Решение по делу № 33а-2680/2020 от 31.08.2020

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

судья Амбарцумян Н.В.

докладчик Долбнин А.И. дело № 33а-2680/2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Липецк 4 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Букреева Д.Ю., Жуковой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатеевой Ю.Г.,

с участием прокурора Пучковой С.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Широкова ФИО23, на решение Советского районного суда города Липецка от 21 августа 2020 года (административное дело № 2а-3611/2020), которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Широкова ФИО23 к территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 121/1166 от 7 августа 2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.» - отказать».

Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия

установила:

решением Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года № 1109 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.

Решением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей обязанности избирательной комиссии города Липецка, от 10 июня 2020 года № 116/689 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1-36 13 сентября 2020 года» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 возложены на территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка от 7 августа 2020 года № 121/1166 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.» административному истцу было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 на основании пункта 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», то есть в связи с недостаточным количеством предоставленных подписей.

Не согласившись с таким постановлением, Широков А.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», обратился в суд с административным исковым заявлением о его отмене и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, ссылаясь в обоснование своих требований на отсутствие предусмотренных законом оснований для признания представленных им из 63 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, недействительными 9 подписей, нарушение процедуры привлечения эксперта – почерковеда для проверки достоверности в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, несоблюдение экспертом при проведении исследования пункта 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6, в части обязательного использования при почерковедческом исследовании методики, разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласованной с соответствующими экспертными службами и утвержденной на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям. Методика применялась при проверке подписных листов в ходе избирательных кампаний 2011 – 2012 годов.

Решением Советского районного суда города Липецка от 21 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Широков А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования административного истца в полном объеме.

Административный истец Широков А.В., представитель заинтересованного лица «Регионального отделения в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и представления, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 КАС РФ Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца Широкова А.В. по доверенности Муллина Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против её удовлетворения представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Мелехиной О.А., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом письменных возражений, заключения прокурора Липецкой областной прокуратуры Пучковой С.Л. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда пришла к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» (далее – Закон Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ).

Частью 2 статьи 35 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Перечень оснований признания недействительными подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата установлен статьей 36 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», в качестве которых региональный законодатель предусмотрел в том числе:

- если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (часть 9);

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт «в» части 11)

- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт «л» части 11).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, постановлением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка № 119/720 от 23 июня 2020 года (с изменениями внесенными постановлением № 122/745 от 3 июля 2020 года) установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу № 24 - 57 подписей избирателей, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено – 63.

30 июня 2020 года Широков А.В. обратился в Территориальную избирательную комиссию № 2 Октябрьского округа города Липецка с заявлением согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 избирательному объединению «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

31 июля 2020 года Широков А.В. представил в Территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 63 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 8 листах, сведения об измененных данных о кандидате ранее представленных в комиссию на 1 листе, первый финансовый отчет с приложениями на 4 листа.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского округа от 17 июня 2020 года № 109/1053 «О рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года» утвержден состав рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года, в состав рабочей группы включен эксперт УМВД России по Липецкой области по согласованию (л.д. 62-64).

К проверке подлинности подписей в подписных листах был привлечен эксперт Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Липецкой области ФИО17

Согласно заключению эксперта по проверке подписных листов № 1513 от 3 августа 2020 года, на основании письма № 01-09/141 от 3 августа 2020 года председателя Территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В., экспертом Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Липецкой области Животенко Б.С. проведено подчерковедческое исследование подписных листов с подписями кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.

В результате исследования установлено, что рукописные записи, расположенные в:

- подписном листе № 7 в строке «Подписной лист удовлетворяю» (изображение № 2,3); в подписном листе № 7 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО1» (изображение № 4); в подписном листе № 21 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО2» (изображение № 7), в подписном листе № 42 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО3» (изображение № 5), в подписном листе № 60 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО4» (изображение № 6) - выполнены одним лицом;

- подписном листе № 43 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО5» (изображение № 8), в подписном листе № 58 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО5» (изображение № 9) - выполнены одним лицом.

