Дело № 2-169/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 28 апреля 2015 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Русакова К.А.,
при секретаре Вышегородских Н.И.,
с участием заместителя прокурора Уватского района Тюменской области Шумасовой Л.А.,
представителя ответчика – начальника Управления социальной защиты населения Уватского района Харламовой Е.А., действующего на основании Положения об Управлении социальной защиты населения Уватского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Исхаковой Н.А. к Управлению социальной защиты населения Уватского района Тюменской области о признании незаконным отказа в постановке Исхаковой Н.А. на учет на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности поставить Исхакову Н.А. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2015 году,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах Исхаковой Н.А. с требованиями признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Уватского района Тюменской области от 20 февраля 2015 года в постановке Исхаковой Н.А. на учет на санаторно-курортное лечение по заявлению от 11 февраля 2015 года и возложить на Управление социальной защиты населения Уватского района Тюменской области обязанность поставить Исхакову Н.А. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2015 году, мотивируя свои требования тем, что истец является инвалидом второй группы бессрочно, а потому имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Исхакова Н.А. 11 февраля 2015 года обратилась в АУ «КЦСОН Уватского муниципального района» с заявлением о постановке ее на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой на 2015 год, однако в постановке на учет Управлением социальной защиты населения Уватского района ей отказано по причине наличия ранее поданного заявления. Считает, что нарушены права истца, поскольку отказ в постановке на учет основан на неправильном толковании норм Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения.
Истец Исхакова Н.А., должным образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала. Заместитель прокурора и представитель ответчика на её участии не настаивали, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Исхаковой Н.А.
Заместитель прокурора в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагая, что принятое Управлением соцзащиты населения Уватского района решение об отказе в постановке на учет Исхаковой Н.А. по заявлению от 11.02.2015 является правильным, поскольку Исхакова Н.А. уже состоит на учете по ранее поданным в 2013 и 2014 годах заявлениям. Постановка Исхаковой Н.А. на учет в 2015 году повлечет нарушение прав других граждан, имеющих право на санаторно-курортные путевки, состоящих в очереди.
Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Исхакова Н.А. 05 марта 2015 года обратилась в прокуратуру Уватского района Тюменской области с заявлением, о том, что она, как инвалид второй группы нуждается в ежегодном прохождении санаторно-курортного лечения, однако органами социальной защиты населения Уватского района Тюменской области в постановке на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в 2015 году ей отказано в связи с тем, что она уже состоит на учете на получение путевки.
Согласно справке МСЭ-2004 Исхаковой Н.А. 27 апреля 2005 года установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию без срока переосвидетельствования.
Согласно справке ГУ – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Уватском районе Тюменской области Исхакова Н.А. имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
15.09.2014 ГБУЗ ТО «Областная больница № 20» (с. Уват) Исхаковой Н.А. выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
11.02.2015 Исхакова Н.А. обратилась в АУ «КЦСОН Уватского муниципального района» с заявлением об обеспечении ее санаторно-курортной путевкой в соответствии со справкой для ее получения от 15.09.2014. Заявление и прилагаемые к нему документы приняты органом социальной защиты населения 11.02.2015 и зарегистрированы под номером № 7.
Филиалом № 16 ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области 18 января 2012 года разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида Исхаковой Н.А., перечень мероприятий медицинской реабилитации включает в себя санаторно-курортное лечение.
24 февраля 2015 года директором АУ «КЦСОН Уватского муниципального района» Исхаковой Н.А. направлено уведомление об отказе в постановке ее на учет на санаторно-курортное или амбулаторно-курортное лечение по причине наличия ранее поданного заявления.
Согласно письму УСЗН Уватского района от 25.03.2015 Исхакова Н.А. была постановлена по её заявлению от 11.06.2013 на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в порядке очередности, номер очереди 3680.
31 января 2014 года она повторно обратилась с заявлением на санаторно-курортное лечение, по которому ей было отказано в связи с наличием ранее поданного заявления. Во исполнение решения суда Исхакова Н.А. была поставлена по этому заявлению на учет, номер очереди 6454.
11 февраля 2015 года Исхакова Н.А. вновь обратилась с заявлением на санаторно-курортное лечение, решением от 20 февраля 2015 года ей в постановке на учет отказано в связи с наличием ранее поданного заявления.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно ст. 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ч.1). Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (ч.2).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.5).
Согласно ч.3 ст. 6.5 данного Федерального закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения) (п.3.1.) Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина (п. 3.2.). Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3). При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7.).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8.).
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2010 г. N 394-п в целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно от 20.12.2010 N 76 утверждено Положение о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее по тексту Положение), уполномоченным органом, осуществляющим реализацию федеральных полномочий, переданных в соответствии с Соглашением, определен департамент социального развития Тюменской области.
Согласно указанному Положению право на обеспечение санаторно-курортными путевками или амбулаторно-курортными курсовками имеют инвалиды (п.2.8.)
В соответствии с п. 5 Положения отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организацию по обеспечению граждан путевками и курсовками на санаторно-курортное лечение осуществляет уполномоченный орган - Департамент, Управления (п. 6).
Санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение предоставляется гражданам не чаще одного раза в течение календарного года при условии сохранения гражданами, указанными в пункте 2 настоящего Положения, права на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (п. 7).
Путевки на санаторно-курортное лечение, курсовки на амбулаторно-курортное лечение приобретаются Департаментом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Санаторно-курортные учреждения) (п. 8).
Граждане, указанные в пункте 2 раздела 1 настоящего Положения, для предоставления санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения обращаются в Центр, Учреждение (первичный прием) на протяжении срока действия справки по форме N 070/у-04 из лечебно-профилактического учреждения (далее - Справка) (п. 19).
На основании совокупности изученных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность ей установлена бессрочно. На момент обращения к ответчику 11.02.2015 за получением путевки на санаторно-курортное лечение имела соответствующую действующую справку медицинской организации для получения путевки. При таких обстоятельствах Исхакова Н.А. имеет право на получение социальной услуги в виде предоставления санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения в 2015 году, противопоказаний к которым у нее не имеется.
Из пп. «з» п. 22 указанного выше Положения следует, что наличие у гражданина ранее поданного заявления на предоставление санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения является основанием для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении.
Однако, как указывалось выше, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Поскольку Исхакова Н.А. имеет право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2015 году, что подтверждается вышеуказанными доказательствами, она правомерно 11 февраля 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2015 году, и данная социальная услуга должна быть ей предоставлена до 31 декабря 2015 года.
Доводы представителя ответчика о том, что Исхаков Н.А. уже состоит на учете граждан, нуждающихся в получении путевки на санаторно-курортное лечение, а потому не может быть вновь поставлена на учет, суд находит ошибочными, поскольку периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и закон не связывает постановку в текущем году на учет гражданина в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с фактами постановки этого гражданина на такой учет в предыдущие годы.
Доводы представителя ответчика о том, что постановка Исхаковой Н.А. в 2015 году на учет в качестве нуждающейся в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение повлечет нарушение прав других граждан, состоящих в такой очереди, суд также считает необоснованными, поскольку реализации в установленном законом порядке гражданином своего права, не может расцениваться как нарушение прав других граждан.
Таким образом, требования о признании незаконным отказа УСЗН Уватского района от 20 февраля 2015 года в постановке Исхаковой Н.А. на учет в качестве нуждающейся в санаторно-курортном лечении в 2015 году и возложении на УСЗН Уватского района обязанности поставить Исхакову Н.А. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2015 году, судом признаются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Исхаковой Н.А. удовлетворить полностью.
Признать отказ Управления социальной защиты населения Уватского района Тюменской области от 20 февраля 2015 года в постановке Исхаковой Н.А. на учет на санаторно-курортное лечение по заявлению от 11 февраля 2015 года незаконным.
Возложить на Управление социальной защиты населения Уватского района Тюменской области обязанность поставить Исхакову Н.А. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2015 году.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2015 года в Уватском районном суде Тюменской области.
Судья К.А. Русаков
Решение не вступило в законную силу.