Дело №...
№ 11RS0001-01-2019-007569-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
19 сентября 2019 года гражданское дело по иску Прокурора города Сыктывкара к АМО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий эксплуатации дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в срок до ** ** ** обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворовых проездов общего пользования вдоль домов ... г. Сыктывкара посредством организации проведения работ по устранению выбоин, восстановлению дорожного полотна, восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой г. Сыктывкара в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления контроля за эксплуатационным состоянием проезжей части дворовых проездов установлено, что дворовые проезды находятся в ненадлежащем состоянии.
В ходе рассмотрения дела судом прокурор Вовк Я.И. полагала заявленный иск подлежащим удовлетворению.
Ответчик, третьи лица извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в суд своего представители не направили, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ).
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1); под содержанием автомобильной дороги понимается содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно положений п.п. 1, 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении улично-дорожной сети в г. Сыктывкаре в границах МО ГО «Сыктывкар» возложены на Администрацию МО ГО «Сыктывкар».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Устава МО ГО «Сыктывкар», к ведению городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (далее - Распоряжение).
Согласно п. 5 Распоряжения ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст взамен ГОСТ Р 50597-93 утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
ГОСТ Р 50597-2017 веден действие с 01.09.2018 за исключением п. 5.1.1, 6.1.1 и 7.1, которые вводятся в действие с 01.07.2019 в части рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
ГОСТ Р 50597-2017 установлены предельные размеры отдельного повреждения (выбоина, просадка, пролом): длина – не должна быть 15 см и более, глубина - не должна быть 5 см и более, площадью не должна быть равной 0,06 м2 или более (таблица 5.3).
Согласно п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов.
Открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Вертикальное отклонение одного бортового камня от его проектного положения на 10 см и более (таблица Б.4).
Из протокола 11ЕЕ 000687 от 21.07.2017 г. следует, что в районе д. №№ 3,5,8 имеются повреждения (разрушения) бортовых камней, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017.
Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.01.2018 г. по делу № 5-4/18 администрация МО ГО «Сыктывкар признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ. При этом установлено, что Администрация МО ГО «Сыктывкар « не выполнила требования по содержанию автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии в границах МО ГО «Сыктывкар» в дворовых проездах общего пользования домов ... г. Сыктывкара. Так, на всем протяжении проезжей части имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельных выбоин составили: по длине – 340 см, ширине – 270 см и глубине – 10 см.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения обязанностей в сфера дорожной деятельности в виде не обеспечения надлежащего содержания вышеуказанных участков проезжей части дороги в пределах МО ГО «Сыктывкар» подтвержден в ходе судебного разбирательства.
Доказательств приведения названных участков дорог в соответствие с установленными требованиями, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части устранения выявленных недостатков.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Определяя срок организации мероприятий по устранению нарушений законодательства, с учетом разумности, а также характера выявленных нарушений и способа их устранения целесообразно установить срок до 01.08.2020г. с учётом особенностей бюджетного процесса и организации работ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в срок до 01.08.2020 г. обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворовых поездов общего пользования вдоль домов ... г. Сыктывкара посредством организации проведения работ по устранению выбоин, восстановлению дорожного полотна, восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Некрасова
...