Дело № 2-315/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2017 года город Светлый Калининградской области
Светловский городской суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Довгаля А.А.,
при секретаре Вдовиной Е.С.,
с участием
помощника Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Оголь Е.В.,
представителя ответчика - Рыбальченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Содружество-Соя» об обязании ответчика совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор Ким Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Содружество-Соя» об обязании ответчика в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых на основании лицензии №
В обоснования иска прокурор указывает, что по результатам проведенной проверки установлено, что ответчик на основании лицензии № осуществляет добычу подземных вод посредством эксплуатации артезианских скважин.
В тоже время данная деятельность ответчика осуществляется с нарушением требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В пункте 1.6. и 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указано, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу пункта 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых ответчиком на основании лицензии №, не утверждены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что является недопустимым, может повлечь загрязнение источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В судебном заседании помощник Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Оголь Е.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Рыбальченко Н.А., не признала исковые требования, так как ответчик осуществляет добычу подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой для личных нужд с 2008 года на законных основаниях в соответствии с имеющимися заключениями и лицензией, в то время как, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области создано только в 2015 году.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области не явился в судебное заседание, поступил отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.№
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено:
1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2 Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
6. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно пункту 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В пункте 1.6. и 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указано, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу пункта 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с подпунктами 6, 16 и 17 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года №642, на Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области возложены полномочия по:
- осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору, за их использованием и охраной;
- установлению границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
- утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Судом установлено, что на основании проекта зоны санитарной охраны скважин №№, № ЗАО «Содружество-Соя» в <адрес> разработанного в 2008 году обществом с ограниченной ответственностью «Гидрогеолог» (л.д.№ экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в г.Светлом от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Проекта зоны санитарной охраны скважин №№, № ЗАО «Содружество-Соя» в <адрес> (л.д.№ санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Калининградской области № от 16 июля 2008 года (л.д.№ 09 сентября 2008 года Департаментом по природопользованию по Северо-Западному Федеральному округу выдана лицензия № на добычу подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой предприятия ЗАО «Содружество-Соя» сроком до 31 декабря 2013 года (л.д.№ действие которой впоследствии продлено до 30 сентября 2035 года (л.д.№
В связи с тем, что уже имеется разработанный проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения ЗАО «Содружество-Соя» в <адрес> исковые требования в части обязания закрытого акционерного общества «Содружество-Соя в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых на основании лицензии №, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 года №642, на Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области возложены полномочия по: осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору, за их использованием и охраной; установлению границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; и утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, суд приходит к выводу о необходимости направления ответчиком в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых на основании лицензии №, чтобы министерство имело возможность надлежащим образом исполнять возложенные на полномочия по охране существующих водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения, чтобы они не являлись источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (неопределенного круга лиц).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать закрытое акционерное общество «Содружество-Соя» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых на основании лицензии №
В удовлетворении исковых требований в части обязания закрытого акционерного общества «Содружество-Соя» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых на основании лицензии № отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Содружество-Соя» в доход местного бюджета муниципального образования «Светловский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светловский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2017 года.
Судья Довгаль А.А.