Решение по делу № 2-4007/2023 от 14.07.2023

Дело № 2-4007/2023

Мотивированное решение составлено 29.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сизовой В.В.,

при секретаре Ситниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2023 года в городе Рыбинске Ярославской области гражданское дело по иску Зубова Ярослава Алексеевича к Администрации городского округа город Рыбинск о признании незаконным отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Зубов Я.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Рыбинск о признании незаконным отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению – не менее 43,1 кв.м., в границах города Рыбинска, во внеочередном порядке.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Семья Зубова Я.А. в составе Зубова Ярослава Алексеевича ДД.ММ.ГГГГ г.р., Зубовой Анны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете с 16.02.2018 года. В соответствии с сообщением Управления строительства Администрации городского округа г. Рыбинск от 03.09.2021 № на 2021 год определен учетный . 18.09.2021 года в принадлежащем семье жилом бревенчатом доме общей площадью 43,1 кв.м. по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого кровля дома, пол и потолочное перекрытие уничтожены огнем полностью, стены имеют обугливание снаружи и изнутри по всей площади. Следственным управлением МУ МВД России «Рыбинское» по факту пожара возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица. Заключением комиссии от 08.12.2021 года выявлены основания для признания жилого дома по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 23.12.2021 года указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Одновременно признано утратившим силу постановление Администрации городского округа город Рыбинск от 26.09.2019 года «О признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту». В настоящее время истец с семьей проживает в съемной квартире. Стоимость восстановления сгоревшего дома составит не менее 1 500 000 рублей, семья является малоимущей и не имеет средств для восстановления дома. В качестве варианта решения жилищного вопроса Администрация ГО г. Рыбинск готова рассмотреть вопрос о предоставлении семье истца жилого помещения для временного проживания. Были предложены 2 жилых помещения (комнаты), расположенные в разных частях общежития маневренного фонда (санузлы расположены на этаже), при этом малолетние дети будут проживать в отдельном жилом помещении (комнате). Такой вариант проживания неприемлем для семьи истца. 13.01.2022 года истец обратился в МКУ "Жилкомцентр" с заявлением о предоставлении его семье вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что единственные жилые помещения стали непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В ответе МКУ "Жилкомцентр" от 01.02.2022 года указано, что семья истца не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. 10.02.2022 года истец обратился с заявлением в МКУ "Жилкомцентр" о проведении необходимых действий (дополнительном обследовании жилого дома, внесении изменений в постановление Администрации) с целью признания жилого дома непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. В ответе МКУ "Жилкомцентр" от 25.02.2022 указано, что решение комиссии от 08.12.2021 вынесено в соответствии с Положением, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у истца отсутствует.

Истец Зубов Я.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил в суд своего представителя.

Представитель истца по доверенности Григорьева Е.А. в судебном заседании требования подержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Рыбинск и третьего лица МКУ «Жилкомцентр» по доверенностям Виноградова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию, изложенную в отзыве. Дополнительно пояснила, что семья Зубова Я.А. состоит на учете с 2018 года в качестве нуждающихся в жилом помещении как являющиеся собственниками помещения меньше установленной нормы на члена семьи. Дом признан непригодным для проживания. У истца есть право на предоставление жилого помещения, но оно не внеочередное. Представитель выразила готовность Администрации ГО г.Рыбинск предоставить истцу жилое помещение из маневренного фонда на период до разрешения данного жилищного вопроса иным способом.

Третье лицо Зубова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Несовершеннолетняя ФИО5, 2007 г.р., привлечена судом к участию в деле в порядке ст.37 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица МКУ «Жилкомцентр», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истец Зубов Я.А., ФИО5, Зубова А.В., ФИО2 являются собственниками жилого помещения (жилого дома) по адресу: <адрес> по ? доли каждый в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из ЕРГН. (л.д.34-40)

18.09.2021 года в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 09.03.2022 . (л.д.41)

Межведомственной комиссией, утвержденной постановлением Администрации городского округа горд Рыбинск от 01.03.2016 №548 «О межведомственной комиссии по оценке жилых помещений» проведено обследование жилого <адрес>, результаты которого показали наличие оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения от 07.12.2021 года.

Межведомственной комиссией, принято решение-заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, что подтверждается заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым от 08.12.2021(л.д.70).

На основании данного заключения Администрацией городского округа Рыбинск принято решение - постановление Администрации городского округа город Рыбинск от 23.12.2021, которым признано непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,0 кв.м. (количество зарегистрированных – 5, количество комнат-2). (л.д.71)

В постановлении Администрации городского округа город Рыбинск от 23.12.2021 № «О признании жилого помещения непригодными для проживания» не указано, что жилое помещение по адресу: <адрес> ремонту или реконструкции не подлежит. Данное постановление обжаловано не было.

Семья Зубова Ярослава Алексеевича, состоящая из пяти человек, была признана малоимущей и принята на учет качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что подтверждается Постановлением Администрации городского округа город Рыбинск № от 16.02.2018 года «О признании семьи Зубова Я.А. малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18 и 19). Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного1 самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным законом нормам (статья 40).

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (Постановление от 15 декабря 2022 года № 55-П).

Основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением непосредственно Конституцией Российской Федерации не закреплены. В силу ее статьи 72 (пункт «к» части 1) такое регулирование относится к компетенции законодателя, который в целях реализации предписания ее статьи 40 (часть 3) предусмотрел в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке; малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В большинстве муниципальных образований к малоимущим относят граждан, чей доход не превышает прожиточного минимума по региону.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу части 4 статьи 15 данного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 года № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В его разделе II перечислены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в пункте 33 вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья, указаны в качестве причины для признания жилого помещения непригодным для проживания, а в пункте 34 сказано, что многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (а жилые помещения в нем - непригодными для проживания) при аварийном состоянии его несущих конструкций или дома в целом, когда исчерпана несущая способность и есть опасность обрушения дома или потери им устойчивости.

В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие порядок предоставления жилья с учетом общеправового принципа справедливости, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. При этом ее часть 2, гарантируя внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в ней гражданам, направлена на защиту их интересов, притом что законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и правила обеспечения жильем с учетом экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (в частности определения Конституционного суда РФ от 25 февраля 2013 года № 192-О, от 23 апреля 2013 года № 636-О, от 24 декабря 2013 года № 2071-О, от 20 февраля 2014 года № 386-О, от 20 марта 2014 года № 560-О, от 17 июля 2014 года № 1662-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Кроме того, пункт 1 части 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье (определения от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 27 февраля 2018 года № 429-О и от 20 июля 2021 года № 1610-О). Это предопределяется конституционной обязанностью государства заботиться о социальной защищенности граждан и обеспечении им нормальных условий существования и корреспондирующим ей правом на поддержку со стороны государства и общества, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни (определения от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П, от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, от 17 января 2013 года № 36-О).

Жилье может предоставляться гражданам не только по нормам статей 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и по фактической площади утраченного помещения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 29 мая 2012 года № 928-О, от 24 сентября 2012 года № 1573-О, от 26 марта 2019 года № 729-О и др.).

При этом малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, оно может быть не только предоставлено по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники такого помещения могут приобрести благоустроенное жилье вне очереди и при выселении из такого помещения в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно расположено или расположен дом, где оно находится, по основаниям, предусмотренным статьей 32 данного Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в таких домах на справедливое возмещение за изымаемое помещение, ее часть 1 обеспечивает права этих собственников и отвечает их интересам (Определение от 21 ноября 2022 года N 3108-О). Части 8 и 10 той же статьи, предусматривая возможность как принудительного изъятия жилых помещений по решению суда, так и договорного способа их передачи, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для публичных нужд без предварительного и равноценного возмещения (определения от 25 марта 2021 года № 528-О и от 24 июня 2021 года № 1187-О).

Однако конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребностей в жилье малоимущих граждан в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания не были предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации.

В настоящее время Конституционный Суд Российской Федерации согласно Постановления от 25.04.2023 № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан ФИО9, ФИО10 и ФИО11, ФИО12» относительно защиты жилищных прав малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеющих в собственности единственное жилое помещение, признанное непригодным для проживания, указал, что части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку они не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Конституционным судом в вышеуказанном постановлении указано, что Положения статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего законодательства, - исключают внеочередное предоставление жилья гражданам, которые признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилье, являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и проживают в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные же эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют.

Собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное этой нормой денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств. Сказанное согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения.

Соответственно, правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения (часть 8), действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон.

В свою очередь, статья 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3), и тех, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1). Согласно статье 106 данного Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека (часть 1) и договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается, в частности, на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома и до завершения расчетов с гражданами, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года (пункты 1 и 3.1 части 2).

Следовательно, применительно к самой распространенной ситуации срок пользования маневренным жилищным фондом ограничен без привязки к удовлетворению жилищных потребностей другим способом, а завершение расчетов не означает получения той суммы, которая позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно. Реализация приведенных положений статьи 95 данного Кодекса также зависит от наличия свободных помещений маневренного фонда, притом что он не охватывает жителей индивидуальных домов, признанных непригодными для проживания вследствие естественного износа, а его природа несовместима с проживанием на постоянной основе.

Малоимущие граждане не могут воспользоваться и улучшением жилищных условий на основании договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 2 части 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В сложившейся ситуации права малообеспеченных граждан зависят от принятия соответствующих решений государственными и муниципальными органами, в том числе о включении конкретного многоквартирного дома в региональную программу по расселению или об изъятии земельного участка, где расположен жилой дом, с предоставлением возмещения (по возможности в натуральной форме - в виде другого жилого помещения). Принятие такого рода решений, непосредственно зависящих от наличия бюджетных средств, от их распределения и включения в расходные обязательства, может быть отложено на довольно долгий срок. Таким образом, правовые механизмы, закрепленные в статьях 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ориентированные на защиту жилищных прав граждан в указанных в этих нормах случаях, равно как и любые другие жилищно-правовые институты, ни в каком сочетании - с учетом их явных и скрытых взаимосвязей - не образуют единого системного механизма, рассчитанного на обеспечение интересов лиц, нуждающихся в предоставлении социального жилья, не позволяют малоимущим гражданам - собственникам помещений, признанных непригодными для проживания, быть в достаточной степени уверенными в реализации их прав.

Соответственно, действующее правовое регулирование как указано Конституционным Судом Российской Федерации не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущими гражданами, которым оно в силу прямого указания Конституции Российской Федерации должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

Для малоимущих граждан - собственников жилых помещений, дальнейшая эксплуатация которых без риска для жизни и здоровья невозможна, безусловной и конституционно значимой необходимостью является законодательное решение вопроса об условиях и порядке их обеспечения благоустроенными жилыми помещениями. Люди, оказавшиеся в такой тяжелой жизненной ситуации, как непригодность для проживания единственного жилья при отсутствии средств не только на приобретение другого, но нередко и на наем жилья, нуждаются в ясном и понятном регулировании, которое позволило бы им планировать свои действия для выхода из данной ситуации, а также определило бы обязанности публичной власти по содействию им.

При этом в равной мере должны быть удовлетворены - в должной правовой форме - и требования о сбалансировании их прав с правами других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нормы же частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с иными законодательными и подзаконными актами и по их смыслу в правоприменительной практике не просто порождают пробел в правовом регулировании, но ведут к перерастанию отдельных нормативных погрешностей в такое состояние правового института, когда даже при всем наборе юридических фактов гражданин не в силах - в том числе обратившись в компетентный орган власти, а затем и в суд - сформировать уверенные ожидания в отношении возможности и способа удовлетворения своих жилищных потребностей. Это вступает в противоречие с конституционными гарантиями достоинства личности и права на жилище, с принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также их эффективной государственной, прежде всего судебной, защиты.

Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, если пробельность закона ведет к правоприменению, угрожающему соблюдению конституционных прав, законодателю предписывается преодолеть такой пробел, включая те случаи, когда он подтверждается устойчивой практикой, выработавшей единообразное понимание конкретного регулирования (постановления от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 2 марта 2010 года № 5-П, от 6 декабря 2011 года № 27-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).

С учетом вышеизложенного Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, семья Зубова Я.А., состоящая из пяти человек, признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются собственниками единственного жилого помещения (жилого дома) признанного непригодным для проживания, что подтверждается заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым № от 08 декабря 2021 года.

При таком положении суд приходит к выводу, что применительно к фактическим обстоятельствам дела, до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование, следует исходить из того, что Зубовы подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенным жилым помещением, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно, и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в настоящее время не может быть осуществлено, - Зубовы подлежат незамедлительному обеспечению жилым помещением маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Рыбинск, выраженный в письмах МКУ «Жилкомцентр» от 01.02.2022 года, от 25.02.2022 года, в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Обязать Администрации городского округа город Рыбинск (ИНН <данные изъяты> незамедлительно обеспечить семью Зубовых, в составе: Зубова Ярослава Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты> Зубовой Анны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) жилым помещением маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья В.В. Сизова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-4007/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубов Ярослав Алексеевич
Ответчики
Администрация городского округа г. Рыбинск ЯО
Другие
специализированные отдел судебных приставов по ЯО Главного межрегионального управления службы судебных приставов
Информация скрыта
МКУ "Жилкомцентр"
Зубова Анна Владимировна
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Сизова В.В.
Дело на странице суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
14.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Дело оформлено
17.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.08.2024Дело передано в архив
13.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.11.2024Судебное заседание
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее