УИД 42RS0033-01-2022-002763-68
№ 2-1708/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Денейчук Д.Д.,
с участием истца Балуха Н.В.,
представителя истца Балуха Н.В. – Тихонова М.С., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,
представителя ответчика администрации города Прокопьевска – Журавель Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
30 ноября 2022 года
гражданское дело по иску Балуха Николая Владимировича к администрации города Прокопьевска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что он зарегистрирован и проживает в квартире по <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным и ветхим.
Истец представитель истца Тихонов М.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец Балух Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью и пояснил, что в спорном жилом помещении проживать невозможно. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель истца Балуха Н.В. Тихонов М.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что Межведомственной комиссией жилой дом по <адрес> был признан аварийным. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска Журавель Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что жилой дом по <адрес> признан заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу. На основании распоряжения администрации города Прокопьевска дом будет снесен, а жители дома будут расселены в срок не позднее 2031 года. Кроме того, истец имеет в собственности также жилое помещение по <адрес>64. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Суд считает, что в данном случае отношения сторон возникли из договора социального найма, носят длящийся характер, а права и обязанности сторон по предоставлению жилого помещения возникли с даты выдачи МВК заключения о признании дома аварийным.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления гражданину, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых помещений (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Также и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ указано, если при рассмотрении дела будет установлено, что жилое помещение, в котором проживание гражданина, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, что истец Балух Н.В. зарегистрирован в жилом помещении по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Данное жилое помещение предоставлено истцу на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве членов семьи нанимателя в договор никто не включен.
Заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, с отселением из него граждан в соответствии с жилищным законодательством РФ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, представленной ответчиком, в настоящее время постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2024 годы», в рамках которой утвержден список домов, подлежащих сносу до 2024 года включительно, которые были признаны аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. После завершения указанной программы, будет разработана программа сноса многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, и дома по <адрес>.
В реестре многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу по <адрес> дом по <адрес> числится под номером №.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г.), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден президиумом Верховного суда РФ 29.04.2014) также указывается, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении данного спора является выяснение вопроса о наличии опасности для жизни и здоровья истца в связи с техническим состоянием жилого помещения, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое помещение, отсутствие у истца иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Согласно представленному техническому заключению ООО «Ампир» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании изучения и анализа материалов, собранных специалистами ООО «Ампир» по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пришли к выводу, что несущие и ограждающие конструкции не исполняют свои функции согласно требованию сводов правил. Строительные конструкции жилого дома в целом находятся в аварийном состоянии. Жилой дом не пригоден к использованию по целевому назначению, поскольку создает угрозу жизни и здоровью людей.
Ответчиком также предоставлена информация о том, что согласно экспертному заключению №/з от ДД.ММ.ГГГГ Сибирского филиала АО «НИИ институт горной механики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» (СФ АО ВНИМИ) <адрес> «Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта им. Дзержинского». Дом подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Жители дома подлежит переселению. В списке на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» по адресу: <адрес> значится Балух Н.В.
Таким образом, проведенное обследование жилого дома по <адрес> как ООО «Ампир», так и СФ АО ВНИМИ подтверждают ухудшение технического состояния указанного жилого помещения и возможность его обрушения, что в свою очередь представляет реальную опасность для жизни и здоровья проживающих лиц и требует срочных мероприятий.
С учетом изложенного выше, судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, аварийным; не соответствует требованиям нормативно-технической документации, проживание и нахождение людей в данном жилом помещении создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если, в частности, жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Поскольку предоставление жилого помещения в данном случае носит компенсационный характер (предоставление жилого помещения взамен подлежащего сносу, а не в порядке улучшения жилищных условий), и преследует цель сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем, то жилое помещение истцу должно быть предоставлено равнозначное ранее занимаемому.
Истец имеют право пользования жилым помещением по <адрес> которое является квартирой, общей площадью 24,1 кв. м. и которое признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, поэтому суд обязывает администрацию <адрес> предоставить истцу вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте города Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 24,1 кв. м.
Наличие у ФИО1 на праве собственности ? доли в праве собственности на жилое помещение по <адрес> <адрес> в данном случае не имеет правового значения для дела, поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.
В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 Жилищного кодекса РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Балуха ФИО7 к администрации города Прокопьевска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Балуху ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, в черте гор. Прокопьевска, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого 24,1 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд вынесший решение, т.е. Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Судья Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2022 года.
Судья Л.Г. Тихонова