Дело № 2-73/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2015 года пос. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой С.Н.,
с участием прокурора Покровского района Орловской области Корчагина И.О.,
представителей по доверенности заинтересованных лиц: Покровского районного Совета народных депутатов Горохова В.С. и администрации Покровского района Орловской области Казакова Н.М.,
при секретаре Авдеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Покровского района Орловской области в защиту интересов муниципального образования Покровский район Орловской области о признании недействующими нормативно-правовых актов в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования Покровский район Орловской области о признании недействующими нормативно-правовых актов в части, а именно п.п. 1.1, 2.1 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.), п. 1 решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. № 29/8-РС) в части установленного положениями данных нормативных правовых актов права на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий противоречащими федеральному законодательству и законодательству Орловской области и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указывает, что доплата к пенсии может быть назначена лишь депутату, работавшему в Покровском районном Совете народных депутатов Орловской области на постоянной профессиональной основе, получавшему денежное вознаграждение за указанную работу, утратившему это вознаграждение в связи с выходом на пенсию, и соответственно, имеющему право на его компенсацию в виде непосредственно трудовой пенсии, а также доплаты к ней. Установление такой доплаты депутатам, работающим на непостоянной профессиональной основе, не получавшим соответствующего денежного содержания и, следовательно, не утратившим его с выходом на пенсию, противоречит установленному федеральным законодательством принципу назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка. Полагает, что представительный орган местного самоуправления Покровского района превысил предоставленные ему полномочия в части установления гарантий депутатской деятельности, что приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств и тем самым нарушению прав и интересов муниципального образования – Покровский район Орловской области.
В судебном заседании прокурор Покровского района Корчагин Д.Ю. поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Покровского районного Совета народных депутатов Горохов В.С. требования прокурора на признал и пояснил, что оспариваемое Положение разрабатывалось и принималось на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Орловской области № 70-ОЗ от 22 июня 1998 г. «О статусе депутата законодательного органа государственной власти Орловской области» с последующими изменениями и дополнениями. Решение «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» принято по аналогии с указанным законом Орловской области, согласно которому депутаты областного Совета народных депутатов имеют право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). На принятое решение Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района орловской области» 14 июня 2011 года прокурором Покровского района было дано положительное заключение и в нем не выявлено фактов коррупциогенности. Признание п.п. 1.1, 2.1 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.), п. 1 решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. № 29/8-РС) в части установленного положениями данных нормативных правовых актов права на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий ухудшит материальное положение тех лиц, которым эта доплата уже назначена. что противоречит требованиям ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица администрации Покровского района Орловской области Казаков Н.М. не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Прокуратурой Покровского района во исполнение задания прокуратуры Орловской области была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что решением Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС утверждено Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области (далее – Положение). 26 декабря. 2011 г. в него внесены дополнения и изменения.
В соответствии с п. 1.1. Положения право на доплату к трудовой пенсии имеют лица, замещавшие выборную должность главы Покровского района, депутаты Покровского районного Совета народных депутатов, работавшие на постоянной основе, замещавшие выборную должность не менее одного срока полномочий и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, депутаты Покровского районного Совета народных депутатов, избиравшиеся депутатами три и более созывов, работавшие на не постоянной основе, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий по следующим основаниям: 1) отрешение от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 2) роспуска Покровского районного Совета народных депутатов в соответствии со ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления"; 3) вступление в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда; 4) отзыва избирателями.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что доплата к трудовой пенсии назначается при условии достижения выборным должностным лицом местного самоуправления (главой района, депутатом) возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо при досрочном оформлении трудовой пенсии в соответствии с Законом РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно п. 2.1. Положения (в редакции от 26 декабря 2011 г.) ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутата, работающего на не постоянной основе не менее трех сроков полномочий, в том числе не менее одного созыва в качестве председателя районного Совета народных депутатов, назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка главы района за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутата, работающего на не постоянной основе не менее трех сроков полномочий, в том числе не менее одного созыва в качестве заместителя председателя, секретаря районного Совета народных депутатов, назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка заместителя главы администрации района за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутата, работающего на не постоянной основе не менее трех сроков полномочий, в том числе не менее одного созыва в качестве председателя постоянной комиссии районного Совета народных депутатов, назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка начальника отдела администрации района за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии остальных депутатов, работающих на не постоянной основе не менее трех сроков полномочий, назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка главного специалиста администрации района за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
В соответствии с п. 1 решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 03.08.2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 г. «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. № 29/8-РС) (далее – Решение) Покровский районный Совет народных депутатов решил приостановить действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 г. «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области», № 10/8-РС от 26 декабря 2011 г. «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и сохранить ранее назначенную доплату к трудовой пенсии депутатам, работавшим на не постоянной основе, с момента приостановления выплаты.
Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденное решением Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.) и решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. №29/8-РС) были обнародованы способом вывешивания в общественных местах и информационных стендах расположенных на территории Покровского района, а также размещены на официальном сайте района в сети Интернет.
Однако п. 1.1, п. 2.1 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.) и п. 1 Решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 № 29/8-РС) в части установленного положениями данных нормативных правовых актов права на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона Орловской области от 4 июля 2013 г. № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области» депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования может устанавливаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) указанным в настоящей части лицам устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Статьей 26 Устава Покровского района Орловской области установлен статус депутата районного Совета народных депутатов. Данная норма также не содержит положений, устанавливающих право на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий.
Указанное в Положении и Решении дополнительное материальное обеспечение граждан, осуществляющих полномочия депутата Покровского районного Совета народных депутатов Орловской области на непостоянной основе, является ежемесячной доплатой к трудовой пенсии, выплачиваемой данной категории граждан.
Между тем, согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, т.е. представительный орган местного самоуправления Покровского района Орловской области вправе установить размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) депутатам Покровского районного Совета народных депутатов, осуществляющим свою деятельность только на постоянной профессиональной основе.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсией по государственному пенсионному обеспечению является ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
Следовательно, пенсионное обеспечение осуществляется в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с назначением трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Таким образом, доплата к пенсии может быть назначена лишь депутату, работавшему в Покровском районном Совете народных депутатов Орловской области на постоянной профессиональной основе, получавшему денежное вознаграждение за указанную работу, утратившему это вознаграждение в связи с выходом на пенсию, и соответственно, имеющему право на его компенсацию в виде непосредственно трудовой пенсии, а также доплаты к ней. Установление такой доплаты депутатам, работающим на непостоянной профессиональной основе, не получавшим соответствующего денежного содержания и, следовательно, не утратившим его с выходом на пенсию, противоречит установленному федеральным законодательством принципу назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка.
Суд находит неосновательными доводы представителя Покровского районного Совета народных депутатов о том, депутаты Покровского районного Совета народных депутатов, избиравшиеся депутатами три и более созывов, работавшие на не постоянной основе, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий, по аналогии с депутатами областного Совета также имеют право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В данном случае отношения по поводу дополнительного материального обеспечении депутатов районного Совета народных депутатов регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Орловской области от 4 июля 2013 г. № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области». Уставом Покровского района Орловской области. Следовательно, аналогия закона к данным правоотношениям не применима.
Принимая во внимание, что Положение «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» не соответствовало требованиям законодательства уже в момент принятия, суд считает, что признание его недействующим не может повлечь ухудшения материального положения лиц, уже получающих такую доплату (надбавку), в смысле, выраженном в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Не может служить безусловным подтверждением законности оспариваемых нормативных актов и то обстоятельство, что на принятое Покровским районным Советом народных депутатов решение от 3 августа 2011 г. № 6/9-РС «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» прокурором Покровского района было дано положительное заключение и в нем не выявлено фактов коррупциогенности.
Ссылка представителя районного Совета народных депутатов на ст. 57 Конституции Российской Федерации также является неосновательной, так как данная норма касается законно установленных налогов и сборов и не имеет отношения к существу рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд находит п. 1.1, п. 2.1 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 34 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.) и п. 1 решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. № 29/8-РС) в части установленного положениями данных нормативных правовых актов права на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий противоречащими федеральному законодательству и законодательству Орловской области, а заявление прокурора района – подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что в данном случае имеет место проверка нормативных правовых актов в порядке общего нормоконтроля вне связи с рассмотрением спора между конкретными субъектами, чьи права затрагиваются, суд принимает решение о признании указанных нормативных актов недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Названное Положение, дополнения и изменения к нему были обнародованы способом вывешивания в общественных местах и информационных стендах расположенных на территории Покровского района, а также размещены на официальном сайте района в сети Интернет, а не в печатном издании. В связи с этим суд считает возможным не обязывать Покровский районный Совет народных депутатов опубликовать его в печатном издании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 252, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить заявление прокурора Покровского района Орловской области.
Признать п. 1.1, п. 2.1 Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области, утвержденного решением Покровского районного Совета народных депутатов от 33 августа 2011 г. № 6/9-РС (с дополнениями и изменениями от 26 декабря 2011 г.) и п. 1 решения Покровского районного Совета народных депутатов от 4 июля 2014 г. № 26/8-РС «О приостановлении действия решений Покровского районного Совета народных депутатов № 6/9-РС от 3 августа 2011 года «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» и № 10/8-РС от 26 декабря 2011 года «О внесении изменений в «Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления Покровского района Орловской области» (в редакции решения от 23 декабря 2014 г. № 29/8-РС) в части установленного положениями данных нормативных правовых актов права на доплату (надбавку) к пенсии депутатам, выполнявшим депутатские обязанности на непостоянной основе, в связи с прекращениям ими депутатских полномочий недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Покровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Мальцева С.Н.