Из представленной начальником отделения №2 Отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Липецку в Территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка информации от 4 августа 2020 года № 35/9/2-3190, следует, что при проверке сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Широкова А.В. на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, выявлены не соответствующие действительности, а именно, несоответствие адреса места жительства избирателей: № папки - 1, № листа – 9, № подписи – 1, ФИО18; № папки - 1, № листа – 37, № подписи – 1, ФИО19; № папки - 1, № листа – 45, № подписи – 1, ФИО20; № папки - 1, № листа – 48, № подписи – 1, ФИО21

Согласно итоговому протоколу от 4 августа 2020 года в 14 час.20 минут проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В. было установлено, что количество заявленных подписей - 63, количество представленных подписей - 63, количество проверенных подписей – 63, количество недействительных подписей – 9. Основанием (причиной) признания подписи недействительной (со ссылкой на норму закона): по пункту «в» части 11 статьи 36 – 4 недействительные подписи (подписные листы №№ 9, 37, 45, 48); по пункту «л» части 11 статьи 36 – 4 недействительные подписи (подписные листы №№ 7, 21, 42, 60); по части 9 статьи 36 – 1 недействительная подпись (подписной лист № 58). На основании вышеизложенного комиссия сочла наличие основания для отказа в регистрации кандидата по пункту 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».

Постановлением от 7 августа 2020 года № 122/1166 Широкову А.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», с указанием на то, что кандидатом представлено 63 подписи избирателей, в соответствии со статьей 36 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» проверено 63 подписи избирателей, недействительными признано 9 подписей избирателей. Количество достоверных подписей признано 54, что является недостаточным для регистрации кандидата.

Исследовав подлинные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения Широкова А.В. и материалы административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что недействительными являются 9 подписей избирателей.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок проверки подписи избирателей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Суд первой инстанции установил, что эксперт Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Липецкой области ФИО17 был привлечен в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, специалист-почерковед по проверке подписных листов является экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения и имеет право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз, имеет необходимые специальные знания и опыт работы, в заключении эксперта по проверке подписных листов № 1513 от 3 августа 2020 года указана методика, в соответствии с которой проводилось почерковедческое исследование.

Довод в апелляционной жалобе о несоблюдение экспертом при проведении исследования пункта 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6, в части обязательного использования при почерковедческом исследовании методики, разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, основан на неверном толковании закона. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законодательство Российской Федерации не содержит требований об обязательном использовании указанной в рекомендациях методики.

Довод административного истца о необходимости допроса свидетелей в подтверждение собственноручного внесения фамилии, имени, отчества избирателя, а также ссылка на копии нотариальных заявлений избирателей, представленные в суд в качестве доказательства достоверности их подписи, подлежали отклонению, поскольку, как правомерно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство, в соответствии с частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит подтверждению иными доказательствами.

Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца Широкова А.В. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, в том числе на заключении эксперта Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Липецкой области ФИО17, представленных в соответствии с подпунктами «в», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 9 и пунктами «в», «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» и таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Широкова А.В., заполненной начальником отделения №2 ОВМ УМВД России по городу Липецку, в части четырех подписей избирателей в связи с указанием в подписных листах сведений, не соответствующих действительности, оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Причин для признания действительными и достоверными подписи в подписных листах №№ 7, 9, 21, 37, 42, 45, 48, 58, 60, не имеется.

Доказательств иного, административным истцом не представлено.

Доводы апелляционной жалобы административного истца Широкова А.В. не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу, сводятся к несогласию с решением суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Липецка от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Широкова ФИО23 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2020 года.

7

33а-2680/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Широков Андрей Викторович
Прокуратура Липецкой области
Прокуратура Советского района г. Липецка
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Советского округа г. Липецка
Другие
Региональное отделение в Липецкой области политической партии "Новые люди"
Муллин Дамир Маратович
Избирательная комиссия Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Долбнин А.И.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
04.09.2020Судебное заседание
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее