Решение по делу № 33а-9067/2019 от 09.07.2019

Судья: Коваленко О.П.      адм.дело №33а-9067/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2019 года                   г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Вачковой И.Г.,

судей: Сивохина Д.А., Емелина А.В.,

при секретаре: Сукмановой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Поверенновой Л.И. в лице представителя по доверенности Герцман Н.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 06 мая 2019 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Поверенновой Л.И. – Герцман Н.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Самарской области Нескоромновой О.Н. (по доверенности), на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Повереннова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения, указав в обоснование, что 11.12.2018 подала заявление о государственном кадастровом учете изменений характеристик, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на основании межевого плана, подготовленного 06.12.2018 кадастровым инженером Ивановой С.В., в части исключения из ЕГРН сведений о частях земельного участка, расположенных в красных линиях и ограничении права, внесенных на основании недостоверных сведений, содержащихся в представленном ранее межевом плане от 02.11.2016, подготовленном кадастровым инженером Кечиной B.C. По результатам рассмотрения указанного заявления, Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 17.12.2018 №63-0-1-116/3357/2018-4233 приостановило осуществление государственного кадастрового учета, на основании ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ввиду того, что содержание межевого плана не соответствует требованиям законодательства РФ.

По мнению административного истца, основания для приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка отсутствовали, уведомление от 17.12.2018 №63-0-1-116/3357/2018-4233 не содержит указаний на то, в чем именно заключается несоблюдение требований законодательства РФ к содержанию межевого плана от 06.12.2018, а также рекомендаций по устранению причин приостановления. Согласно свидетельству о праве собственности от 09.06.1997 № 2297, в отношении земельного участка с кадастровым номером «ограничений и обременений нет»; согласно приложенному к нему Плану установления границ от 03.05.1995, скорректированного 10.04.2001, «красных линий нет», что подтверждено печатью Управления главного архитектора г.Самары и подписью начальника отдела генплана. Из ответов Департамента градостроительства г.о.Самара следует, что актов об ограничении права в отношении земельного участка с кадастровым номером не принималось, следовательно, сведения в ЕГРН о частичном расположении земельного участка в красных линиях и ограничении прав на него недостоверны.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Повереннова Л.И. просила суд признать незаконным приостановление осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 06 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Повереннова Л.И. в лице представителя по доверенности Герцман Н.В. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Поверенновой Л.И. – Герцман Н.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, административный иск удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области Нескоромнова О.Н. (по доверенности) просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Вачковой И.Г., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Поверенновой Л.И. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 500 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12).

11.12.2018 Повереннова Л.И. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером в части исключения из кадастра недвижимости сведений о частях земельного участка расположенных в красных линиях и ограничении права, на основании межевого плана, подготовленного 06.12.2018 кадастровым инженером Ивановой С.В.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 17.12.2018 №63-0-1-116/3357/2018-4233 осуществление государственного кадастрового учета изменений характеристик вышеуказанного земельного участка приостановлено на срок до 17.03.2019, на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, содержание межевого плана от 06.12.2018 не соответствует требованиям законодательства РФ. Основанием к приостановлению явилось также и направление запросов в Департамент градостроительства г.о.Самара для уточнения сведений о наличии/отсутствии обременений земельного участка по красным линиям (л.д.14-15).

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 04.02.2019 №Р/63/19-4 заявление Поверенновой Л.И. об обжаловании решения о приостановления отклонено.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом положений действующего законодательства, пришел к выводу, что административный ответчик действовал в соответствии с требованиями закона, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом исходил из того, что у государственного регистратора имелись достаточные основания для приостановления государственной регистрации права на основании ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным по административному делу фактическим обстоятельствам, и нормам закона, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призваны обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в Российской Федерации.

В рамках стадии установления оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, устанавливается действительность поданных заявителем документов и наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации (статьи 9, 13, 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ).

Установлено, подтверждено материалами, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером с актуальными частями, содержащими сведения об обременениях (красные линии), внесенных в кадастр недвижимости органом кадастрового учета 13.12.2016 на основании межевого плана от 02.11.2016, подготовленного кадастровым инженером Кечиной B.C., предоставленного с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 01.12.2016 (л.д.30-31).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о красных линиях подлежат внесению в государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, целью ведения которых является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

Таким образом, источником достоверной информации о наличии или отсутствии на определенной территории красных линий являются сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Учитывая, что межевой план, представленный административным истцом с заявлением от 11.12.2018 подготовлен в связи с исключением из ЕГРН сведений о частях земельного участка в границах красных линий, в целях проведения правовой экспертизы, государственным регистратором правомерно направлены межведомственные запросы в Департамент градостроительства г.о.Самара для уточнения сведений о наличии/отсутствии обременений земельного участка по красным линиям, и в связи с этим приостановлено осуществление государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка.

При указанных обстоятельствах оспариваемые действия Управления Росреестра являются законными.

Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что Управление Росреестра не вправе направлять межведомственные запросы, основаны на неправильном толковании норм права.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, опровергаются материалами дела.

Установлено, что в ответ на запросы Департаментом градостроительства г.о. Самара в орган регистрации прав направлена выписка из ИСОГД г.о. Самара от 19.12.2018 № Д05-01-01/13986, согласно которой часть земельного участка с кадастровым номером принадлежит территории общего пользования, дополнительно, в ответе от 25.03.2019 № Д05-01-01/13986-1-1 Департамент градостроительства г.о.Самара подтвердил расположение земельного участка с кадастровым номером в границах красных линий.

Доводы жалобы о том, что сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером в границах красных линий, предоставленные Департаментом градостроительства г.о.Самара противоречат сведениям ЕГРН, ввиду чего не могли быть приняты судом во внимание, не состоятельны.

В силу пункта, «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.

В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом градостроительства г.о.Самара осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента градостроительства г.о.Самара имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее — положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.

В силу п.1.2, п.1.3 указанного Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), автоматизированная ИСОГД – это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.

ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.12 положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).

Таким образом, информация о наличии или отсутствии, месте расположения планировочных ограничений, полученная от иных органов и организаций не может быть принята судом как достоверная, ввиду исключительности полномочий Департамента градостроительства г.о.Самара в данном вопросе.

При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных административными истцами координат поворотных точек, не имеется.

Ссылки в жалобе на наличие кадастровой (реестровой) ошибки не могут быть приняты во внимание, поскольку такая ошибка подлежит устранению в ином, установленном законом, порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не представил в материалы дела реестровое дело на земельный участок и возражение на административное исковое заявление в письменной форме, не состоятельны.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения, установленные настоящим Законом.

Материалами дела подтверждено, что Управление Росреестра по Самарской области представило в суд документы, на основании которых в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером, а также отзыв на административное исковое заявление в письменной форме (л.д.67-99).

Вопреки доводам жалобы отказ судьи в принятии к рассмотрению поданных в электронном виде замечаний на протокол судебного заседания, ввиду их не удостоверения простой электронной подписью, соответствует требованиям действующего законодательства. Иные доводы и обстоятельства, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований к отмене судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского районного суда г. Самары от 06 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поверенновой Л.И. в лице представителя по доверенности Герцман Н.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-9067/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Повереннова Л.И.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ ФКП по Самарской области
Герцман Н.В.
Департамент градостроительства г.о Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
09.07.2019[Адм.] Передача дела судье
30.07.2019[Адм.] Судебное заседание
11.07.2020Передача дела судье
11.07.2020Судебное заседание
11.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее