61RS0№-11
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023 года сл. Кашары Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области
под председательством судьи Якуниной С. А.,
при секретаре Федоренко О. Н.,
с участием истца Стебленко А. И., представителя истца Тищенко В. В.,
представителя ответчика Палюх В. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стебленко А.И. к Администрации Кашарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия Администрации Кашарского района, не исполнившей постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании с Администрации Кашарского района Ростовской области компенсации в размере 1230980 руб., соответствующей кадастровой стоимости земельной доли земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 12,2 га в <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
В Миллеровский районный суд Ростовской области поступило исковое заявление, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ Стебленко А. И. к Администрации Кашарского района о признании незаконным бездействие Администрации Кашарского района Ростовской области, не исполнившей постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1. «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства» и взыскании с Администрации Кашарского района Ростовской области и взыскании компенсации в размере 1230980 руб., соответствующей кадастровой стоимости земельной доли земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 12,2 га в <адрес>.
Истец мотивировал свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он работал в должности тракториста-машиниста колхоза «<данные изъяты>» <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году во исполнение постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" производилась приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. В связи со сложившейся в указанное время тяжелой экономической обстановкой, отсутствием работы и заработка, он и его мать ФИО3 подали заявления в Правление колхоза о выделении двух земельных паев для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. Решением Правления колхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 7), было постановлено выделить им для образования крестьянского (фермерского) хозяйства два земельных пая площадью 12.2 га из которых: 9,75 га - пашни, 2,45 га - пастбищ на каждого человека. На основании решения правления колхоза «<данные изъяты>» Администрацией Кашарского района Ростовской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1. «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства». Пунктом 1 данного постановления постановлено выделить земельные бесплатные - Стебленко А.И.-12,2 га сельхозугодий и ФИО3 -12,2 га сельхозугодий.
Пунктом 2 данного постановления истец утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства, мать истца - членом хозяйства.
Пунктом 3 указанного постановления районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано провести землеустроительные работы по ограничению земельного участка в натуре (на местности) и подготовить государственный акт на право пользования землей.
Пунктом 4 настоящего постановления постановлено выдать ему государственный акт и занести в книгу записи государственных актов, завести регистрационную карточку.
Пунктом 5 указанного постановления Кашарскому сельскому совету постановлено внести крестьянское (фермерское) хозяйство в похозяйственную книгу.
Пунктом 3 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве, действовавшего на момент выдела земельных паев установлено, что член колхоза имеет право выйти из его состава и создать крестьянское (фермерское) хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем.
Статьей 4 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент выдела земельных паев установлено, что гражданские права и обязанности возникают из административных актов.
Пунктом 6 статьи 33 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», действовавшим на момент вынесения постановления Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1. «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства» и п. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Однако с момента вынесения данного постановления и до настоящего времени Администрацией Кашарского района оно не исполнено. Районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству землеустроительные работы по ограничению земельного участка на местности (межеванию) проведены не были, государственный акт на право пользования землей истцу выдан не был. Истец полагает, что по вине Администрации Кашарского района земельный пай оказался среди невостребованных земельных долей и был передан в муниципальную собственность <адрес>. Каких-либо документов об отказе в предоставлении земельного участка от Администрации Кашарского района, либо его изъятия на основании решения суда он не получал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Согласно пункта 3 данной статьи, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Документы о выделении земельных долей, межевании и постановления администрации района об этом не выдавались. На его неоднократные устные заявления о местоположении земельного участка, должностные лица администрации отвечали о том, что им об этом ничего неизвестно. Разыскивая землю, истцу посоветовали обратиться в архив <адрес>. В августе ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился в архив и получил из него документы о выделении земли и постановление главы Администрации об этом.
Согласно статье 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной этим законом.
Пунктом 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации "установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Истец считает, что бездействием Администрации Кашарского района были нарушены его конституционные права на владение, пользование и распоряжение земельным паем.
В процессе получения справки-подтверждения стоимости земельной доли от кадастрового инженера, истцу стало известно о том, что рыночная стоимость земли должна соответствовать кадастровой стоимости. Средняя кадастровая стоимость 1 кв.м. земель сельскохозяйственного назначения по <адрес> определена в Постановлении Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № и соответствует 10,09 руб. Таким образом, стоимость моей земельной доли на день рассмотрения иска в суде составляет 12,2 га (что соответствует 122000 кв.м. ) х 10,09 руб. =1230980 руб.
В судебном заседании истец Стебленко А. И. пояснил, что узнал в ДД.ММ.ГГГГ г. о выделении ему и его матери земельного пая, в том же году весной он принимал участие в определении границ данного участка, когда на его границах устанавливали «колышки». Землю он никогда не обрабатывал и не сажал на ней, документы на земельный пай истец не оформил. Ранее он обращался в Администрацию Кашарскому района с целью узнать, где его пай, однако информации не получил. Затем в ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился в архив и получил постановление главы администрации о выделении ему земли в ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании представитель истца Тишенко В. В. поддержал требования искового заявления, с учетом последних уточнений от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, указав, что Администрация района после вынесения постановления №.1. от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила его исполнение, а именно, не проконтролировала бездействие комитета по земельным ресурсам и землеустройству по исполнению указанных в постановлении пунктов, а именно: п. 3 и 4 о том, что комитету по земельным ресурсам и землеустройству в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести землеустроительные работы по ограничению земельного участка в натуре (на местности) и подготовить государственный акт на право пользования землей; выдать Стебленко А.И. государственный акт и занести в книгу записи государственных актов, завести регистрационную карточку.
В связи с чем, бездействием Администрации Кашарского района нарушены законные права истца на право владения пользования и распоряжения земельной долей, указав, что убытки в соответствии со ст. 16 ГК РФ причиненные гражданину или юрлицу в результате незаконных действий (бездействия) госорганов подлежат возмещению РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
В судебном заседании представитель ответчика Палюх В. И. возражал против требований искового заявления, указав, что, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и на основании заседания комиссии по реорганизации колхоза «Заветы Ильича» (протокол № 7) Администрация Кашарского района вынесла постановление №.1. от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства» Стебленко А. И. была выделена бесплатно земельная доля, площадью 12,2 га. Данное постановление согласно записи было разослано, в том числе главе крестьянского (фермерского) хозяйства Стебленко А. И. Земельный пай по нормам действовавшего в то время законодательства (Закон РСФСР 1990 «О Земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1991 г. мог быть выделен только собственникам земельных долей, которые намеревались создать крестьянское (фермерское) хозяйство. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. собственники земельных долей могли получать их в виде конкретного земельного участка при выходе из сельскохозяйственного предприятия или его ликвидации, но только при условии дальнейшего использования участка в сельскохозяйственных целях или продажи его местному Совету народных депутатов.
Согласно Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 (ред. от 25.01.1999) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
До сих пор порядок такого согласования регулировался Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"
В Рекомендациях указывалось, что не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные земельные участки. Такое решение должно быть принято единогласно.
Указом Президента РФ от 07.03.1996 N 337 (ред. от 25.01.1999) "О реализации конституционных прав граждан на землю" установлено, в случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. При этом должны быть обеспечены рациональная организация территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого участка не ниже среднего по хозяйству. Если же использование согласительных процедур не дало результатов спорный вопрос передается на решение суда.
Согласно Рекомендациям о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в котором указываются: количество земельных долей заявителей, их оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков, выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово - картографического материала. Протокол подписывают представители сособственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.
Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных участков или протокола внутрихозяйственного аукциона оформляет соответствующие документы на выделенные земельные участки.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" решение об отводе земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства само по себе не может рассматриваться как доказательство фактического выдела земельной доли в натуре.
Процедура определения местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли установлена Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и одобренными Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями.
Согласно им решение о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделенных земельных долей, принимает собрание собственников земельных долей и их представителей, если согласие между собственниками и заявителем не достигнуто, оформляется протокол, в котором указывается количество земельных долей заявителей и представителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству, служит основанием для определения границ земельных участков в натуре.
Таким образом, истцом процедура определения местонахождения земельного участка не была соблюдена. Доказательств, подтверждающих фактическое выделение фермеру земельной доли в натуре в установленном порядке (графические материалы земельного участка - план с указанием местоположения участка, его конфигурация, качественные характеристики земли, акт выделения доли в натуре – установка колышков и иных знаков и т. д.) истцом не представлено.
Исходя из вышеизложенного, ответчик считает, что Постановление Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которым истцу была выделена земельная доля самого по себе недостаточно для подтверждения факта выделения земельного участка в натуре.
В соответствии с рекомендациями невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента РФ от 07.03.1996 N 337 (ред. от 25.01.1999) "О реализации конституционных прав граждан на землю" было уточнено невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
Вместе с тем, истец знал и мог знать, что начата процедура выдела земли. Представитель ответчика обратил внимание, что сам истец в суде пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ г. он обращался в Администрацию Кашарского района по вопросу выдела земли и оформления права собственности на него, истец пояснил, что работниками комитета по земельным ресурсам и землеустройству на начальном этапе совершены определенный действия по проведению землеустроительных работ, истец участвовал в установлении границ участка, когда устанавливали «колышки», но в последствии не оформили должным образом.. Следовательно, о нарушении своих имущественных прав Стебленко А. И. знал еще в апреле ДД.ММ.ГГГГ но не предпринял никаких действий.
Таким образом, истцом пропущен установленный срок на обращение в суд, поскольку, обращаясь в Администрацию Кашарского района в ДД.ММ.ГГГГ. истец знал и мог знать о нарушении своих имущественных прав. Палюх В. И. просил применить последствия пропуска срока исковой давности в соответствии со ст. 196 и 199 ГПК РФ и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив и проверив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, также достаточность и взаимную взаимосвязь доказательств в их совокупности приходит к следующим выводам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, который утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 года, предусматривалась реорганизация колхозов и совхозов.
Согласно п. 6 Указа коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 колхозы и совхозы обязаны были до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Согласно п. 9 указанного постановления все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Наделение земельными долями осуществлялось в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».
Земельный пай по нормам действовавшего в то время законодательства (Закон РСФСР 1990 «О Земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1991 г. мог быть выделен только собственникам земельных долей, которые намеревались создать крестьянское (фермерское) хозяйство. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. собственники земельных долей могли получать их в виде конкретного земельного участка при выходе из сельскохозяйственного предприятия или его ликвидации, но только при условии дальнейшего использования участка в сельскохозяйтсвенных целях или продажи его местному Совету народных депутатов.
Вопросы выдела земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства регламентировались Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 (ред. от 25.01.1999) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"
Рекомендации определяли, что не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные земельные участки. Такое решение должно быть принято единогласно.
Согласно Рекомендациям о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в котором указываются количество земельных долей заявителей, их оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков, выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово - картографического материала. Протокол подписывают представители сособственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26.06.2008 года N 13 «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» указывает, что исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что заседанием правления колхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ согласно протокола №, рассмотрено заявление Стебленко А. И. и ФИО3; постановлено выделить им для создания крестьянского (фермерского) хозяйства два земельных пая площадью 12.2 га из которых:9,75 га - пашни, 2,45 га - пастбищ. (л. д. 13-14)
Администраций Кашарского района Ростовской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1. «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства», согласно которому:
Пунктом 1 постановлено выделить земельные бесплатные доли - Стебленко А.И.-12,2 га сельхозугодий и ФИО3 -12,2 га сельхозугодий, 9,75 га - пашни, 2,45 га – пастбищ.
Пунктом 2 Стебленко А.И. утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства, его мать - членом хозяйства.
Пунктом 3 районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству в срок до 10 апреля 1993 г. предписано провести землеустроительные работы по ограничению земельного участка в натуре (на местности) и подготовить государственный акт на право пользования землей.
Пунктом 4 постановлено выдать главе КФХ государственный акт и занести в книгу записи государственных актов, завести регистрационную карточку.
Пунктом 5 постановлено Кашарскому сельскому совету внести крестьянское (фермерское) хозяйство в похозяйственную книгу.
Пунктом 6 постановлено обязать крестьянское (фермерское) хозяйство обеспечить эффективное использование экологических требований и мер по охране земель.
Пунктом 7 контроль за состоянием и использованием земель возложен на комитет по земельным ресурсам и землеустройству (л. д. 12)
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ информация в ЕГРН на объекты недвижимости, зарегистрированные за Стебленко А. И. отсутствует. (л. д. 15).
Архивной справкой Администрации Кашарского района подтверждается, что Стебленко А. И. работал в колхозе «<данные изъяты>» в период с мая ДД.ММ.ГГГГ г. по июнь ДД.ММ.ГГГГ г., с июля ДД.ММ.ГГГГ по октябрь ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 74)
В соответствии с ответом Роскадастра от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют межевые дела на земельные участки к/н № и к/н №, где предположительно по информации истца находился земельный участок, выделенный Стебленко А. И. (л. д. 68).
Согласно ответа УФС государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ государственный акт, удостоверяющий право собственности Стебленко А. И. на земельный участок, выделенный по постановлению Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства», книга записей государственных актов за ДД.ММ.ГГГГ г, регистрационная карточка в отношении Стебленко А. И. в архиве отдела отсутствуют. (л. д. 82).
Согласно представленной истцом справке расчету стоимость земельной доли составляет 1230980 руб. (л. д. 88)
В соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ архивный сектор Администрации Кашарского района не может предоставить копии государственного акта и регистрационной карточки, а также выписку из книги записей государственных актов на Стебленко А. И. в связи с тем, что документы на хранение не поступали. (л. д. 105).
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что во исполнение Постановления Правительства РФ 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" было вынесено Постановление главы Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и утвержден перечень мероприятий, необходимых для утверждения Стебленко А.И. главой крестьянско-фермерского хозяйства и оформления выделенных земельных долей.
Согласно пояснениям истца ему выделили землю в ДД.ММ.ГГГГ г., в этом же году весной началась процедура выдела земли, где Стебленко А.И. участвовал в процедуре определения местонахождения и границ земельного участка, установлении «колышек». Истец пояснил, что после указанного события он никаких мер по оформлению земельного пая не предпринимал, информации не имел, в связи с жизненными трудностями земельным вопросом до 2023 не занимался.
В соответствии с Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи; одобренными Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"
Администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций документов (материалов):
в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли;
устанавливает сроки подготовки, оформления и выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен превышать 1 месяца со дня принятия районной администрацией решения об их выдаче.
Согласно п. 4 указанных Рекомендаций Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству:
обеспечивает по заявке комиссии по приватизации земли и реорганизации хозяйства проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия);
уточняет и наносит на планово - картографический материал границы земель, на которые установлены ограничения в использовании и которые обременены правами других лиц;
оформляет и выдает свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, а также регистрирует эти свидетельства.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что порядок выдела земельного пая в натуре, предусмотренный действовавшим в тот период нормами законодательства был не соблюден, пункт 3 постановления главы Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1, которым предписано районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение землеустроительных работ по ограничению земельного участка в натуре (на местности) - не исполнен.
Согласно Постановления Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Следовательно, право на земельную долю у Стебленко А. И. возникло, но не подтверждено соответствующим свидетельством. После выделения земельной доли в натуре на конкретном участке местности с обозначением границ и присвоением кадастрового номера у лица возникает право собственности на земельный участок, полученный в счет земельной доли, оформление и выдача свидетельства на право собственности осуществлялось комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Учитывая презумпцию разумности действий и добросовестности гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ) истец должен был принять меры для реализации предоставленного ему законодательством права, в соответствии с которым процедуру выдела земельного участка должна быть завершена.
Завершение указанной процедуры зависело в том числе от волеизъявления Стебленко А. И., однако исходя из пояснений истца, он никаких мер по оформлению земли не принимал, в частности в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не обращался.
Суд критически относится к доводам истцовой стороны, о том, что Стебленко А. И. не знал о факте принятия постановления главы Администрации Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1, поскольку его принятию предшествовало заявление истца о выделении земельного пая для создания крестьянско-фермерского хозяйства, также данное обстоятельство опровергается участием истца в проведении землеустроительных работ.
Кроме того, суд считает общеизвестным фактом, что в России в первой половине 1990 г. проводилась земельная реформа, осуществлялась приватизация государственной собственности. Сведения о реформе распространялись посредством средств массовой информации, органами государственной и исполнительной власти. Нормативные акты относительно реформы в период с 1991 г. по 2003 г. подлежали обязательному опубликованию в официальных издательствах, и являлись общедоступными. Истец в тот период жил в Российской Федерации не мог не знать о происходивших событиях.
Согласно Постановления Правительства РФ от 02.02.1993 N 91 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству" Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов и городов, а также подведомственные Роскомзему организации и учреждения образуют взаимосвязанную структуру.
Согласно правовым нормам указанного постановления комитет по земельным ресурсам и землеустройству является юридическим лицом.
Вместе с тем, истец предъявляет исковое требование на бездействие администрации Кашарского района по контролю комитета по земельным ресурсам и землеустройству по исполнению указанных в постановлении главы Кашарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.1, пунктов 3 и 4, однако достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих незаконность бездействие администрации Кашарского района суду не представлено.
Таким образом, при избранном истцом способе и защите и исковых требованиях, уточненных ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает оснований для признания бездействия Администрации Кашарского района незаконным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации Кашарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия Администрации Кашарского района, не исполнившей постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства не подлежат удовлетворению.
Требование о взыскании с Администрации Кашарского района Ростовской области компенсации в размере 1230980 руб., соответствующей кадастровой стоимости земельной доли земельного участка, как производное от первого требования также подлежит оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем, суд не находит оснований для применения последствий срока исковой давности, поскольку в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования истца по делу исковая давность не распространяется (требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения);
Часть 1 статьи 88 ГПК РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Поскольку оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, понесённые истцом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Стебленко А.И. к Администрации Кашарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия Администрации Кашарского района, не исполнившей постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О выделении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании с Администрации Кашарского района Ростовской области компенсации в размере 1230980 руб., соответствующей кадастровой стоимости земельной доли земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 12,2 га в <адрес> и взыскании государственной пошлины – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья С. А. Якунина
Миллеровского районного суда
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.