УИД 11RS0007-01-2022-000493-10
ВУКТЫЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 16 января 2023 года по делу № 2-67/2023
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,
с участием истца Федоркова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску Федоркова В. В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» о признании незаконными действий по постановке на диспансерный учет, возложении обязанности снять с диспансерного учета,
установил:
Федорков В.В. обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ») о признании незаконными действий по постановке на диспансерный учет, возложении обязанности снять с диспансерного учета. В обоснование иска указано, что 12.11.2011 истец обратился с жалобой на тягу к алкоголю. Ему назначили амбулаторное дезинтоксикационное лечение. Явки на прием были неругулярны, так как истец работает вахтовым методом, находится несколько месяцев на работе. С 2015 по настоящее время спиртные напитки не употребляет, тяги к спиртному не испытывает, зависимость от алкоголя отсутствует; обратился к ответчику с письменным заявлением о снятии с учета по причине отсутствия зависимости от алкоголя; 13.09.2022 получил ответ. Истец считает, что стороной ответчика нарушен порядок постановки на диспансерный учет в связи с выставленным диагнозом <данные изъяты>; на освидетельствовании не присутствовал, поскольку не был уведомлен о проведении; не страдает и не страдал алкоголизмом в момент постановки на учет; при обращении в лечебное учреждение не давал письменного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в том числе и на постановку на учет.
Истец Федорков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении; дополнил, о том, что состоит на учете у врача-нарколога узнал в 2016 году, 8 лет не употребляет алкоголь, что подтверждают характеристики.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» в судебном заседании не участвовал; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Свидетель Ивашев Н.В. в суде рассказал, что работает в ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» в должности врача-психиатра-нарколога, Федорков В.В. поставлен на диспансерный учет 12.11.2010 с диагнозом <данные изъяты> ему устно разъяснялся порядок диспансерного наблюдения, однако, наблюдался не регулярно; освидетельствование и согласие пациента на постановку на диспансерный учет не требовалось; установленный диагноз являлся основанием для постановки истца на учет; решение о снятии истца с диспансерного учета врачебной комиссией учреждения не принималось.
Заслушав представителя истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» к основным принципам охраны здоровья относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем, в том числе, разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 психические расстройства и расстройства поведения с кодом F 10 отнесены к социально значимым заболеваниям.
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Международной классификацией болезней (МКБ-10) <данные изъяты> отнесен к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, как заболевание, характеризующееся совокупностью психических и соматических расстройств.
В силу Инструкции о порядке диспансерного учета больных <данные изъяты>, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 (далее - Инструкция) (в редакции, действующей на момент постановки истца на диспансерный наркологический учет), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: <данные изъяты>. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Согласно пункту 2 Инструкции в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, для больных хроническим алкоголизмом установлен срок диспансерного учета в 3 года.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Инструкция предусматривала, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных <данные изъяты> - 3 года; больные <данные изъяты> - 5 лет.
Больные <данные изъяты> включаются в одну из трех групп динамического наблюдения, где I группа - это больные, вновь взятые на диспансерный учет, больные с ремиссией менее 1 года, где II группа - это больные с ремиссией от 1 года до 2-х лет, III группа - больные с ремиссией свыше 2-х лет. Частота осмотров больных I группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц, II группы - 1 раз в два месяца, III группы - 1 раз в 3 месяца. Больные наркоманиями и токсикоманиями включаются в одну из четырех групп диспансерного наблюдения. В I, II и III группы больные распределяются в порядке, определенном для больных алкоголизмом с соответствующим числом осмотров. К IV группе относятся больные наркоманиями и токсикоманиями с ремиссиями свыше 3-х лет, частота осмотров в этой группе не реже 1 раза в 4 месяца (пункт 3 Инструкции о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями).
Судом установлено, что истец Федорков В.В. состоит на диспансерном учете с 12.11.2010 с диагнозом – <данные изъяты>, что предполагает его явки с периодичностью, предусмотренной п. 3 указанной инструкции.
Из записей индивидуальной карты амбулаторного больного Федоркова В.В. следует, он ранее находился на диспансерном наблюдении в период с 19.04.2004 по 18.05.2007, второй раз взят на диспансерный учет 12.11.2010 с диагнозом <данные изъяты>; обратился для купирования запоя с жалобами на нарушение сна, слабость, общее недомогание, тошноту, тремор, тягу к алкоголю; данное состояние связывал с одиннадцатидневным запоем; сообщил, что пьет запоями 7-10 дней с перерывами 20-30 дней. Назначено амбулаторное дезинтоксикационное лечение.
