Дело № 2-418/2023
УИД 23RS0004-01-2022-004994-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 15 сентября 2023 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А.,
при секретаре Куцаевой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Бусыгина Ю.Е. об обязании изменить технические характеристики объекта, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа обратилась в суд с исковым заявлением к Бусыгиной Ю.Е. об обязании осуществить снос (демонтаж) объекта, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда. В обосновании своих требований указали, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа с территории общего пользования проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 418 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- под индивидуальную жилищную застройку, по адресу: (...). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок принадлежит на праве собственности: Бусыгина Ю.Е. 00.00.0000 г.р., место рождения: (...), СНИЛС 000, паспорт гражданина РФ: 000, выдан 00.00.0000 УМВД России по (...). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Сведения о границах и поворотных точках внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 (в редакции от 08.07.2021 № 165), «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж 1.1, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, объектов обслуживания жилой застройки, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, культурно-досуговой деятельности, спорта, территорий общего пользования. В архиве управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа разрешительная документация в отношении объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 000, по адресу: (...) отсутствует. Согласно архивным данным отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация- Краевой БТИ» по г-к Анапа объекты недвижимости, расположенные по адресу: (...) на техническом учете не состоят, сведения отсутствуют. В ходе проведения осмотра с территории общего земельного участка с кадастровым номером 000 с использованием сведений из Единого государственного реестра недвижимости, данных публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru) и Интернет-ресурса «Анапа. Геоинформационная система» (http://195.19.97.18/anap-map) установлено, что в границах земельного участка расположены: одноэтажное задние, право собственности на которое зарегистрировано 00.00.0000 за Бусыгина Ю.Е., как на жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 35,5 кв. м, количеством этажей -1, в том числе подземных - 0, годом завершения строительства - 2022; одноэтажное строения, размером (ориентировочно) 5,0 х 12,0 метров, возведенной без соблюдения минимальных норм отступа от границ земельного участка, а также частично за границами земельного участка на территории общего пользования - площадью 30,0 кв. метра, на территории земельного участка с кадастровым номером 000 - 4,0 кв. метра, право собственности не зарегистрировано. Согласно сведениям, размещённым в сети «Интернет», на земельном участке осуществляется коммерческая деятельность, связанная с предоставлением услуг временного проживания, расположен гостевой дом «Медная гора». Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществления коммерческой деятельности, связанной с предоставлением услуг временного проживания. Таким образом, в действиях ответчика Бусыгина Ю.Е. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена: ст.7.1 КоАП РФ (самовольное занятие территории); ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования). Так же действиях ответчика Бусыгина Ю.Е. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (ч.1 строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство). Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд администрации с настоящим исковым заявлением о сносе самовольной постройки. Просят суд запретить эксплуатацию одноэтажного строения, размером (ориентировочно) 5,0 х 12,0 метров, по адресу: (...). Обязать Бусыгина Ю.Е. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос объекта размером (ориентировочно) 5,0 х 12,0 метров расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000 частично на земельном участке с кадастровым номером 000 и частично на территории общего пользования. В случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с Бусыгина Ю.Е. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 20 000 (двадцать тысяч) рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Впоследствии истцом были уточнены исковые требования, согласно которым просили суд обязать Бусыгина Ю.Е. в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда изменить технические характеристики Хозяйственной постройки, площадью 50,0 кв. м. расположенной на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: (...), в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в части установления нормы отступа 1 (один) метр от границ смежных земельных участков с кадастровым номером 000, по адресу: (...) земельного участка (...), с кадастровым номером: 000, а так же земельного участка (...) с кадастровым номером 000. В случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с Бусыгина Ю.Е. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 10 000 (десять тысяч) рублей судебной неустойки ежедневно, до полного исполнения решения суда. Обязать Бусыгина Ю.Е. надлежащим образом уведомить администрацию об исполнении решения суда.
Истец представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Прошкин А.Б. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик Бусыгина Ю.Е, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, согласно представленного в суд ходатайства просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать, согласно письменного отзыва.
Представитель ответчика по доверенности Рыбакова А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования администрации не признала, просила в удовлетворении отказать в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Одним из способов защиты гражданских прав являются восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст.12 ГК РФ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Однако это право ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно материалам дела земельный участок, с кадастровым номером 000, общей площадью 418 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- под индивидуальную жилищную застройку, по адресу: (...) принадлежит на праве собственности Бусыгина Ю.Е., что усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Сведения о границах и поворотных точках внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащему земельном участке, определяются ст.222 ГК РФ. По смыслу данной статьи самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (ч.1).
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п.3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (ч.2).
Из разъяснения п.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3.07.2007г. №595-О-П следует, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Последствием такого правонарушения является снос самовольной постройки.
По смыслу ст.51 ГрК РФ любое строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В соответствии с ч.2 ст.51 ГрК РФ, пунктом 6 ст.2 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» застройка земельных участков осуществляется на основании разрешения на строительство (реконструкцию), оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в строгом соответствии с градостроительным планом земельного участка и требованиям технических регламентов.
Эксплуатация объектов в отсутствие разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, осуществление ее в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства, и нарушает права и законные интересы администрации (в части недопоступления соответствующих налоговых платежей в бюджет, нарушения полномочий органа местного самоуправления по планировке и застройке территории, непредусмотренного увеличения нагрузки на существующие инженерные сети ввиду наличия технических условий по подключению объекта к сетям инженерного обеспечения, рассчитанных на проживание одной семьи, использования прилегающей муниципальной территории для организации парковок, контейнерных и детских площадок и т.д.).
Кроме того, сохранение самовольных построек, расположенных на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предполагает размещения таких объектов, как и их эксплуатация без получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, нарушает права администрации, установленные ч.3 ст.8 ГрК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №31 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как компетентного органа в сфере градостроительной и архитектурной деятельности, что предусматривает право на обращение в суд с настоящим иском со стороны администрации.
В силу п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Соответственно, одним из способов защиты права в соответствии со статьей 12 ГК РФ, выполняющим предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, будет являться пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В ходе проведения осмотра с территории общего земельного участка с кадастровым номером 000 с использованием сведений из Единого государственного реестра недвижимости, данных публичной кадастровой карты rhttps://pkk.rosreestr.ru) и Интернет-ресурса «Анапа. Геоинформационная система» (http://195.19.97.18/anap-map) установлено, что в границах земельного участка расположены:
- одноэтажное задние, право собственности на которое зарегистрировано 00.00.0000 за Бусыгина Ю.Е., как на жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 35,5 кв. м, количеством этажей -1, в том числе подземных - 0, годом завершения строительства - 2022;
одноэтажное строения, размером (ориентировочно) 5,0 х 12,0 метров, возведенной без соблюдения минимальных норм отступа от границ земельного участка, а также частично за границами земельного участка на территории общего пользования - площадью 30,0 кв. метра, на территории земельного участка с кадастровым номером 000 - 4,0 кв. метра, право собственности не зарегистрировано.
Согласно сведениям, размещённым в сети «Интернет», на земельном участке осуществляется коммерческая деятельность, связанная с предоставлением услуг временного проживания, расположен гостевой дом «Медная гора».В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 (в редакции от 08.07.2021 № 165), «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж 1.1, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, объектов обслуживания жилой застройки, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, культурно-досуговой деятельности, спорта, территорий общего пользования.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществления коммерческой деятельности, связанной с предоставлением услуг временного проживания.
В соответствии с п.4.1, ст. 40 ПЗЗ вспомогательные строения и сооружения, размещаемые на земельных участках с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» хозяйственные постройки - летние кухни, кладовые и т.д. должны иметь минимальные отступы от границ земельного участка - которые должны составлять не менее 1 (одного) метра.
Не допускается размещение вспомогательных строений (за исключением гаража и открытого бассейна) перед основным строением со стороны улиц и проездов.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В действиях ответчика Бусыгина Ю.Е. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена: ст.7.1 КоАП РФ (самовольное занятие территории); ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования).
Так же действиях ответчика Бусыгина Ю.Е. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (ч.1 строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, как собственники земельных участков, так и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки (в том числе арендаторы), обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В подтверждение истцом представлены фотографии (фототаблица - приложение к информации по результатам визуальной фиксации от 00.00.0000.) земельного участка по адресу: (...), с кадастровым номером 000
Согласно сведениям, предоставленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации в архиве разрешительная документация в отношении объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 000, по адресу: (...) отсутствует.
Согласно архивным данным отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация- Краевой БТИ» по г-к Анапа объекты недвижимости, расположенные по адресу: (...) на техническом учете не состоят, сведения отсутствуют.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 № 8-П, определениях от 25.03.2004 №85-0, от 13.10.2009 №1276-0-0, от 03.07.2007 №595-0-11, от 19.10.2010 №1312-0-0, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.
Статья 51.1 ГрК РФ введенная в действие Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливает уведомительный порядок строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, путем получения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 47, 48, 51 и 55 ГрК РФ, при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Вопрос безопасности возведенного объекта и возможности его легализации определяется специальными законами, в частности, ГрК РФ, федеральными законами от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иными специальными нормативными правовыми актами.
Отсутствие у ответчика разрешительной и проектной документации создает реальную опасность жизни и здоровью граждан при последующей эксплуатации объекта, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с его возможным разрушением.
Из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частно-правовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458.
Само по себе возведение самовольной постройки является правонарушением, нарушением норм частного, так и публичного права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 № 595-О-П: самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушение норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
По смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом.
Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.
Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.
Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
На основании пункта 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилье, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 также указано, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д., а также нарушение ЗК РФ.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 № 8-П, определениях от 25.03.2004 № 85-0, от 13.10.2009 № 1276-0-0, от 03.07.2007 № 595-О-П, от 19.10.2010 № 1312-0-0, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
По ходатайству представителя ответчика судом была назначена строительно- техническая экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта ООО «НовоТех» 000 от 00.00.0000. по результатам которого строение размером 5,0*12,0 метров, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...) является некапитальным строением. Объект исследования расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 000, по адресу: (...), с учетом допустимой погрешности. Процент застройки указанного земельного участка с кадастровым номером 000 составляет: 41%. Объект исследования - строение размером 5,0*12,0 метров, возведенное на земельном участке с кадастровым номером 000, расположенное по адресу: (...) является вспомогательным строением для обеспечения технических и хозяйственно-бытовых нужд по отношению к основному объекту - жилому дому площадью 35,5кв.м с кадастровым номером 000 по адресу: (...). Функциональное назначение, с учетом архитектурно-планировочных решений- хозяйственная постройка. Объект исследования является некапитальным и относятся к пониженному уровню ответственности. Исследуемый объект соответствует строительным, санитарным нормам и правилам. Конструктивная огнезащита объекта исследования обеспечивает требуемый предел огнестойкости. Имеются отступления от основных градостроительных требований в отношении отступов от границ соседних землепользователей, не влияющих на эксплуатационные характеристики объекта исследования и не угрожающие жизни и здоровью людей. Объект исследования соответствует требованиям к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений. Строение размером 5,0*12,0 метров, возведенного на земельном участке с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...) угрозу жизни и здоровью не создает. Исследование объекта на его соответствие экологическим требованиям эксперты не выполняли, так как не обладают соответствующими профессиональными знаниями по экологии. Вопрос о нарушении или не нарушении прав и охраняемых законом интересов других лиц, носит правовой характер и выходит за рамки специальных знаний экспертов.
У суда не имеется оснований не доверять вышеуказанному заключению экспертов, поскольку оно мотивировано, сопровождено подробными комментариями, расчетами, фотоматериалами, подтверждено одним из экспертов в судебном заседании.
Заключение составлено на основании определения суда, проведено экспертом, имеющим необходимую квалификацию и специальные познания в соответствующей области. В заключении подробно описаны произведенные исследования, указаны сделанные на их основании выводы, приведены обоснованные заключения. Экспертиза проведена с учетом всех имеющихся материалов дела, так как в распоряжение эксперта было направлено гражданское дело в полном объеме, вопросы перед экспертом были поставлены с учетом мнения участников данного судебного процесса.
Данное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и является относимым, допустимым, достоверным доказательством по делу, подтверждающимся в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 31 указанного Постановления Пленума суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
В связи с изложенным, суд находит исковое заявление Администрации МО г.-к.Анапа подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Бусыгина Ю.Е. об обязании изменить технические характеристики объекта, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда– удовлетворить.
Обязать Бусыгина Ю.Е. в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда изменить технические характеристики Хозяйственной постройки, площадью 50,0 кв. м. расположенной на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: (...), в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в части установления нормы отступа 1 (один) метр от границ смежных земельных участков с кадастровым номером 000, по адресу: (...) А, земельного участка с кадастровым номером 000, земельного участка с кадастровым номером 000.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с Бусыгина Ю.Е. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 10 000 (десять тысяч) рублей судебной неустойки ежедневно, до полного исполнения решения суда.
Обязать Бусыгина Ю.Е. надлежащим образом уведомить администрацию об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца.
Судья
Анапского районного суда В.А. Волошин
Мотивированное решение изготовлено 00.00.0000.