Решение по делу № 2-38/2023 (2-479/2022;) от 17.11.2022

Дело № 2-38/2023

УИД 29RS0020-01-2022-000841-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2023 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ханзиной Л.Е.,

при секретаре судебного заседания Елисеевой Н.Г.,

с участием представителей ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» Зубовой Н.В. и Королевой Т.М., представителя ответчика – директора МУП «Строитель» Чабиева З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пинежского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «Строитель» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения и устранению нарушений санитарного законодательства,

У С ТА Н О В И Л:

Пинежский территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – территориальный орган Роспотребнадзора по АО) обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» и муниципальному унитарному предприятию «Строитель» по тем основаниям, что МУП «Строитель» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по централизованному питьевому водоснабжению населения в <адрес>, <адрес> и <адрес>, расположенных на территории МО «...» Пинежского района Архангельской области. Ресурсоснабжающая организация использует инженерные системы питьевого водоснабжения и источники питьевого водоснабжения в границах указанного выше муниципального образования, собственником которых является администрация МО «Пинежский муниципальный район».

Истец, ссылаясь на Федеральный закон №416 от 07.12.2011 (в ред. от 19.12.2022) «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 № 3399) (далее - СанПин 2.1.4.1110-02), указал, что ответчики содержат и используют объекты питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения без соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, оформленных в установленном порядке.

Так, у собственника объектов питьевого водоснабжения, у администрации МО «Пинежский муниципальный район» и организации владеющей и эксплуатирующей объекты водоснабжения в МО «...» МУП «Строитель» отсутствуют разработанные проекты зон санитарной охраны (далее – ЗСО), санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам проектов ЗСО, санитарно-эпидемиологические заключения на источники питьевого водоснабжения, а также органом местного самоуправления не размещается информация в официальных источниках о качестве питьевой воды и планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Руководитель территориального органа Роспотребнадзора по АО Олейников Ю.Н. просил суд обязать администрацию МО «Пинежский район» не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории муниципального образования «...» и о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Также истец просил в срок до 01.10.2023 обязать администрацию МО «Пинежский район» и МУП «Строитель» получить санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на источники водоснабжения на территории <адрес>, <адрес> и <адрес> МО «..., а также к этому же сроку разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны централизованных источников водоснабжения на указанных выше территориях МО «...».

В судебное заседание 07.02.2023 представитель истца Олейников Ю.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, поскольку убыл в командировку за пределы Пинежского района, в телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает (приобщены телефонограмма, приказ о командировке).

Ранее в судебных заседаниях 23.01.2023 и 01.02.2023 представитель истца Олейников Ю.Н. показал, что Регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора №747 от 05.11.2020, предусмотрен перечень документов, необходимых для получения санитарно-эпидемиологического заключения: это правоустанавливающие документы на заявителя и на земельный участок, выписка от градостроительной организации, данные санитарно-эпидемиологических экспертиз и санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения, которые направляются в Министерство природных ресурсов. Целью создания ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Сначала необходимо подготовить проект ЗСО, туда входит определение границ ЗСО и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнений источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны. Данный проект ЗСО является составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения. Для получения проекта ЗСО нужны санитарно-эпидемиологическая экспертиза, градостроительный план – выкопировка, правоустанавливающие документы, исследования качества питьевой воды за последний год, заявление от лица, который будет обращаться за подготовкой проекта, далее на основании этих документов заявитель получает санитарно-эпидемиологическое заключение, после чего Министерство природных ресурсов утверждает проект ЗСО, после чего проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза водных источников, и выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения.

В обоснование требования одновременно к двум ответчикам истец пояснил, что полномочия по организации водоснабжения на территории сельских поселений Пинежского района исполняются администрацией МО «Пинежский район», МУП «Строитель» владеет и осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения на территории МО «...» и в случае невозможности исполнения водоснабжающими организациями, данные полномочия исполняет орган местного самоуправления.

По сроку исполнения требований до 01.10.2023 Олейников Ю.Н. пояснил, что территориальный орган Роспотребнадзора исходил из того, что такой срок определял учитывая то, что у эксплуатирующей организации имеется производственная программа контроля качества воды и необходимое количество заборов воды для анализов, для подземных скважин – это 4 раза в год по одному исследованию за сезон, при исследовании воды перед её подачей в сеть – не менее 50 проб в год, а непосредственно в местах водопотребления, количество проб две в месяц.

В судебном заседании представители ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» Зубова Н.В. и Королева Т.М. указали на необходимость увеличения срока для исполнения требований, считают разумным срок для исполнения второго требования, в случае его удовлетворения, 2 года.

По первому требованию пояснили, что в ходе рассмотрения дела МУП «Строитель» передал администрации протокол о качестве питьевой воды за 2022, однако, в нем не конкретизировано местонахождение источника водоснабжения, из которого производился забор, поэтому, администрация не уверена в правильности предоставления МУП «Строитель» этих сведений. Обратили внимание на то, что в протокол МУП «Строитель» должны вносить данные в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества воды, которая в администрацию МУП «Строитель» не представлена, так же как и нет сведениях о мероприятиях, которые осуществлялись на объектах водоснабжения в 2022 и плана мероприятий по проведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в 2023.

По второму требованию истца, представитель ответчика Зубова Н.В. с учетом представленного письменного отзыва не оспаривала то, что администрация является собственником объектов водоснабжения в МО «...», при этом пояснила, что согласно требованиям Федерального закона №416 от 07.12.2011, все мероприятия, которые предшествуют разработке проектов ЗСО и получению заключений должна проводить ресурсоснабжающая организация, которая также обязана проводить постоянный анализ качества воды. В рамках иска администрация подготовила перечень мероприятий, необходимых для улучшения состояния объектов водоснабжения в МО «...», расчитали стоимость проведения этих мероприятий, для этого связались со специализированными организациями, которые могут разработать такие проекты. На вопросы суда пояснила, что право собственности на объекты централизованного водоснабжения в МО «...» у администрации возникло на основании абз.3 п.6 ст.5.8 Областного закона №259-внеоч-ОЗ от 23.09.2004, то есть с момента подписания акта о приеме-передаче муниципального имущества, при этом от предыдущего собственника администрации МО «...» были преданы только сами объекты централизованного питьевого водоснабжения, без каких-либо документов, на сегодняшний день у администрации нет даже исходных документов: паспортов на каждую водозаборную скважину, их надо 6 штук, гидрогеологических заключений на каждую скважину, правоустанавливающих документов на водозаборные и водопроводные сооружения и земельные участки, на которых они расположены, перечисленные документы должны быть у собственника и без них, а также без протоколов качества воды и наличия рабочей программы контроля качества воды невозможно заказать, разработать и получить проект ЗСО и санитарно-эпидемиологические заключения как на проект ЗСО, так и на соответствие водных объектов санитарным правилам.

Представитель администрации Королева Т.М. по второму требованию указала, что сначала необходимо разработать проект ЗСО, при его разработке нужно получить экспертное заключение соответствия зон санитарной охраны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в АО», далее необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение проекта ЗСО в Управлении Роспотребнадзора, затем эти заключения направляются в Министерство природных ресурсов на утверждение проекта ЗСО и включение проекта в реестр. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов необходимо предоставить утвержденный проект ЗСО, рабочую программу производственного контроля, согласованную с Роспотребнадзором, протоколы качества воды в течение года в соответствии с этой программой, а также подготовленные материалы на вид деятельности по использованию водных объектов (они содержатся в опросном листе у экспертной организации, которая будет заниматься разработкой проекта ЗСО). Исходя из перечня мероприятий, необходимых для разработки проекта ЗСО пояснила, что в первую очередь требуется разработать паспорта на каждую водозаборную скважину и получить гидрогеологические заключения, это услуга платная. Далее необходимы данные лабораторных исследований качества воды, в настоящее время то, что предоставлено МУП «Строитель» недостаточно, должно быть четыре пробы в год (ежеквартально) и не менее 50 микробиологических показателей, при этом все показатели производственного контроля, в каком количестве и в каком объеме, из какого источника должны производится забор воды, это все должно быть отражено в программе производственного контроля качества воды, которая по её сведениям, у МУП «Строитель» не согласована, поскольку в СаНПиН в 2021 году были внесены изменения, поэтому, старая программа подлежала корректировке.

Представитель ответчика – директор МУП «Строитель» Чабиев З.В. в судебном заседании относительно второго требования согласился частично, подтвердил, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения, а также для разработки проекта ЗСО необходимо разработать программу производственного контроля качества воды и сдавать соответствующие анализы на определение качества воды, поэтому, они будут этим вопросам заниматься, это заложено в тариф «водоснабжение и водоотведение», остальное в тариф не заложено. Техническая документация им не передавалась, сообщил, что изначально давно, объекты водоснабжения принадлежали колонии, далее переданы в МО «Пинежский район», далее в МО «...», в 2015 году закреплены за МУП «Строитель» на праве хозяйственного ведения, тогда документы не были переданы, передали сами объекты по акту приема-передачи. По его мнению, проекты ЗСО, санитарно-эпидемиологическое заключение должны быть составной частью проектной документации на эти объекты. Согласился с тем, что МУП «Строитель» не предоставлял в администрацию информацию по проверке качества воды, сообщил, что в период рассмотрения дела, имеющиеся у организации протоколы качества воды за 2022, переданы в администрацию. Также подтвердил, что согласованной и откорректированной программы производственного контроля качества воды у организации нет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, администрация МО «...», своего представителя не направили, глава администрации ФИО1 в телефонограмме просила рассматривать дело без участия.

Суд, согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке, признав неявку истца и третьего лица без уважительных причин.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» предусмотрено право главных государственных санитарных врачей и их заместителей обращаться с исковыми требованиями в суды в случае нарушения санитарного законодательства.

В Архангельской области Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области и его территориальными отделами, в их числе Пинежский территориальный отдел, который, согласно подп.2 п.2 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вправе обращаться с исками в суд в интересах неопределенного круга лиц для целей соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, службой Роспотребназдзора разработан Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основе результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (л.д.69, 90-112, 113-116).

В силу ст.11 Закона №52-ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится в том числе, организация водоснабжения населения и водоотведения, поэтому, органы местного самоуправления, в соответствии со ст.27 Водного кодекса РФ, осуществляют меры по охране водных объектов.

В силу требований Федерального закона №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416 от 07.12.2011) органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию (статья 6 Закона).

На основании ч.2 ст.23 Закона №416 от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.1.6 п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.п.1.11, 1.12, 1.12.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов п.1.12.2).

В соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Судом установлено, что на основании распоряжения правительства Архангельской области №351-рп от 05.09.2017 «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Пинежский муниципальный район» Архангельской области и муниципальным образованием «...», утвержден перечень объектов муниципальной собственности МО «...», передаваемых в собственность МО «Пинежский муниципальный район» Архангельской области в том числе объекты водоснабжения и водоотведения, сюда относятся 4 артезианских скважины, водопровод, водопроводная сеть <адрес>, 2 наружных водопроводных сети, водопроводная сеть <адрес>, водопроводная сеть <адрес>, 2 хозяйственно-питьевых водопровода в <адрес>, водонапорные башни в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, а также система водоснабжения в <адрес> (л.д. 77, 145, 175).

МУП «Строитель», являясь ресурсоснабжающей организацией, в 2015 году получило по акту-приема передачи указанное имущество от администрации МО «...», использует его по назначению, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества, обязано содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность. Данный договор является действующим по настоящее время, с новым собственником – администрацией МО «Пинежский муниципальный район» не перезаключался (л.д.30-33, 34-35).

Таким образом, установлено и не оспорено ответчиками, что собственником системы водоснабжения и водоотведения в МО «...» в настоящее время является администрация МО «Пинежский муниципальный район», а использует данное имущество МУП «Строитель», осуществляющее на территории МО «...» деятельность на праве хозяйственного ведения по водоснабжению и водоотведению, поскольку именно этому юридическому лицу переданы эти объекты.

В то же время данное имущество передано ресурсоснабжающей организации без какой-либо технической документации, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район», указавшие, что по данному имуществу нет даже исходных документов: паспортов на каждую водозаборную скважину, гидрогеологических заключений, правоустанавливающих документов на водозаборные и водопроводные сооружения (объекты) и земельные участки, на которых они расположены, то есть нет тех исходных документов, без которых возможно разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и земельных участков санитарным правилам.

Указанное подтверждается разработанным администрацией перечнем мероприятий, необходимых для исполнения требований по улучшению состояния объектов водоснабжения и устранении нарушений допущенного нарушения, из перечня действительно следует, что необходимо провести следующие мероприятия: собственнику необходимо разработать и восстановить исходные документы, а именно, паспорта на каждую водозаборную скважину в МО «...» в <адрес> –3 экз., в <адрес> – 2 скв., в <адрес> – 1 скв., всего 6 паспортов; получить гидрогеолоические заключения на каждую скважину, затем с учетом наличия у водоснабжающей организации рабочей программы производственного контроля качества воды, разработать проект ЗСО, при наличии у собственника правоустанавливающих документов на водозаборные и водопроводные сооружения (объекты) и земельные участки, на которых они расположены получить экспертные заключения на соответствие проекта ЗСО требованиям санитарного законодательства в любой аккредитованной в данной области экспертной организации, затем заявителю (это может быть как собственник так и водоснабжающая организация) получить в Управлении Ростребнадзора на проект ЗСО, затем установить координаты границы ЗСО и утвердить проект ЗСО в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО, после чего получить санитарно-эпидемиологичские заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (л.д.148-149)

Таким образом, факт того, что в отношении всех вышеперечисленных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии названных выше объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны является установленным.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд считает, что обязанность по разработке проектов ЗСО и получение санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты ЗСО источников водоснабжения, лежит на администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», которая действует от имени собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Между тем разработать проект ЗСО без анализов качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами в соответствии с производственной программой контроля качества питьевой воды невозможно, поскольку анализ качества питьевой воды является одной из составляющих для получения проекта ЗСО и санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно положениям ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Производственная программа контроля качества воды должна содержать, в том числе, перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные санитарными нормами и правилами: микробиологические и паразитологические, органолептические, радиологические, обобщенные, остаточные количества реагентов, химические вещества, выбранные для постоянного контроля; план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода; количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды; календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

В программе также должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды, и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, органам Роспотребнадзора и органу местного самоуправления. Рабочая программа согласовывается с органами Роспотребнадзора.

Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает: для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды; для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Установлено, что МУП «Строитель» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и водоотведению в МО «...» в <адрес>, <адрес> и <адрес> посредством эксплуатации водоисточников, собирает плату за предоставленные услуги, однако, это осуществляется в нарушение вышеперечисленных требований закона, без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников (л.д.71-74).

Исходя из сметы расходов МУП «Строитель» на услуги водоснабжения на территории сельского поселения «...» Пинежского муниципального района Архангельской области за период с 2016 по 2023 год, в состав тарифа платы за водоснабжение и водоотведение входит также контроль качества воды (Постановления агентства по тарифам и ценам АО с Приложениями и производственными программами об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду №*** от 01.12.2016, №*** от 19.12.2017, №*** от 06.12.2018 на л.д.36-38, 39-40, 41-46, 47-52, 53-56, 57-65, 66-68, также приобщен ответ на судебный запрос Агентства по тарифам и ценам Архангельской области), указанное не оспаривал в судебном заседании представитель МУП «Строитель» Чабиев З.В., сообщивший, что протоколы проверки качества воды в течение года направляются в лабораторию, однако, не в том объеме, в каком необходимо для подготовки и разработки проектов ЗСО, эти протоколы МУП «Строитель» не передает администрация МО «Пинежский муниципальный район» для их размещения на сайте, а производственная программа качества воды находится до настоящего времени в разработке, корректируется и не согласована органами Роспотребнадзора.

Таким образом, МУП «Строитель» как юридическое лицо, пользующееся объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения в части подготовки производственной программы контроля качества воды и проверки качества воды в объеме (анализы), предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами (л.д.148-149).

В данном случае суд соглашается с истцом в части возложения на обоих ответчиков на администрацию МО «Пинежский муниципальный район» и на МУП «Строитель» обязанности по получению санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов и разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, то есть требование истца в этой части подлежит удовлетворению к двум ответчикам одновременно.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный истцом для устранения нарушений до 01.10.2023, исходя из объема подлежащих исполнению мероприятий, представленных ответчиками доказательств относительно срока выполнения работ и их стоимости, принимая во внимание положения Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно планирования расходных обязательств, суд считает недостаточным, поэтому руководствуясь общеправовыми принципами разумности и справедливости, необходимостью соблюдения баланса между интересами истца и ответчиков, а также интересами неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для устранения названных нарушений до 07.02.2025.

По требованию истца, заявленного к администрации МО «Пинежский муниципальный район», суд приходит исходит из следующего.

В соответствии с ч.10 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О водоснабжении и водоотведении, органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Применительно к настоящему случаю обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями возлагается на администрацию МО «Пинежский муниципальный район», в адрес которой в соответствии с требованиями производственной программы проверки качества воды МУП «Строитель» обязан направлять сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

На основании изложенного, требование территориального органа Роспотребнадзора следует удовлетворить, поскольку обязанность органа местного самоуправления по ежегодному информированию населения о качестве питьевой воды в муниципальном образовании прямо предусмотрена законом, при этом нет необходимости дополнительно возлагать обязанность на ресурсоснабжающую организацию предоставлять органу местного самоуправления такие сведения, поскольку эту обязанность предусматривает для МУП «Строитель» производственная программа контроля качества воды.

На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с учетом определенного судом срока, в течение которого должно быть исполнено судебное решение.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (ИНН <...>) обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории муниципального образования «...» и о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложить на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (ИНН <...>) и на муниципальное унитарное предприятие «Строитель» (ИНН <...>) обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории <адрес>, <адрес>, <адрес> муниципального образования «...» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 07.02.2025 года:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2023 года.

Судья Л.Е. Ханзина

2-38/2023 (2-479/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пинежский территориальный отдел УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АО
Ответчики
Администрация МО Пинежский муниципальный район
МУП Строитель
Другие
Администрация МО Междуреченское
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Ханзина Людмила Евгеньевна
Дело на странице суда
pinegasud.arh.sudrf.ru
17.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2022Передача материалов судье
24.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее