РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2018 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Давыдовой Н.В.,
при секретаре Филимоновой Л.И.,
с участием Богородицкого межрайонного прокурора Ивановой С.В.,
представителя ответчика администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области по доверенности Кочетыговой Н.И.,
представителя третьего лица администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Плотниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-536/2018 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области о понуждении к государственной регистрации прав на бесхозяйное недвижимое имущество – общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории муниципального образования Иевлевское Богородицкого района, в результате которой установлено, что на территории муниципального образования в населённых пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение, водоснабжение населения осуществляется посредством общественных колодцев.
Как показала проверка, водоснабжение в части населенного пункта – <адрес> осуществляется посредством общественного колодца, расположенного непосредственно в указанном населённом пункте по адресу: <адрес>
По поручению прокуратуры района распоряжением главы администрации МО Иевлевское Богородицкого района № от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по обследованию объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия, образованная указанным распоряжением, в составе главы администрации МО Иевлевское ФИО1, главного специалиста по земельным и имущественным отношениям администрации МО Иевлевское Кочетыговой Н.И., главного специалиста по кадровой работе, вопросам ГОЧС и ПБ МО Иевлевское ФИО2 установила, что на территории МО расположены общественные колодцы, в том числе колодец по адресу: <адрес>, о чем составлен акт обследования.
При этом органами местного самоуправления не осуществляется контроль качества питьевой воды и иные меры, предусмотренные законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, поскольку данный объект водоснабжения в реестр муниципальной собственности МО Иевлевское Богородицкого района не внесен, о чем свидетельствует выписка из реестра муниципальной собственности МО Иевлевское Богородицкого района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГУТО «Областное бюро технической инвентаризации» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о постановке на технический учет объекта недвижимости - общественного колодца по указанному выше адресу.
Технический паспорт на данный объект отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует информации о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.
В реестр муниципальной собственности МО Богородицкий район данный общественный колодец не включен, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, фактически данный объект водоснабжения является бесхозяйной недвижимой вещью.
Исходя из правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, на основании чего обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий с целью определения его дальнейшего собственника, на которого в дальнейшем будет возложено бремя по содержанию имущества, в том числе по санитарному обследованию сооружения и контролю за качеством воды.
Установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования Иевлевское Богородицкого района не приняты какие-либо меры по признанию права муниципальной собственности на указанный выше объект водоснабжения.
На основании вышеизложенного, просил: признать общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом.
Обязать администрацию муниципального образования ИевлевскоеБогородицкого района принять меры по государственной регистрации правана бесхозяйное имущество - общественный колодец, расположенный поадресу: <адрес>
В судебном заседании Богородицкий межрайонный прокурор Иванова С.В. заявленные требования подержала по изложенным основаниям. При этом их уточнила, просила: признать общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом.
Обязать администрацию муниципального образования ИевлевскоеБогородицкого района принять меры по государственной регистрации правана бесхозяйное имущество - общественный колодец, расположенный поадресу: <адрес> до 01 ноября 2018 года.
Представитель ответчика администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области по доверенности Кочетыгова Н.И. в судебном заседании не возражала против уточненных требований Богородицкого межрайонного прокурора о понуждении к государственной регистрации прав на бесхозяйное недвижимое имущество.
Представитель третьего лица администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Плотникова О.С. в судебном заседании с заявленными Богородицким межрайонным прокурором требованиями с учетом их уточнения согласилась, не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения данного дела извещался надлежащим образом. Об отложении слушания данного дела не просил, возражений по существу заявленных требований не представил.
Суд по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч.1,3ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.3,4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Как следует из п.9 ст.7 Федерального закона №416 – ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Согласно п.1.3 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» СанПиН 2.1.4.1175-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
П.1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 установлено, что источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам (п.4.1).
Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями (п.6.1).
С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (п.6.2 4 СанПиН 2.1.4.1175-02).
Как следует из п.7 ч.3 ст.3 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Разрешая спорные правоотношения, судом установлено.
Распоряжением администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, создана комиссия по обследованию объектов недвижимости в следующем составе: ФИО1 – глава администрации МО Иевлевское Богородицкого района, председатель комиссии; Кочетыгова Н.И. – главный специалист по земельным и имущественным отношениям администрации МО Иевлевское Богородицкого района; Старцева Л.А. – главный специалист по кадровой работе, вопросам ГОЧС и ПБ МО Иевлевское Богородицкого района.
Согласно акту осмотра общественных колодцев, расположенных на территории МО Иевлевское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, образованная на основании распоряжения администрации МО Иевлевское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, установила, что на территории МО Иевлевское Богородицкого района расположен общественные колодцы, в том числе в <адрес>
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, составленной ГУ ТО «Областное БТИ», согласно данным технического учета на ДД.ММ.ГГГГ сведения о постановке на технический учет объектов недвижимости – общественных колодцев, в том числе, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует.
Согласно выписке из реестра муниципального образования Иевлевское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, колодец в <адрес> не является собственностью МО Иевлевское Богородицкого района.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ №, по данным реестра муниципальной собственности МО Богородицкий район общественные колодцы, в том числе, расположенный по адресу: <адрес> не являются собственностью муниципального образования Богородицкий район.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о сооружении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об объекте недвижимого имущества –общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> реестре имущества Тульской области нет.
С учетом изложенных обстоятельств, в судебном заседании установлено, что сооружение –общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> является объектом недвижимости, право собственности на который, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, собственник отсутствует, в связи с чем, указанное сооружение является бесхозяйным.
Сложившаяся ситуация явилась следствием отсутствия собственника, а бездействие администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области может повлечь негативные последствия для дальнейшей безопасности, эксплуатации и сохранности спорного недвижимого имущества.
Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними, в том числе по санитарному обследованию сооружения и контролю за качеством воды.
Учитывая, что спорное недвижимое имущество находится на территории муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области, соответственно на администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области возложены обязанности по принятию указанного имущества в муниципальную собственность, согласно требованиям законодательства РФ.
Таким образом, осуществление мероприятий по государственной регистрации прав на бесхозяйное имущество –общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> является обязанностью администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что уточненные требования Богородицкого межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░ 01 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.06.2018 ░░░░.