Судья Леконцев А.П. Дело № 33а-5005/2021
(номер дела в суде первой инстанции 2а-943/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.
судей Колесниковой Д.А., Щенниковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании 27 сентября 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кудрин С. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Кудрин С. А. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Щенниковой Е.В., объяснения административного истца Кудрина С.А., представителя административных ответчиков УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Мартыновой Л.М., судебная коллегия по административным делам
установила:
Кудрин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании в размере 180 000 руб.
В обосновании заявленных требований истец указывает, что был этапирован из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, из ФКУ ИК-1 в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми. В качестве нарушений ссылался на отсутствие спальных принадлежностей, переполненность камер, отсутствие индивидуального спального места, отсутствие столика для приема пищи, лишение возможности пользоваться туалетом.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
По итогам рассмотрения дела 27 апреля 2021 года судом постановлено решение, по которому административное исковое заявление Кудрина С.А. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Кудрин С.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Участвующий в суде апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи Кудрин С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Мартынова Л.М. с доводами жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела, обеспечении их участия в суде апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, не заявили.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 сентября 2020 года административный истец конвоировался из ФКЛПУ Б-18 до ж/д станции Ухта встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН по Республике Коми в спецавтомобиле «ГАЗ-33106», с размещением в большой камере № 4 совместно с двумя осужденными.
В этот же день от ж/д станции Ухта до станции Сыктывкар конвоировался в спецвагоне модели ЦМВ 61-827 с размещением в большой камере № 1, на всем пути следования загрузка камеры не превышала 8 человек.
21 сентября 2020 года от станции Сыктывкар до ФКУ ИК-1 конвоировался в спецавтомобиле марки Камаз-4308, с размещением в большой камере № 3 совместно с 8 осужденными.
25 октября 2020 года Кудрин С.А. конвоировался из ФКУ ИК-1 до станции Сыктывкар в спецавтомобиле Камаз 4308 с размещением в большой камере № 3 совместно с тремя осужденными.
В этот же день, от станции Сыктывкар до станции Микунь истец конвоировался плановым караулом в спецвагоне марки ЦМВ 61-827 с размещением в большой камере № 3, на всем пути следования загрузка не превышала 7 человек.
Далее при следовании от станции Микунь до ФКУ ИК-31 конвоировался в специальном автомобиле ГАЗ-3309 с размещением в большой камере №3, следовал один.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался положениями частей 1, 3, 6 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, предписаниями утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп Инструкции, определяющей порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.
Установив, что система жизнеобеспечения спецтранспорта отвечала требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, сопоставив площадь камер спецтранспорта, количество перевозимых одновременно с административным истцом лиц в спорный период, с нормой размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов, установленной приказом Минюста России и МВД России от 09 февраля 2018 года № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24 мая 2006 года 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» суд первой инстанции признал, что нарушений условий перевозки административного истца в спорный период не допущено, с учетом размещения в больших камерах, количество перевозимых лиц в которых не превышало установленной нормы.
Выводы суда о несостоятельности доводов Кудрина С.А. о нарушении ответчиком условий его конвоирования, выразившихся в недостаточности вентиляции, освещения, обеспечения водой, а также в не оборудовании специальными приспособлениями (поручнями), ремнями безопасности автомобильного транспорта, также соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права.
Используемые ФСИН России спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. В день перевозки административного истца спецавтомобили были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях. Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом, камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Стандарты перевозки заключенных изложены в документе, утвержденном совместно Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп и имеющем гриф «Для служебного пользования» (с изменениями согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп).
Норма размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м., что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.
Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.
Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
Общее освещение специального вагона состоит из 8 и 9 ламп накаливания мощностью по 40 Ватт каждая. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона имеются застекленные оконные проемы. В самих камерах спецвагонов окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками отделенными решеткой с решетчатой дверью, образуется единое воздушное пространство. Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Из обстоятельств дела следует, что конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов, непродолжительное время. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула. Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-О3, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденному графику, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности. Факт вывода в туалетную комнату во время следования в спецвагоне, административным истцом не отрицался.
Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
При этом, жалоб на ненадлежащие условия перевозки во время конвоирования 21 сентября 2020 года и 25 октября 2020 года административным истцом не предъявлялось.
Все доводы административного истца в указанной выше части проверены судом, по каждому обстоятельству истребованы доказательства и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований полагать, что представленные доказательства являются недопустимыми или получены в нарушение закона, судебная коллегия не усматривает.
Рассматривая доводы Кудрина С.А. о том, что при этапировании он находился в таких условиях, которые не позволяли ему полноценно осуществлять отдых в ночное время, в связи с не предоставлением отдельного спального места, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми находит их заслуживающими внимания и не может согласиться с выводами суда в указанной части.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
В тоже время Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституции Российской Федерации (статья 17).
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года N 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней» указал, что правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней (пункт 3).
В абзаце третьем пункта 10 этого же постановления разъяснено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами положений Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиям, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Как отмечено в постановлении ЕСПЧ от 9 апреля 2019 г. «Томов и другие против России» (жалоба N 18255/10 и пять других жалоб) оценка того, имело ли место нарушение статьи 3 Конвенции, не может сводиться исключительно к вычислениям размеров площади, доступной перевозимым заключенным. Только всесторонний подход к особым обстоятельствам дела может позволить составить точную картину обстоятельств перевозимого лица.
Сильная презумпция наличия нарушения статьи 3 Конвенции может быть опровергнута только в случае краткосрочных или периодических поездок. Что касается более длительных поездок, в том числе ночного переезда на поезде, подход Европейского Суда будет аналогичен подходу к содержанию под стражей в стационарных учреждениях исполнительной системы на протяжении сравнимого срока. Даже если ограниченную санитарную площадь на человека можно не принимать во внимание ввиду наличия многоярусных спальных мест, эта ситуация не будет соответствовать статье 3 Конвенции, если заключенные лишались ночного сна в связи с недостаточным количеством спальных мест или иными ненадлежащими условиями для сна. Такие факторы, как не предоставление индивидуального спального места каждому заключенному или необеспечение надлежащего запаса питьевой водой и питанием или доступа в туалет, серьезно отягощают ситуацию заключенного во время перевозки и указывают на нарушение статьи 3 Конвенции.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 деревянными полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут использоваться как спальные места.
В материалы дела представлены путевой журнал, путевая ведомость, схема размещения спецконтингента, покамерная раскладка, путевая ведомость от 21 сентября 2020 года и 25 октября 2020 года.
При этом 21 сентября 2020 года этапирование железнодорожным транспортом осуществлялось в ночное время, время в пути составило 8 часов 30 мин.
Поскольку в указанный период времени Кудрин С.А. размещался в большой камере № 1, на всем пути следования загрузка камеры достигала 8 человек, с учетом технических характеристик специального вагона, очевидно недостаточное количество мест для сна для всех лиц, находившихся в указанной камере, в том числе и административного истца, что с учетом отсутствия доказательств обеспечения Кудрина С.А. в период его этапирования в ночное время индивидуальным местом для сна, свидетельствует об обоснованности заявленных требований в указанной части.
Таким образом, решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в приведенной части.
При определении размера взыскиваемой в пользу Кудрина С.А. компенсации судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствие последствий для административного истца, с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кудрин С. А. компенсацию за нарушение условий содержания при этапировании в размере 5 000 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение будет составлено 08 октября 2021 года.
Председательствующий -
Судьи -