Судья Бивол Е.А. Дело № 33-1315
Дело № 2-4635
64RS0045-01-2019-005782-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Кучминой А.А., Садовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Елеусиновой Д.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дергуновой О.В., Гришиной В.В., Фоменко Д.В. к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении заключить договор социального найма по апелляционной жалобе администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» на решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 ноября 2019 года, которым удовлетворены исковые требования.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ответчика Бочаровой Е.Е., поддержавшей доводы жалобы, представителя истцов - Русановой А.А., возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы жалоб и поступивших возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дергунова О.Н., Фоменко Д.В., Гришина В.В. обратились в суд с иском к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании права на заключение договора социального найма и обязании администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» заключить с Дергуновой О.Н., Фоменко Д.В., Гришиной В.В. договор социального найма на жилое помещение – квартиру на 2 этаже, состоящей из 1 комнаты, общей площадью 25,65 кв.м по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что Дергуновой О.Н и членам ее семьи согласно договору социального найма жилого помещения от 12 октября 2007 года с муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика по Кировскому району» передано во владение и пользование жилое помещение на 2 этаже, состоящее из 1 комнаты, общей площадью 25,65 кв.м по адресу: <адрес>
При обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, Дергуновой О.Н. было отказано в предоставлении муниципальной услуги, по причине утраты ордера, на основании которого истцу было выделено муниципальное жилье.
Ссылаясь на невозможность предоставления ордера, истцы обратилась в суд с иском, в котором просили обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на жилое помещение – квартиру на 2 этаже, состоящую из 1 комнаты, общей площадью 25,65 кв.м по адресу: <адрес>
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 21 ноября 2019 года исковые требования Дергуновой О.Н., Гришиной В.В., Фоменко Д.В. удовлетворены. На администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность заключить договор социального найма с Дергуновой О.Н. на жилое помещение <адрес>, указав в нем в качестве членов семьи нанимателя Гришину В.В., Фоменко Д.В.
В апелляционной жалобе администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда в части возложения обязанности заключить договор социального найма отменить. В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что Дергунова О.Н. при подаче заявления о заключении договора социального найма, вопреки требованиям административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, изменение, расторжение договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда», не предоставила документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер), и в архиве администрации отсутствует данный документ. Кроме того, автор жалобы указывает на то, что заключение договоров социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции администрации района, обращает внимание на то, что муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика по Кировскому району» не является лицом, уполномоченным на заключение договоров социального найма в отношении муниципального жилищного фонда.
В письменных возражениях представитель истцов Русанова А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истцы, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями пункта «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, основания и условия передачи служебных жилых помещений гражданам по договору социального найма могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ договор социального найма подлежит заключению в отношении реально занимаемого гражданами жилого помещения, предоставленного в соответствии с требованиями ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дергунова О.Н., Гришина В.В. и Фоменко Д.В. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 24).
Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» выставляет квитанции по оплате на имя Дергуновой О.Н. за наем по адресу: <адрес> (л.д. 61-62), бремя оплаты которых несут истцы.
Сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес> Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 36).
По обращению Дергуновой О.Н. в администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о принятии документов для заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Заключение, изменение, расторжение договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда», поскольку не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер) и в архиве администрации отсутствует данный документ, о чем свидетельствует уведомление от 01 августа 2019 года № 01-33/1817.
В подтверждение заявленных требований истцами также представлены договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, заключенный 12 октября 2007 года между муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика по Кировскому району» и Дергуновой О.Н., по условиям которого Дергуновой О.Н. и членам её семьи за плату предоставлено во владение и пользование для проживания изолированное жилое помещение на 2 этаже, по адресу: <адрес> (л.д. 11-14).
На имя Дергуновой О.Н. открыт лицевой счет квартиросъемщика №, в графе «ордер на занятие площади» указано на обменный ордер № 663 от 19 сентября 1985 года.
Положениями ст. 296 ГК РСФСР 1964 года (действовавшего в момент возникновения жилищных правоотношений) предусматривалось, что на основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения.
В соответствии со ст. 301 ГК РСФСР 1964 года наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма.
Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Аналогичные положения установлены статьей ст. 69 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года), в соответствии с которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, оценил имеющиеся доказательства в совокупности, и, учитывая, что с момента вселения в жилое помещение истцы зарегистрированы, оплачивают жилищно-коммунальные услуги и наем жилого помещения, иного жилья в собственности не имеют, и право истцов на проживание в жилом помещении никто не оспаривал, утрата ордера на спорные жилые помещения не может служить препятствием для истцов в заключении договора социального найма, в связи с чем суд обоснованно обязал администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» заключить с Дергуновой О.Н. договор социального найма жилого помещения на жилое помещение <адрес> указав в нем в качестве членов семьи нанимателя Гришину В.В., Фоменко Д.В.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Факт пользования более 10 лет квартирой, открытие лицевого счета для оплаты жилищно – коммунальных услуг, найма жилого помещения, регистрация по месту жительства, выполнение обязанностей нанимателя до настоящего времени, свидетельствует о длительном периоде пользования квартирой со стороны истца, устойчивости правоотношений с наймодателем.
Это характерно для жилищных правоотношений по социальному найму. Поэтому к правоотношениям сторон применимы правила ЖК РФ.
Судебная коллегия считает, что указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о возникновении правоотношений по пользованию на условиях найма без определения срока пользования. Учитывая, что к правоотношениям применимы правила, регулирующие договор социального найма, однако в заключении договора ответчик истцу отказывает, это нарушает его жилищные права, которые подлежат восстановлению принудительно, заявленным в иске способом.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Дергуновой О.Н., Гришиной В.В., Фоменко Д.В., поскольку отказ ответчика от оформления ранее сложившихся жилищных правоотношений в виде заключения договора социального найма нарушает право истцов на жилище.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для заключения с истцами договора социального найма, так как ордер на вселение в указанное жилое помещение в надлежащем порядке, не представлен, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку указанное обстоятельство не может препятствовать истцам в заключении договора социального найма, так как факт законности занятия ими жилого помещения в качестве членов семьи нанимателя подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и никем не оспаривается, отказ в заключении договора социального найма в данном случае противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает жилищные права истца.
На основании положений ст. 57 ЖК РФ и ч. 4 ст. 445 ГК РФ заключение договора социального найма для администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» носит обязательный характер и истец наделен правом обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению данного договора, поскольку заключение договора социального найма с истцом не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением.
Доводы жалобы о том, что МУ «Дирекция единого заказчика Кировского района» не уполномоченное лицо на заключение договоров социального найма, несостоятельны. Указанные полномочия были определены решением Саратовской городской Думы от 29 декабря 1998 года № 27-238.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и доказательств и не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат новых данных и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи