Дело № 2а-421/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2019 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Цитович Н.В., при секретаре судебного заседания Барабановой К.С., с участием административного истца Кравцова Э.В., действующего в своих интересах и в интересах административных истцов Зверева В.В. и Волковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравцова Эдуарда Владимировича, Зверева Владимира Васильевича, Волковой Анны Викторовны к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в котором просили признать незаконными действия, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> и направить в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка.
Дополнительным заявлением в редакции от 28 февраля 2019 года административные истцы Зверев В.В. и Волкова А.В. просили взыскать с административного ответчика в пользу административного истца Зверева В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что являются собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
29 июля 2017 года истцы обратились в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, для его предоставления в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома и заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на кадастровом плане территории. В своем письме от 21 марта 2018 года, уполномоченный орган сообщил об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на кадастровом плане территории, сославшись на отрицательное решение по данному вопросу морской инженерной службы Тихоокеанского флота. Данный отказ был обжалован административными истцами в судебном порядке. Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 11 мая 2018 года Кравцову Э.В., Звереву В.В., Волковой А.В. было отказано в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений Минобороны России о признании незаконными действий, связанных с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, и направления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка. Решение суда первой инстанции было обжаловано административными истцами в апелляционном порядке. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 июля 2018 года решение Елизовского районного суда Камчатского края от 11 мая 2018 года отменено, административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено: признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Минобороны России, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> обязать Департамент имущественных отношений Минобороны России в установленный срок повторно рассмотреть заявление Кравцова Э.В., Зверева В.В. и Волковой А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>
25 января 2019 года на имя административного истца Кравцова Э.В. по электронной почте из Министерства обороны Российской Федерации поступило письмо № 141/УГ-71958/207 от 18 января 2019 года, из содержания которого следует, что при повторном рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, в рамках исполнительного производства от 12 сентября 2018 года № 25640/18/77039-ИП, Департаментом имущественных отношений Минобороны России повторно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Действия административного ответчика административные истцы считают незаконными и нарушающими их права на оформление в собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В судебном заседании административные истцы Волкова А.В. и Зверев В.В. участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, поручив ведение дела в их интересах на основании ч.3 ст.41 КАС РФ административному соистцу Кравцову Э.В., на административных исковых требованиях настаивали.
Административный истец Кравцов Э.В. действующий в своих интересах и в интересах административных истцов Зверева В.В. и Волковой А.В. на основании ч.3 ст.41 КАС РФ, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, возражений по существу заявленных административными истцами требований, в суд не направил.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, не известил суд о причинах неявки.
Заслушав пояснения административного истца Кравцова Э.В., исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела № 2а-610/18), суд приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего кодекса.
Как установлено ч.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ч. ч. 1,2,3 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 3).
Как указано в пункте 5 части 5 статьи 27 ЗК РФ, ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Положениями статьи 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом доме <адрес>, а именно: Кравцов Э.В. собственником жилого помещения №, Волкова А.В. и Зверев В.В. долевыми собственниками жилого помещения № (л.д.57-62).
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером № являются Российская федерация и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации военного городка № 1.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 11 мая 2018 года Кравцову Э.В., Звереву В.В., Волковой А.В. было отказано в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений Минобороны России о признании незаконными действий, связанных с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, и направления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка (л.д.12-18, л.д.76-82 дела № 2а-610/18).
Решение суда первой инстанции было обжаловано административными истцами в апелляционном порядке. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 июля 2018 года решение Елизовского районного суда Камчатского края от 11 мая 2018 года отменено, административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено: признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Минобороны России, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>; обязать Департамент имущественных отношений Минобороны России в установленный срок повторно рассмотреть заявление Кравцова Э.В., Зверева В.В. и Волковой А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> (л.д.19-24, л.д.125-130 дела № 2а-610/18).
21 декабря 2018 года административные истцы направили в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации заявление, в котором повторно просили утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом, в рамках исполнительного производства от 12 сентября 2018 года № 25640/18/77039-ИП.
25 января 2019 года на адрес электронной почты административного истца Кравцова Э.В. из Министерства обороны Российской Федерации поступило письмо № 141/УГ-71958/207 от 18 января 2019 года, из содержания которого следует, что при повторном рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, в рамках исполнительного производства от 12 сентября 2018 года № 25640/18/77039-ИП, Департаментом имущественных отношений Минобороны России повторно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из сообщения № 141/УГ-71958/207 от 18 января 2019 года следует, что образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося на праве собственности РФ и праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и использующегося в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (аэродром Елизово). Земельный участок относится к землям обороны и безопасности (л.д.63-64).
В соответствии с ч.1 ст.93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является Российская Федерация, участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в отношении указанного земельного участка ограничений прав и обременений не зарегистрировано (л.д.42-50 гражданского дела № 2а-610/2018).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен частью 16 ст.11.10 ЗК РФ. К указанным основаниям относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ч.ч.3 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих формирование и проведение государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом.
Напротив, по заявлению собственников помещений многоквартирного дома органы государственной власти или органы местного самоуправления обязаны сформировать земельный участок под многоквартирным домом, независимо от его места расположения.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом начинается с утверждения схемы его расположения.
Отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом исключает возможность проведения государственного кадастрового учета земельного участка с последующим переходом его в общую долевую собственность, и носит дискриминационный характер, поскольку собственники помещений других многоквартирных домов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, беспрепятственно реализуют свои права по оформлению общей долевой собственности в отношении земельных участков, на которых расположены их многоквартирные дома.
Так, например, земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом <адрес> был сформирован и поставлен на кадастровый учет по заявлению собственников этого многоквартирного дома путем преобразования земельного участка с кадастровым номером №. Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края от 03 августа 2017 года по гражданскому делу № 2-573/2017 по иску Филосиной Екатерины Алексеевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки (л.д.25-33).
Свой повторный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка административный ответчик обосновал тем, что образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося на праве собственности РФ и праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и использующегося в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (аэродром Елизово). Земельный участок относится к землям обороны и безопасности.
Вместе с тем, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по данному основанию уже являлся предметом судебного разбирательства и был признан незаконным апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 июля 2018 года.
В силу ч.19 ст.11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соответствие содержания совершенного им и оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а именно, не доказана правомерность отказа в утверждении предоставленной схемы расположения соответствующего земельного участка на кадастровом плане территорий по основанию отнесения этого земельного участка к ограниченным в обороте.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и удовлетворяет их в полном объеме.
В силу ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Частью 20 ст.11.10 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Принимая решение о признании незаконными действий административного ответчика, связанных с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, суд в соответствии с требованиями п.1 ч.9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> и направления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанного решения, с приложением схемы расположения земельного участка, поскольку восстановить права, свободы и законные интересы административных истцов иным способом не представляется возможным.
В соответствии с ч.1 ст. 54 КАС РФ, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В соответствии с ч.3 ст.41 КАС РФ каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).
Из материалов настоящего административного дела установлено, что представительство интересов административных истцов Зверева В.В. и Волковой А.В. осуществлял административный истец Кравцов Э.В. на основании договора поручения на совершение юридических действий от 30 января 2019 года (л.д.50) и письменного заявления Зверева В.В. и Волковой А.В. (л.д.54).
По настоящему делу Кравцовым Э.В. проделана следующая работа: составление административного искового заявления в суд, представительство интересов Зверева В.В. и Волковой А.В. в судебном заседании 04 марта 2019 года.
Вознаграждение по договору от 30 января 2019 года уплачено Кравцову Э.В. административным истцом Зверевым В.В. в размере 20 000 рублей, что подтверждается распиской в получении денежных средств (л.д.50).
Исходя из степени сложности дела, вида, объема и качества оказанных представителем юридических услуг, в том числе по формированию правовой позиции доверителей в суде первой инстанции, суд полагает возможным требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить и с учетом принципов разумности и справедливости взыскать с административного ответчика указанные расходы в пользу административного истца Зверева В.В. в заявленном размере - 20 000 рублей.
28 февраля 2019 года административными истцами подано в суд заявление об обращении решения суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению, в котором административные истцы ссылаются на особые обстоятельства затянувшегося характера нарушения их прав.
В силу ст.353 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.
При этом указанные административными истцами обстоятельства, на основании которых они просят привести решение суда к немедленному исполнению, не относятся к установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства, случаям немедленного исполнения решения суда по административному делу.
В указанной связи решение суда по настоящему административному делу подлежит исполнению после вступления его в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Кравцова Эдуарда Владимировича, Зверева Владимира Васильевича, Волковой Анны Викторовны удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>
Обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, и направить в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в пользу Зверева Владимира Васильевича расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 11 марта 2019 года.
Судья Н.В. Цитович