ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-935/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 19 апреля 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельева Д.В.,
судей Ворониной Э.Н., Сазоновой Н.В.,
при секретаре Феоктистове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденной Кузьминой И.Г. на приговор Кировского городского суда Ленинградской области от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 3 сентября 2021 года в отношении Кузьминой И.Г..
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сазоновой Н.В., выступления осужденной Кузьминой И.Г. посредством видеоконференц-связи и адвоката Пахомовой Ю.И., поддержавших доводы жалобы, прокурора Атласова А.В., полагавшего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Кировского городского суда Ленинградской области от 28 января 2021 года
Кузьмина И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с<адрес> <адрес>, гражданка РФ, со средним образованием, не состоящая в браке, работающая, имеющая несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированная в пгт. <адрес> по адресу: <адрес>, проживающая в пгт. <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, несудимая,
осуждена:
по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен с даты вступления приговора в законную силу. Зачтено Кузьминой И.Г. в срок лишения свободы время содержания под стражей с 21 по 22 мая 2019 года включительно и с 28 января 2021 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 3 сентября 2021 года приговор оставлен без изменения.
Кузьмина И.Г. осуждена за незаконный сбыт наркотического средства.
Преступление совершено 20.03.2019 года в пгт. <адрес> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная Кузьмина И.Г. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая выводы суда о ее виновности противоречащими доказательствам по делу и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Указывает, что назначенное ей наказание является чрезмерно суровым и не справедливым, и не соответствующим данным о ее личности. Отмечает, что ранее не привлекалась ни к административной, ни к уголовной ответственности, на специализированных учетах не состоит, положительно характеризуется, на момент совершения инкриминируемого преступления имела работу и вела общественно полезный образ жизни.
Полагает, что судом не в полной мере были исследованы обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Отмечает, что показания свидетеля под псевдонимом «<данные изъяты>» и свидетелей КВС и ШДВ в части описания женщины, сбывшей наркотическое средство «Баталову», расходятся между собой.
Оценивая содержание протоколов допросов свидетелей КВС и ШДВ, указывает на их изготовление следователем до проведения допросов и подписание свидетелями заранее изготовленных протоколов.
Указывает, что судом не в полной мере исследованы показания свидетеля под псевдонимом «Баталов», не дана оценка отсутствию доказательств, подтверждающих опасение свидетеля за свою жизнь. Полагает, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением уголовно-процессуального закона, поскольку в материалах дела не имеется согласия руководителя следственного органа и постановления о проведении допроса без указания сведений о личности свидетеля.
Отмечает, что в судебном заседании допрос указанного свидетеля также был произведен без вынесения постановления о производстве допроса без оглашения данных о личности свидетеля и в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками процесса. Полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости соответствующих доказательств.
Обращает внимание, что в ходе следственных действий ей не разъяснялись процессуальные права, не была предоставлена возможность воспользоваться услугами адвоката. При этом, заявление об отказе от услуг адвоката в материалах дела отсутствует. Полагает, что с учетом изложенного, обыск в жилище был произведен с нарушением права на защиту, незаконными также являются протокол осмотра и добровольной выдачи наркотического средства.
Отмечает, что материалы оперативно-розыскной деятельности не подтверждаются фото и видеосъемкой, а также аудиозаписью, заключением эксперта о наличии потожировых следов на упаковке с наркотическим средством, которое якобы выдано «Баталовым».
Просит приговор изменить, переквалифицировать ее действия на ч. 1 ст. 228 УК РФ, смягчить наказание.
На кассационную жалобу поступило возражение государственного обвинителя Сычева И.П., в котором указано на необоснованность изложенных в жалобе доводов и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия находит обжалуемые судебные решения законными, обоснованными и справедливыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений судом не допущено.
Фактические обстоятельства и виновность Кузьминой И.Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, установлены совокупностью доказательств, исследованных судом и получивших оценку в приговоре.
Всем доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
В силу статьи 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и норм уголовно-процессуального права (вопросы права). С учетом данного ограничения доводы кассационных жалобы, представления, если в них оспаривается правильность установления судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта), проверке не подлежат. В соответствии со ст. 389.16 УПК РФ приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, если: выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании; суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда; в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определение меры наказания.
С учетом изложенного, доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, недоказанности виновности осужденной в совершении инкриминируемого преступления предметом проверки суда кассационной инстанции являться не могут.
Обосновывая виновность Кузьминой И.Г. в совершении незаконного сбыта наркотического средства, суд верно сослался на показания свидетеля под псевдонимом «Баталов», в ходе предварительного и судебного следствия подробно и последовательно пояснявшего обстоятельства приобретения наркотического средства у знакомой женщины по имени Ирина в рамках оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». В ходе опознания «Баталов» указал на фотографию № 1, на которой изображена Кузьмина И.Г., пояснив, что именно она 20.03.2019 года у подъезда <адрес> в пгт. <адрес> продала ему за 1000 рублей наркотическое средство метадон. Вопреки доводам осужденной, каких-либо противоречий, имеющих правовое значение, в показаниях свидетеля не содержится. Изложенные в приговоре показания согласуются с показаниями свидетелей КВС и ШДВ, принимавших участие в проведении оперативно-розыскного мероприятия в качестве представителей общественности, а также иные изложенные в приговоре доказательства.
Всем доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
Совокупность исследованных судом доказательств обоснованно признана достаточной для вывода о виновности осужденной в совершении инкриминируемого преступления.
Действия Кузьминой И.Г. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Наказание назначено Кузьминой И.Г. с соблюдением требований ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ.
Судом в соответствии с требованиями уголовного закона учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимой, в том числе, указанные в кассационной жалобе, смягчающие наказание обстоятельства – наличие у подсудимой заболеваний, а также матери пенсионного возраста с заболеваниями, требующими лечения, наличие несовершеннолетней дочери, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Оснований для применения ст. 64 УК РФ, ст. 73 УК РФ, ст. 53.1 УК РФ судом не установлено. Указанный вывод сомнений в своей обоснованности не вызывает.
По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и личности осужденной, а также целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденной и предупреждения совершения ею ФИО2 преступлений, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела судом не допущено.
В ходе предварительного следствия Кузьминой И.Г. был на основании ст. 51 УПК РФ назначен адвокат (т. 1 л.д.112). Допросы Кузьминой И.Г. в качестве подозреваемой и обвиняемой производились с участием адвоката и с разъяснением Кузьминой И.Г. всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом прав (т. 1 л.д. 113, 132). Оснований считать право Кузьминой И.Г. на защиту нарушенным не имеется.
Поскольку в ходе производства обыска в жилище участие адвоката не является обязательным, доводы жалобы о нарушении права на защиту Кузьминой являются несостоятельными. Обыск в жилище Кузьминой И.Г. производился на основании постановления суда, нарушений уголовно-процессуального закона при его производстве не допущено.
Доводы осужденной о получении согласия руководителя следственного органа о проведении допроса без указания сведений о личности свидетеля, а также необходимости вынесения соответствующего постановления основаны на неверном толковании закона и подлежат отклонению. Решение о засекречивании данных о личности свидетеля под псевдонимом «Баталов» было принято после его ходатайства с указанием об опасении за свою жизнь, что предусмотрено нормами закона.
Поскольку нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривают обязательное проведение фото и видеосъемки оперативно-розыскных мероприятий, а также участие адвоката в ходе их проведения, доводы осужденной о недопустимости доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Отсутствие потожировых следов на упаковке с наркотическим средством не опровергает выводы суда о виновности осужденной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Доводы осужденной об изготовлении следователем протоколов допросов свидетелей КВС и ШДВ до проведения допросов и подписание свидетелями заранее изготовленных протоколов основаны на предположении и материалами уголовного дела не подтверждаются.
Как следует из протокола судебного заседания, уголовное дело рассмотрено судом с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Председательствующим созданы все условия для реализации сторонами своих процессуальных прав и исполнения обязанностей.
Допрос свидетеля под псевдонимом «Баталов» произведен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Личность свидетеля удостоверена судом, сторона защиты не была ограничена в праве задать вопросы свидетелю и оспорить данные им показания.
Приговор отвечает требованиям ст. 307 УПК РФ, в нем содержится описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, изложены доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимой, приведены мотивы, по которым суд отверг другие доказательства. Обстоятельства содеянного, включая время, место, способ и другие подлежащие доказыванию обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, надлежащим образом обоснованы исследованными судом доказательствами и мотивированы в приговоре. Все версии стороны защиты, в том числе аналогичные изложенным в кассационной жалобе, проверены судом с изложением подробных мотивов принятого решения.
Проверив законность, обоснованность и справедливость приговора, в том числе по доводам, аналогичным изложенным в кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для его изменения или отмены не нашел, подробно мотивировав принятое решение.
Апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 3 сентября 2021 года является законным и обоснованным, соответствующим требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░