Дело №2а-634/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Морки 11 декабря 2017 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон
административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Марий Эл к Васильевой Т. Ф. о восстановлении пропущенного срока и взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
18 октября 2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Марий Эл в порядке положений Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» обратилась в суд с иском к Васильевой Т.Ф. о восстановлении пропущенного срока и взыскании недоимки по страховым взносам и пени в размере 20885,80 руб.
Требования истца мотивированы тем, что Васильева Т.Ф. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состояла на налоговом учете в период с 23 июля 2002 года по 27 февраля 2015 года. За период ведения деятельности образовалась недоимка по страховым взносам в сумме 12 686,35 руб., пени в сумме 8 199,45 руб., а всего 20 885,80 руб. Требование об уплате указанной недоимки ответчику не направлялось. Поэтому налоговый орган ходатайствует о восстановлении пропущенного срока, установленного законом для обращения в суд с указанными требованиями, и просит суд взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность в указанном размере.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Марий Эл просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Васильева Т.Ф. на судебное заседание не явилась, судом предпринимались все необходимые меры для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела: ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному истцом в исковом заявлении, и являющимся последним известным местом жительства ответчика, а также местом его регистрации. Судебные извещения возвращены в связи с истечением срока хранения.
Согласно положениям ст.96 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В иске в качестве места жительства ответчика указан адрес: д…., ул…., д… Моркинского района Республики Марий Эл. Согласно адресной справке ответчик зарегистрирован по данному адресу. Имея регистрацию по указанному адресу, ответчик определил данный дом в качестве жилого помещения для своего проживания.
В соответствии со ст.54 КАС РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у административного ответчика, место жительства которого не известно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Из смысла указанной нормы следует, что оснований для назначения адвоката в данном случае не имеется, поскольку требования данной статьи подлежат выполнению судом только в том случае, когда место жительства ответчика неизвестно, и установить его суду не удается. Суд располагает достоверными данными о наличии у ответчика места жительства в виде адресной справки.
Следовательно, возвращение почтовым отделением связи судебного извещения с отметкой "истек срок хранения" суд расценивает как волеизъявление неявившейся стороны, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Поскольку стороны на судебное заседание не явились, суд в соответствии со ст.150 ч.7 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд оснований для восстановления пропущенного срока и взыскания недоимки по страховым взносам и пени не находит.
Административный ответчик Васильева Т.Ф. являлась индивидуальным предпринимателем до 27 февраля 2015 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
За период ведения предпринимательской деятельности у Васильевой Т.Ф. образовалась недоимка по страховым взносам и пени в размере 20 885,80 руб.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период возникших правоотношений регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации, дела с участием указанных граждан, в том числе связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Следовательно, налоговый спор с участием граждан, которые не имеют статуса предпринимателя и не осуществляют предпринимательскую деятельность, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа.
В нарушение ст.69 Налогового кодекса РФ в установленном порядке административному ответчику не направлялись по его месту жительства ни налоговое уведомление, ни требование. Доказательства этому в материалах дела отсутствуют. Поскольку налоговым органом не выполнены возложенные на него ст.ст.32,45,69 НК РФ обязанности по информированию налогоплательщика о наличии налога и не направлены документы установленной формы, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска установленного срока для обращения в суд не представлено, заявленные требования удовлетворению не подлежат. В качестве уважительных причин пропускасрокана подачу иска в суд не могут рассматриваться внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с иском.
Согласно п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п.4 п.1 настоящей статьи принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании входит в компетенцию налогового органа по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной ко взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов.
Поскольку в восстановлении пропущенного срока для взыскания с Васильевой Т.Ф. задолженности по страховым взносам и пени отказано, налоговый орган вправе самостоятельно на основании данного судебного акта принять решение о признании имеющейся задолженности по уплате страховых взносов и пени безденежной ко взысканию и списанию ее.
Руководствуясь ст.180, 290, КАС РФ, суд
решил:
В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Марий Эл к Васильевой Т. Ф. о восстановлении пропущенного срока и взыскании задолженности по страховым взносам и пени в размере 20 885 руб.80 коп. отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова