Дело (УИД) №48RS0010-01-2024-001018-02 Дело № 2-1065/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04.07.2024 года г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Пресняковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черноусовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Андреещевой Ирины Турсуновны к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области, действуя в интересах Андреещевой И.Т., обратился с иском к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенно жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям и условиям доступности для инвалида, использующего кресло-коляску, не менее нормы предоставления на одного человека. В обоснование заявленных исковых требований указали, что прокуратурой была проведена проверка по обращению Андреещевой И.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по вопросу нарушения требований действующего жилищного законодательства. В ходе проведённой проверки установлено, что Андреещева И.Т., являющаяся инвалидом-колясочником <данные изъяты> бессрочно, проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было представлено ГОБПОУ «<данные изъяты>» Андреещевой И.Т. на основании мирового соглашения от 17.10.2022 года в рамках гражданского дела № №. В последующем состояние здоровья Андреещевой И.Т. существенно ухудшилось, она утратила возможность передвигаться самостоятельно без инвалидного кресла и посторонней помощи. 13.11.2023 года комиссией по обследованию жилых помещении инвалидов и общего имущества в МКД, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления у учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, вынесено заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения по адресу: <адрес>, для проживания инвалида, а также экономической нецелесообразности его реконструкции или капитального ремонта. С 2014 года Андреещева И.Т. состоит на жилищном учете в администрации городского поселения город Грязи Грязинского района Липецкой области в качестве малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам рассмотрения обращения в адрес администрации городского поселения город Грязи Андреещевой И.Т. получен ответ от 03.04.2024 года об отсутствии у администрации полномочий по обеспечению ее жилым помещением в связи с отсутствием здания общежития по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № №, составленной на основании протокола проведения медико-социальной экспертизы № 184.10.48/2023 от 20.02.2023 года, Андреещева И.Т. имеет нарушение функций нижних конечностей, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски. Согласно справке врачебной комиссии от 15.03.2023 № 1360 Андреещева И.Т. имеет диагноз по коду заболевания <данные изъяты> и нуждается в улучшении жилищных условий. Поскольку занимаемое Андреещевой И.Т. жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания ее как инвалида - колясочника, и ремонту или реконструкции не подлежит, следовательно, Андреещева И.Т. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения данного гражданского дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит обязать администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить вне очереди Андреещевой И.Т., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека, отвечающее требованиям и условиям доступности для инвалида, использующего инвалидное кресло – коляску, предусмотренным Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещения и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649, с учетом пожеланий Андреещевой И.Т.: расположение жилого помещения на первом этаже МКД; ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м; входные и внутренние квартирные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 м.
В судебном заседании представитель Грязинской межрайонной прокуратуры – помощник прокурора Смыкова Е.А. поддержала заявленные уточненные исковые требования, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Истец Андреещева И.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика, администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Луговских М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что в настоящее время ответчик не располагает материальными возможностями для приобретения отдельного жилого помещения с целью предоставления его истцу. Кроме того, ссылалась на то, что в настоящее время имеются иные граждане, за которыми признано право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явился, согласно представленного письменного отзыва считает исковые требования прокурора, заявленные в интересах Андреещевой И.Т., подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, среди прочего, относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта; утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Кроме того, в соответствии с положениями Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (п. в.2 ч. 1 ст. 114).
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В ч. 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Судом установлено, что Андреещева И.Т., являющаяся инвалидом-колясочником <данные изъяты> бессрочно, проживает по адресу: <адрес>
Данное жилое помещение было представлено ГОБПОУ «<данные изъяты>» Андреещевой И.Т. на основании мирового соглашения от 17.10.2022 года в рамках гражданского дела № №, рассмотренном в Липецком областном суде.
Андреещева И.Т. состоит на жилищном учете в администрации городского поселения город Грязи Грязинского района Липецкой области в качестве малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2014 года в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с составом семьи 1 человек.
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
13.11.2023 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в МКД, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления у учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, вынесено заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения по адресу: <адрес>, для проживания инвалида, а также экономической нецелесообразности его реконструкции или капитального ремонта.
07.06.2024 года межведомственной комиссией, назначенной приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 20.09.2023 года № 01-03/728 «Об областной межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вынесено заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания инвалида.
Приказом № 01-03/570 Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 14.06.2024 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания инвалида Андреещевой И.Т.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № №, составленной на основании протокола проведения медико-социальной экспертизы № № от 20.02.2023, Андреещева И.Т. имеет нарушение функций <данные изъяты>, вызывающее необходимость использования кресла-коляски.
Согласно справке врачебной комиссии от 15.03.2023 № 1360 Андреещева И.Т. имеет диагноз по коду заболевания <данные изъяты> и нуждается в улучшении жилищных условий.
Постановлением № 653 администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 24.06.2024 года Андреещева И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящая в списке малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям, состав семьи 1 человек, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с даты подачи заявления – 18.06.2024года, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05 марта 2009 г. № 376-О-П, от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1328-О-О, от 26 мая 2011 г. № 643-О-О, от 21 декабря 2011 г. № 1655-О-О, для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом Конституционным судом Российской Федерации отмечено, что федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Как указано выше, Андреещева И.Т. признана ответчиком малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, а также принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Также судом установлено и не опровергнуто ответчиком то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, является для нее единственным местом жительства, при этом указанное жилое помещение непригодно для ее проживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие материальных возможностей для приобретения соответствующего жилого помещения с целью его предоставления нуждающимся гражданам, поставленным на учет, в том числе и Андреещевой И.Т., а также наличие иных граждан, имеющих те же права на получение внеочередного жилья, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены "Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно положениям абз. 2 п. 2 Указанных Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Истец Андреещева И.Т. своим заявлением на имя и.о. прокурора Грязинского межрайонного прокурора заявила о предоставлении ей жилого помещения, отвечающего следующим требованиям: расположение жилого помещения на первом этаже МКД; ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м; входные и внутренние квартирные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 м.
Согласно уточненному исковому заявлению, прокурор просит обязать администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить вне очереди Андреещевой И.Т., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека, отвечающее требованиям и условиям доступности для инвалида, использующего инвалидное кресло – коляску, предусмотренным Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещения и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649, с учетом пожеланий Андреещевой И.Т.: расположение жилого помещения на первом этаже МКД; ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м; входные и внутренние квартирные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 м.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить вне очереди Андреещевой Ирине Турсуновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека, отвечающее требованиям и условиям доступности для инвалида, использующего инвалидное кресло – коляску, предусмотренным Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещения и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649, в том числе: расположение жилого помещения на первом этаже МКД; ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м; входные и внутренние квартирные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Преснякова
Мотивированное решение суда изготовлено 10.07.2024 года.