Решение по делу № 33-2376/2015 от 12.05.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2015 года по делу №33-2376/2015

Судья – Магомедов Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Алиевой Э.З.,

судей – Загирова Н.В. и Устаевой Н.Х.,

при секретаре – ФИО,

с участием прокурора – Гасанова З.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусабекова И.М. к Управлению социальной защите населения (далее УСЗН) в МО «Левашинский район» о назначении ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью из заработной платы ее индексации и взыскании недополученных денежных сумм по указанной выплате, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы по апелляционному представлению прокурора Левашинского района РД Даудова О.А. на решение Левашинского районного суда от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мусабекова И.М. к Управлению социальной защите населения в МО «Левашинский район» удовлетворить.

Взыскивать ежемесячно УСЗН в МО «Левашинский район» за счет средств федерального бюджета в пользу Мусабекова И.М. начиная с 01 ноября 2012 года ежемесячную сумму возмещения вреда в размере <.>. с последующей индексацией исходя из верхнего уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.

Взыскать с УСЗН в МО «Левашинский район» за счет казны РФ в пользу Мусабекова И.М. единовременно недополученную сумму возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01 января 2000 года по 31 октября 2012г. в размере <.>

Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы прокурора Гасанова З.Г., просившего удовлетворить апелляционное представление, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мусабеков И.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом <.> группы со <.> потерей трудоспособности вследствие участия в 1986-1987г. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Имеет право на получение возмещения вреда здоровью, поскольку ему неверно исчислена сумма в возмещение вреда здоровью, которая была назначена как инвалиду-чернобыльцу.

До установления первичной группы инвалидности работал в <.> с. Терекли-Мектеб Ногайского района.

Начисленная зарплата за период работы в указанной организации с 01 ноября 1993 года по 31 октября 1994 года составила <.> рублей, что подтверждается справкой от 26 декабря 1996 года.

Эту справку в конце декабря 1999 года он представил для назначения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в УСЗН в МО «Левашинский район». Ему было отказано со ссылкой на устное распоряжение Министерство труда и социального развития РД.

В связи с тем, что ответчик добровольно и своевременно не индексировал причитающиеся ему суммы в соответствии с требованиями закона, считает данные действия УСЗН незаконными и просит суд полностью удовлетворить заявленные требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить по следующим основаниям.

Выводы, изложенные в решении суда, являются необоснованными и сделаны с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение и неправильное применение норм материального права, так норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Как следует из судебного решения по делу «при назначении суммы возмещения вреда следует исходить из заработка, полученного на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

Вместе с тем согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данное право предоставляется в том случае если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемойдолжности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступилна работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Из материалов гражданского дела следует, что изменений в трудовой деятельности у Мусабекова И.М не было - по окончанию работы на ЧАЭС он вернулся на прежнее место работы, на ту же должность.

В связи с этим судом неправильно взят за основу период работы Мусабекова И.М. по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как его деятельность не может быть отнесена к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения, либо возможности изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.

Между тем, со вступлением в силу с 15 февраля 2001 Федерального закона от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, порядок назначения возмещения вреда исходя из размера заработка был отменен, и установлена выплата ежемесячной компенсации в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и индексируется с 19 июля 2002 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 № 194 и Федеральным законом от 24 декабря 2002 № 176, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как установлено Мусабекову И.М. ранее, до назначения в твердой сумме, возмещение вреда исходя из заработка, не назначалось.

Таким образом, к моменту обращения Мусабекова И.М. в суд с исковыми требованиями об индексации выплат, законодательством уже установлен порядок индексации выплат возмещения вреда исходя из уровня инфляции.

Кроме того, в соответствии со ст.155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.

В нарушение положений ст.113 ГПК РФ при назначении и рассмотрении гражданского дела суд не уведомил ни прокуратуру Республики Дагестан, ни прокуратуру Левашинского района о дне и времени рассмотрении указанного гражданского дела, что также является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Мусабеков И.М. является инвалидом <.> группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидность установлена бессрочно.

С момента установления инвалидности истцу назначены суммы возмещения вреда здоровью. С 2001 г. Мусабеков И.М. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. С 1 июня 2004 г. ответчик индексировал размер указанной компенсации по коэффициенту инфляции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

До момента обращения с настоящим иском Мусабеков И.М. с требованиями о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью к ответчику и в суд не обращался.

Разрешая спор, с учетом того, что впервые выплаты в возмещение вреда здоровью назначены Мусабекову И.М. до 15 февраля 2001 г., их размер при надлежащей индексации выше, чем размер получаемой истцом денежной компенсации в твердой сумме, суд пришел к выводу о том, что Мусабеков И.М. имеет право на получение суммы возмещения вреда по ранее действовавшему законодательству исходя из утраченного заработка, проиндексированной в соответствии с действующим законодательством, и определил размер возмещения вреда здоровью из заработной платы за 12 месяцев перед установлением инвалидности.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.

Так, 12 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В настоящем иске, поданном в 2012 г., на основе нормы закона, утратившей силу с 15 февраля 2001 г., Мусабеков И.М. просит изменить порядок выплат установленной ему в 2001 г. ежемесячной денежной компенсации, произвести индексацию этой суммы и осовременивание образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена.

До момента обращения в 2012 г. Мусабеков И.М. в суд с иском требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявлял, до указанной даты не выражал несогласия с размером выплачиваемых ему до 2001 г. сумм возмещения вреда и их индексацией.

При таких данных Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан полагает, что истцом ранее было реализовано предоставленное законом право выбора получения ежемесячной денежной компенсации, размер которой с февраля 2001 г. был определен в твердой денежной сумме.

Не может согласиться Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан и с избранным судом механизмом индексации подлежащих выплате Мусабекову И.М. сумм возмещения вреда здоровью.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 (в редакции от 7 июля 2009 г.) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2012 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных Мусабековым И.М. требований об изменении порядка производимых ему выплат и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан признает решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 19 ноября 2012 года подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мусабекова И.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Левашинского района РД Даудова О.А. удовлетворить.

Решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 19 ноября 2012 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мусабекова И.М. к Управлению социальной защите населения в МО «Левашинский район» о назначении ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью из заработной платы ее индексации и взыскании недополученных денежных сумм по указанной выплате отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-2376/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мусабеков И.М.
Ответчики
УСЗН, Минтруд и соц. развития РД, Прок. РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Загиров Нариман Велибекович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
08.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Передано в экспедицию
29.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее