УИД: №
Дело № 2а-271/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Остров Псковской области *** 2021 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Минчугиной Т.Г.,
при секретаре Корныльевой Т.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области к Семенову С.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области (далее по тексту - МИ ФНС России №5 по Псковской области) обратилась в суд с административным иском к Семенову С.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Семенов С.И. является плательщиком транспортного налога, так как имеет зарегистрированные транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения. Руководствуясь действующим налоговым законодательством, налоговая инспекция исчислила административному ответчику транспортный налог за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей. Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № № о необходимости уплаты налога за *** год. В связи с неуплатой транспортного налога административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу и пени № № от ***.2016 года в размере <данные изъяты> рублей. Поскольку требование об уплате недоимки по транспортному налогу оставлено ответчиком без исполнения, административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Одновременно истцом заявлено ходатайство о признании причин пропуска им срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными, восстановлении срока обращения в суд и взыскании с ответчика указанной недоимки по транспортному налогу.
На предварительное судебное заседание представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в предварительном судебном заседании в отсутствие его представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик, извещенный о месте и времени предварительного судебного заседания по месту регистрации, не явился, почтовый конверт с судебной корреспонденцией вернулся в адрес суда без вручения адресату.
В соответствии со ст. ст. 138, 289 КАС РФ дело в предварительном судебном заседании рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика по делу.
Изучив доводы представителя административного истца и письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Указанный документ является обязательным и первым этапом в процедуре принудительного взыскания налоговой задолженности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган),
направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абзаца 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в *** году Семенов С.И. являлся налогоплательщиком транспортного налога.
Соблюдение в данном случае налоговым органом установленного законом порядка направления Семенову С.И. налогового уведомления об уплате транспортного налога, а затем и требования об уплате недоимки по налогу за *** годы подтверждается материалами административного дела.
Как следует из материалов административного дела, в добровольном порядке сумма недоимки по транспортному налогу за *** годы Семеновым С.И. не оплачена.
Судом установлено, что на момент направления требования № № от ***.2016 года размер подлежащей уплате Семеновым С.И. в срок до ***.2017 года недоимки по налогам и пени составляла <данные изъяты> рублей, общий размер числящейся задолженности по налогам (сборам) также составлял <данные изъяты> рублей.
Согласно п. п. 2, 5 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
С учетом названных норм, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с настоящим заявлением начинал исчисляться по требованию № № с ***.2017 года и истекал ***.2017 года.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ***.2021 года, что находится за пределами установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ срока.
Пункт 2 ст.48 Налогового кодекса РФ допускает восстановление судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании недоимки.
При этом, к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Таким образом, массовая неуплата налогоплательщиками имущественных налогов и трудоемкий процесс формирования комплекта документов в суд, которым занимается один правовой отдел, не могут быть признаны судом уважительными причинами пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления МИ ФНС №5 по Псковской области срока на предъявление настоящего административного искового заявления в суд.
В соответствии с ч.5 ст.138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении административного иска МИ ФНС России №5 по Псковской области к Семенову С.И. надлежит отказать в виду пропуска административным истцом без уважительной причины срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области к Семенову С.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за *** год в размере <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Островского городского суда Т.Г. Минчугина