Из медицинской карты наркологического больного № г. усматривается, что сроки диспансерного наблюдения Федорковым В.В. не соблюдались, наркологический кабинет регулярно не посещал. В 2011 году один раз был на приеме, при этом 25.05.2011 письменно ознакомлен лечащим врачом, что наркологический диагноз подлежит учету; в целях своевременного снятия с учета обязался регулярно наблюдаться у лечащего врача. В 2012 на приеме не был, в 2013 – наблюдался не регулярно: 31.10.2013 (обратился для купирования запоя, назначено амбулаторное дезинтоксикационное лечение), 12.11.2013, 20.12.2013. В 2014 году был на приеме – 28.05.2014, 04.07.2014, 20.10.2014 (обратился для купирования запоя, назначено амбулаторное дезинтоксикационное лечение, оформлен листок нетрудоспособности). В 2015 году был на приеме – 20.03.2015 (обратился для купирования запоя, назначено амбулаторное дезинтоксикационное лечение, оформлен листок нетрудоспособности), 22.05.2015, 17.11.2015. Единичные явки имели место в 2016 г. (23.09.2016 – был на приеме с водительским медицинским осмотром, признан не годным к управлению транспортным средством, рекомендовано диспансерное наблюдение для установления ремиссии) и в 2021 г.: 16.02.2021 – был на приеме, имеется запись о том, что со слов живет в Ижевске, работает вахтовым методом, в г. Вуктыле бывает один раз в 3-4 месяца, рекомендовано наблюдение у врача-психиатра-нарколога по месту жительства) и 02.02.2021; не был на приеме в период с 2017 года по 2020 год включительно. Документов, подтверждающих проживание в <адрес> в период с 13.12.2021 по 02.02.2022 Федорковым В.В. не представлено; не был на приеме в апреле 2022 года. С мая 2022 года наблюдается регулярно, 20.12.2022 установлена ремиссия 6 месяцев.
Таким образом, основанием для постановки Федоркова В.В. на диспансерный учет послужило наличие заболевания, соответствующего международной квалификации болезней как <данные изъяты>, подтвержденного клиническими признаками, что соответствует требованиям порядка диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, действующим в период его постановки на учет.
На момент обращения Федоркова В.В. за лечением действовал Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», в соответствии с которым диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежали все лица, которым установлены диагнозы: <данные изъяты> В соответствии с данным приказом истец взят на диспансерный учет; согласие пациента на взятие на наркологический учет не требовалось, так как данное решение, а именно постановка (взятие) на учет, не является медицинским вмешательством или медицинской помощью, а является мерой статистического учета и мониторинга.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что врачом-психиатром-наркологом ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» истец Федорков В.В. поставлен на диспансерный учет законно и обоснованно, поскольку обращение истца за наркологической помощью не носило анонимного характера, ему был поставлен соответствующий диагноз; действия ответчика соответствовали требованиям Инструкции «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 и не нарушали прав истца. Поскольку Федорков В.В. регулярно диспансер не посещал, что подтверждается амбулаторной картой наркологического больного, показаниями свидетеля Ивашева Н.В., решение о его снятии с диспансерного учета врачебно комиссией учреждения не принималось.
Доказательств, подтверждающих стойкую ремиссию в течение установленного срока у Федоркова В.В., материалы дела не содержат, а представленные со стороны истца характеристики с места работы, рекомендательное письмо надлежащими тому доказательствами не являются.
В отсутствие данных о стойкой ремиссии Федоркова В.В. действия по его сохранению на диспансерном учете являются, по мнению суда правомерными, в свою очередь, доводы Федоркова В.В. о том, что действия ответчика, выразившиеся в его незаконной постановке на диспансерный учет и отказе в снятии с диспансерного наблюдения, несостоятельными. Поскольку истец был поставлен на диспансерный учет повторно, ранее наблюдался у врача-психиарта-нарколога в течение 3 лет (с 19.04.2004 по 18.05.2007), потому доводы о том, что не знал о необходимости регулярного посещения врача, также являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконными действий по постановке на диспансерный учет Федоркова В.В. и возложении обязанности снять его с данного учета не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований истцу надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 1107000615, ░░░░ 1021100934843) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░