дело №12-104/2021
УИД 34RS0038-01-2021-001457-25
РЕШЕНИЕ
р.п. Средняя Ахтуба
Волгоградская область 01 октября 2021 года
Судья Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области Соломенцева Е.А., рассмотрев жалобу директора ЗАО «Хладко» Бокова Ю.М. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Будановой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
в соответствии с постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Будановой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ № генеральный директор ЗАО «Хладко» Боков Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФЮ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Боков Ю.М. просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности обществом заключены договора с иностранными гражданами, место работы указанных граждан находилось достаточно далеко от места расположения банков. Иностранные граждане не предоставили генеральному директору Бокову Ю.М. сведения об открытых ими счетах в банках, а положение об оплате труда и трудовой договор не предусматривали перечисление заработной платы на счета кредитных организаций. Иностранные работники трудно понимают суть банковского законодательства и возможность открытия счетов в кредитных организациях. Трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте РФ на банковский счет работника в уполномоченном банке (иное из материалов дела не следует), а федеральным законом не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, то выплата работодателем его работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Материалы дела не содержат достаточных данных, бесспорно подтверждающих факт совершения генеральным директором ЗАО «Хладко» Боковым Ю.М., вмененного ему административного правонарушения, и ставит под сомнение правильность и обоснованность вывода должностного лица административного органа в оспариваемом постановлении. Кроме того иностранные граждане обратились к директору с заявлениями о выплате заработной платы наличными денежными средствами, поскольку оформить банковскую карту не имеют возможности. Действуя добросовестно, зная о возможности привлечения к уголовной ответственности генерального директора Бокова Ю.М. за несвоевременную оплату труда, директор производил выплату заработной платы иностранным гражданам наличными денежными средствами, при этом все налоги им были уплачены, ущерб ни ЗАО «Хладко», ни Боковым Ю.М. причинен не был. В случае, если суд не примет во внимание вышеприведенные доводы, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.
В возражениях на жалобу начальник МИФНС России № 4 по Волгоградской области Буданова М.А. просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление – без изменения.
В судебном заседании представитель Бокова Ю.М.- Яковлев В.П. жалобу поддержал, просил её удовлетворить в полном объёме, постановление отменить.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Щербакова Е.М. в судебном заседании, полагая, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просила постановление оставить без изменения.
Выслушав представителя лица, защитника привлекаемого к административной ответственности, представителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области изучив материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно ст. 1 данного Федерального закона, резидентами являются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; физические лица, являющиеся гражданами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а, б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ являются нерезидентами.
Как усматривается из подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона, использование валюты РФ в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Согласно пункту 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
При этом, статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лип без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
С учётом изложенного, реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона № 173- ФЗ.Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
При этом в данном случае, вопреки доводам, изложенным в жалобе, специальные нормы Федерального закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями ТК РФ.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Как усматривается из представленных материалов дела 19 марта 2021 года МИФНС России № 4 по Волгоградской области в адрес ЗАО «Хладко» направило запрос о предоставлении документов и информации, согласно которому юридическому лицу предлагалось представить в адрес инспекции документы, подтверждающие правомерность выплаты доходов физическим лицам – нерезидентам за ДД.ММ.ГГГГ годы.
По результатам проведенного анализа представленных ЗАО «Хладко» документов и сведений налоговым органом было установлено, что в организации осуществляют трудовую деятельность граждане <адрес>, с которыми были заключены трудовые договора, при этом, заработная плата нерезидентам осуществлялась, минуя банковские счета в уполномоченных банках, то есть наличными денежными средствами.
Расчеты по заработной плате с иностранными работниками были произведены ДД.ММ.ГГГГ в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 42000 рублей 00 копеек: ФИО5 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО6 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО7 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО8 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО9 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО10 в сумме 6000 руб. 00 коп., ФИО11У. в сумме 6000 руб. 00 коп.
Из сведений представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> установлено, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11У., с которыми произведены расчеты по заработной плате ЗАО «Хладко», на момент инкриминируемых событий не имели вида на жительство в Российской Федерации, следовательно, при выплате им заработной платы речь идет о расчетах между резидентом и нерезидентом.
Боков Ю.М., будучи генеральным директором ЗАО «Хладко», является должностным лицом в силу разъяснений содержащихся в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
Так, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учётом изложенного начальник МИФНС России № 4 по Волгоградской области пришла к верному выводу о наличии в действия Бокова Ю.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, верно квалифицировав его действия, с указанными выводами у судьи не имеется оснований не согласиться.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые являются достоверными, допустимыми и достаточными для установления виновности Бокова Ю.М., нарушений действующего законодательства при их получении и закреплении не допущено.
Вина Бокова Ю.М. подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями, представленными ГУ МВД России по Волгоградской области, документами, представленными ЗАО «Хладко».
Кроме того, защитник Яковлев В.П. не оспаривал факт выплаты заработной платы нерезидентам, минуя банковские счета в уполномоченных банках, то есть наличными денежными средствами.
Доводы защитника Бокова Ю.М.- Яковлева В.П. об отсутствии в действия Бокова Ю.М. состава административного правонарушения ввиду правовой неопределённости по вопросу оплаты труда иностранным работникам суд не может признать состоятельными, поскольку он опровергаются положениями нормативных актов, приведёнными выше.
Ссылки защитника Бокова Ю.М. – Яковлева В.П. на то, что иностранные граждане лично заявили о выплате им заработной платы наличными, не освобождало должностное лицо от соблюдения требований закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Доводы о том, что все исчисленные налоги уплачены и какой – либо ущерб охраняемым законам интересам не причинен, не исключает наличие в действиях Бокова Ю.М. состава вмененного административного правонарушения.
Административное наказание назначено Бокову Ю.М. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, представляется справедливым и соразмерным содеянному.
Учитывая характер и степень общественной опасности допущенного Боковым Ю.М. административного правонарушения, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности не имеется.
Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
При таких обстоятельствах оснований для признания совершенного Боковым Ю.М. правонарушения в области валютного законодательства малозначительным не имеется, следовательно, правовых основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
Ссылка в жалобе на судебную практику, не может быть признана состоятельной, поскольку нормы права применяются к конкретным обстоятельствам, установленным по делу. Судебная практика не является источником права в Российской Федерации и конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел в отношении других лиц. Кроме того, действующие нормы КоАП РФ не содержат каких либо положений о преюдиции вынесенных в рамках рассмотрения иных дел об административных правонарушений судебных актов.
Иных доводов, содержащих правовые аргументы, которые ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, не имеется.
При таком положении оснований к отмене постановления должностного лица административного органа не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа, Боков Ю.М., с учётом материального положения, не лишён возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ № – ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.30.9 ░░░░ ░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 12-104/2021,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.