества наименования должности «Преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «Военный руководитель» Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» постановило установить тождество наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель», предусмотренному Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСРот 06 сентября 1991 года № 463.
Поскольку Постановление Совмина РСФСРот 06 сентября 1991 года № 463 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, необходимо руководствоваться действующим актом в спорный период.
РР· ответа РѕС‚ 29 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° в„– 501 РњРћРЈ «Заовражская основная общеобразовательная школа» следует, что РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р’.Р’. работает РІ должности преподавателя ОБЖ СЃ 25 августа 1992 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2009 РіРѕРґР° (приказ в„– 34 РѕС‚ 25 августа 1992 РіРѕРґР°), Р° СЃ 01 сентября 2009 РіРѕРґР° Рё РїРѕ настоящее время учителем (приказ в„– 22/2 РѕС‚ 07 августа 2009 РіРѕРґР°). Р’ период СЃ 25 августа 1992 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2007 РіРѕРґР° работа выполнялась РІ полном объеме, установленном Р·Р° ставку заработной платы, что подтверждается штатными расписаниями Р·Р° данный период работы. Р—Р° периоды СЃ 01 сентября 2007 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2009 РіРѕРґР° ставка составляла 0,5, СЃ 01 сентября 2009 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2009 РіРѕРґР° – 0,27, СЃ 01 января 2010 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2010 РіРѕРґР° – 0,61, СЃ 01 января 2011 РіРѕРґР° РїРѕ 31 марта 2011 РіРѕРґР° – 0,60, СЃ 01 апреля 2011 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2011 РіРѕРґР° – 0,56, СЃ 01 сентября 2011 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2012 РіРѕРґР° – 0,50, СЃ 01 сентября 2012 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2013 РіРѕРґР° – 0,39, СЃ 01 сентября 2013 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2014 РіРѕРґР° – 0,22, СЃ 01 сентября 2014 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2015 РіРѕРґР° – 0,89, СЃ 01 сентября 2015 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время – 0,22.
При исследовании штатных расписаний МОУ «Заовражская основная общеобразовательная школа» в спорный период за 2007 – 2009 года установлено, что Смирнов В.В. работал в качестве преподавателя-организатора на ставку 1,00, начальная военная подготовка – ставка 0,54 (на 1 января 2007 год); преподаватель-организатор – ставка 0,50, начальная военная подготовка – ставка 0,39, факультативные занятия – ставка 0,39 (на 1 марта 2008 год); преподаватель-организатор – ставка 0,50, педагог дополнительного образования – ставка 0,06, начальная военная подготовка – ставка 0,39, факультативные занятия – ставка 0,33 на 1 января 2009 года).
На момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица Смирнова В.В. отражены сведения о педагогическом страховом стаже истца в должности преподавателя ОБЖ с 25 августа 1992 года по 31 декабря 1996 года. Сведения о работе истца с 01 января 1997 года по настоящее время в качестве преподавателя-организатора ОБЖ на полную ставку МОУ «Заовражская основная общеобразовательная школа» работодателем в пенсионный фонд не направлялись.
РР· тарификационных СЃРїРёСЃРєРѕРІ учителей Рё РґСЂСѓРіРёС… работников РњРћРЈ «Заовражская основная общеобразовательная школа» РЅР° 1999-2009 учебные РіРѕРґС‹ следует, что РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р’.Р’. как преподаватель (руководитель) ОБЖ РїРѕ начальной военной подготовке Рё факультативным занятиям имел педагогическую нагрузку РЅР° 1 апреля 2000 РіРѕРґР° – 14 СѓСЂРѕРєРѕРІ РІ неделю, РЅР° 1 сентября 2000 РіРѕРґР° – 14 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 1 сентября 2001 РіРѕРґР° – 16 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 1 сентября 2002 РіРѕРґР° – 16 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2003 РіРѕРґР° – 17 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2004 РіРѕРґР° – 18 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2005 РіРѕРґР° – 19 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2006 РіРѕРґР° – 17 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2007 РіРѕРґР° – 14 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2007 РіРѕРґР° – 14 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2008 РіРѕРґР° – 13 СѓСЂРѕРєРѕРІ, РЅР° 01 сентября 2009 РіРѕРґР° – 10 СѓСЂРѕРєРѕРІ.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2 - П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8 - П и Определение от 05.11.2002 № 320 - О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССРот 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССРот 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, утвердившее Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года).
При этом абзац 1 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных названным Постановлением, введен в действие с 1 сентября 2000 года (пункт 5 Постановления).
Согласно пункту 1 указанных Правил работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела «Наименование учреждений» Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Вместе с тем, согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября № 781, работа в должности учителя общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСРот 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком.
По Списку от 22.09.1999 г. № 1067 должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 правом на досрочное назначение пенсии пользуются преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), работающие в гимназии, школе.
Согласно пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей от 22.09.1999 г. № 1067 работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно п. 4.1 Приказа № 66 Министерства образования Российской Федерации, Приказа № 85 Государственного Комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 года «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях» преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).
В соответствии со Списком № 781 от 29.10.2002 г. работ, профессий, должностей, специальных учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации» поименована должность «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)», «руководитель допризывной подготовки молодежи», а также предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Согласно п. 4 указанных Правил № 781, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктов 4, 5 Правил № 516, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлено, что педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени, в том числе 36 часов в неделю - преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
В соответствии с приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени, в том числе 36 часов в неделю - преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
Проанализировав характер работы истца с учётом приведённых норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришёл к следующим выводам.
По момент действия Правил по Постановлению № 1067, когда не требовалось занятия штатной должности, суд полагает возможным в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года отождествить работу истца с работой учителя, придя к выводу, что он выполнял педагогическую нагрузку, при этом в указанный период времени работа осуществлялась в сельской школе, а потому данный период подлежит включению независимо от выполняемой нагрузки.
Ввиду того, что в период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности не требовалось выполнение педагогической нагрузки, суд полагает необоснованным исключение данного периода в специальный стаж истца, а равно незаконным и решение пенсионного органа в данной части.
Что касается периода работы с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2006 года, то в указанный период по штатным расписаниям числится как преподаватель ОБЖ, тогда как должен был быть преподавателем – организатором ОБЖ, в связи с чем судом занимаемая истцом должность отождествляется с должностью преподавателя – организатора ОБЖ, при этом также исходит из того, что педагогическая нагрузка в указанный период у истца была не менее 18 часов.
Что касается периодов работы истца Смирнова В. В. с 01 января 2002 года по 31 августа 2004 года и с 01 октября 2006 года по 31 августа 2009 года, то Смирнов В. В. не вырабатывал нагрузку в 36 часов, требуемую в соответствии с законодательством.
Отнесение в указанные периоды работы истца к преподавателям ОБЖ невозможно, ибо у него нет педагогической нагрузки 18 часов.
Отождествление работы истца как учителя также невозможно, поскольку в штатном расписании нет такой должности, учителем он не принимался, педагогическую нагрузку осуществлял как преподаватель ОБЖ, тарифицировался как преподаватель ОБЖ и преподаватель-организатор.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года № 41 не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений. Выполнение указанной работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Учитывая изложенное, иск Смирнова В. В. подлежит частичному удовлетворению, необходимо обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) включить Смирнову В.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, а также а также период работы с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2006 года, признав решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии № 143497/18 от 19 июля 2018 года незаконным в части невключения указанных периодов работы в специальный стаж, в удовлетворении остальной части иска Смирнову В. В. отказать.
Разрешая требование истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 марта 2018 года, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на день обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (27 марта 2018 года) с учетом включенных настоящим решением спорных периодов продолжительность специального стажа у Смирнова В. В. составляла менее 25 требуемых лет, то это не даёт истцу права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 марта 2018 года, в связи с чем в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
иск Смирнова В.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным в части решения № 143497/18 от 19 июля 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периода работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 марта 2018 года удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) включить Смирнову В.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, а также период работы с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2006 года.
Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) об отказе Смирнову В.В. в установлении (выплате) пенсии № 143497/18 от 19 июля 2018 года признать незаконным в части невключения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2006 года.
В удовлетворении остальной части иска Смирнову В. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Торжокский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. РЎ. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°
Решение принято в окончательной форме 07 ноября 2018 года.
Председательствующий Р. РЎ. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°