№ 12-646/2020
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 17 сентября 2020 года
Судья Центрального районного суда города Красноярска Шлейхер Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Респект» Карцевой О.С. на постановление №24/4-494-20-ППР/442/2 государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Красноярском крае Пугачевой М.А. от 19 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица: ООО «Респект» (ОГРН 1132468025733; ИНН 2465291973, КПП 246601001, юридический адрес: 660049, г Красноярск, ул. Урицкого, 61, оф.2-15А),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №24/4-494-20-ППР/442/2 государственного инспектора труда государственной инспекции труда Красноярском крае Пугачевой М.А. от 19 июня 2020 года ООО «Респект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Респект» Карцева О.С. обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой поставлен вопрос о его отмене с прекращением производства по делу, по следующим основаниям. ООО «Респект» является микропредприятием, внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года, что подтверждается выпиской из реестра. Со ссылкой на постановление Правительства № 438 от 03 апреля 2020 года указывает, что внеплановые проверки в отношении юридических лиц, ИП, отнесенных в соответствии со ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только в том случае, когда основанием для их проведения являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п.1.1 ст. 26.2 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что если иное не установлено Правительством РФ, проверки в отношении юридических лиц, ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр малого и среднего предпринимательства, с 01 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, не проводятся, за исключением проверок, основанием для проведения которых являются причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Результаты проверок, проведенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежит отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Постановление о возбуждении уголовного дела вынесено заместителем прокурора Центрального района г. Красноярска 10 апреля 2020 года, то есть, после принятия указанных нормативно правовых актов, ограничивающих государственные органы по проведению проверок. Основания, указанные в обращении Григорьевой Е.П., на основании которого было возбуждено дело об административном правонарушении, не отнесены к угрозе жизни, а значит, любые проверки по данному заявлению не являются доказательствами по делу, поскольку их результаты должны быть признаны недействительными. 07 мая 2020 года № 24/7-1575-20 государственным инспектором труда Шурыгиной К.Ю. подготовлен и направлен акт о невозможности проведения проверки по обращению Григорьевой Е.П.
Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим. При этом, в качестве таковых отмечает: добровольное исполнение юридическим лицом до вынесения обжалуемого постановления по делу предписания об устранении допущенного нарушения, поскольку ООО «Респект» был разработан проект трудового договора, полностью соответствующего требованиям трудового законодательства РФ, о чем было направлено уведомление в прокуратуру Центрального района г. Красноярска; раскаяние лица, совершившего правонарушение; а также то обстоятельство, что оно было совершено впервые. Кроме того, ООО «Респект» относится к перечню отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, поскольку основным видом деятельности Общества является «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания 56.10». Вопрос о замене наказания в виде штрафа на предупреждение при рассмотрении административного дела государственным инспектором труда не рассмотрен, как и возражения, которые были получены 18 июня 2020 года.
Государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Красноярском крае Пугачевой М.А. на жалобу директора ООО «Респект» Карцевой О.С, представлены письменные возражения, в которых представитель административного органа просит оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку обжалуемое постановление является законным, обоснованным (л.д. 65-67).
Представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.
В судебном заседании представитель ООО «Респект» Трезубов Д.Г. доводы жалобы подержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, суду представил дополнительные пояснения, исходя из которых полагает, что внеплановая проверка по соблюдению трудового законодательства в отношении ООО «Респект» не должна была проводиться, поскольку отсутствуют факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основанием для проведения проверки явилось обращение в прокуратуру гр. Григорьевой Е.П., которое в материалах дела отсутствует.
Прокурор Глухова К.В. возражала против доводов жалобы, указывая о законности и обоснованности вынесенного по делу в присутствии законного представителя юридического лица - директора ООО «Респект» Карцевой О.С., постановления. Суду представила копию обращения в прокуратуру Центрального района г. Красноярска гр. Григорьевой Е.П. от 13 марта 2020 года, оригинал которого находится в представленном суду на обозрение надзорном производстве по жалобе.
Заслушав в судебном заседании представителя юридического лица, прокурора, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена КоАП ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что прокурором Центрального района г. Красноярска 18 марта 2020 года вынесено решение о проведении в период с 18 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года проверки соблюдения норм трудового законодательства в отношении ООО «Респект».
Основанием для проведения проверки явилось обращение Григорьевой Е.П. № 568ж-2020.
07 апреля 2020 года старшим помощником прокурора Центрального района г. Красноярска Глуховой К.В. проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства ООО «Респект», в ходе которой со стороны ООО «Респект» выявлены нарушения норм трудового законодательства.
10 апреля 2020 года заместителем прокурора Центрального района г. Красноярска Кобелевым М.А. в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении ООО «Респект» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
19 июня 2020 года государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Красноярском крае Пугачевой М.А. вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно обжалуемому постановлению:
- в нарушение положений ст.ст. 22, 57, 67 ТК РФ, в трудовом договоре №8 от 01 августа 2019 года с Григорьевой Е.П. отсутствует подпись работодателя и сведения о представителя работодателя, подписавшем трудовой договор, условия труда на рабочем месте;
- в нарушение положений ст.ст. 22, 115, 116 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к них местностях», трудовым договором с Григорьевой Е.П., дополнительный отпуск в размере 8 дней не установлен.
В соответствии со статьей 22 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно положениям статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника.
Однако, в нарушение указанных выше положений закона, в трудовом договоре от 01 августа 2019 года № 8 с Григорьевой Е.П. отсутствует подпись работодателя и сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, условия труда на рабочем месте.
Кроме того, в силу положений статьи 115 Трудового кодекса РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 116 трудового кодекса РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 14 Федерального Закона от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях», кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливаются также в качестве компенсации ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней для остальных районов севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, законодатель устанавливает продолжительность очередного оплачиваемого отпуска для районов Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, в количестве 36 календарных дней.
Однако, в нарушение положений ст.ст. 22, 115, 116 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к них местностях», трудовым договором с Григорьевой Е.П., дополнительный отпуск в размере 8 дней не установлен.
Вина юридического лица в совершении правонарушения не оспаривается в жалобе и подтверждается:
- обращением Григорьевой Е.П. № 568ж-2020 в прокуратуру от 13 марта 2020 года (л.д. 92);
- решением прокурора Центрального района г. Красноярска о проведении проверки от 18 марта 2020 года в отношении ООО «Респект», соответствующее уведомление в адрес ООО «Респект» (л.д. 27-28);
- актом о проведении проверки в отношении ООО «Респект» от 07 апреля 2020 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения трудового законодательства Российской федерации (л.д. 29-32);
- постановлением заместителя прокурора Центрального района г. Красноярска Кобелева М.А. о возбуждении в отношении ООО «Респект» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (л.д.22-25);
- решением №1 единственного участника общества с ограниченной ответственностью «респект» от 13 октября 2017 года, о назначении на должность директора Общества Карцевой О.С. сроком на пять лет (л.д. 38);
- Уставом ООО «Респект» (л.д. 39-56);
- приказом №8 от 01 августа 2019 года о приеме на работу в ООО «Респект» на должность заведующей производством Григорьевой Е.П. (л.д. 57);
- трудовым договором № 8 от01 августа 2019 года между ООО «Респект» и Григорьевой Е.П. (л.д. 58-64).
Указанные выше доказательства являются допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для признания юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, возражения юридического лица от 18 июня 2020 года приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления, которое содержит на это соответствующее указание.
Доводы жалобы об отсутствии законных оснований для проведения прокуратурой проверки в отношении Общества, со ссылкой на постановление Правительства № 438 от 03 апреля 2020 года, не могут быть признаны состоятельными, в силу следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 438 от 03 апреля 2020 года «Об обстоятельствах осуществления проверок в 2020 году государственного контроля (надзора)», назначение внеплановых проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», возможно только в случае причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по согласованию с органами прокуратуры.
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления, положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
Однако, согласно подп.3 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Таким образом, названное выше Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438, не применяется в отношении осуществления прокурорского надзора.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу, которое вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, а также применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения, суд не усматривает.
Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями закона в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 5.27 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для замены назначенного юридическому лицу наказания в виде штрафа на предупреждение, суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №24/4-494-20-ППР/442/2 государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Красноярском крае Пугачевой М.А. от 19 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица: ООО «Респект», - оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Респект» Карцевой О.С., - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Е.В. Шлейхер