Дело № 2-4332/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 декабря 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе суда:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
при секретаре – Голевой Н.В.,
с участием:
представителя истца – ФИО5,
представителя ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании предварительного договора купли-продажи жилого помещения не заключенным, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
В октябре 2020 года истец обратилась с исковым заявлением в суд к ФИО2 о признании предварительного договора купли-продажи жилого помещения не заключенным, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 в качестве покупателя и ФИО2 в качестве продавца, был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения № на участке № СНТ «ФИО7», согласно которому продавец обязался передать в собственность, а истец должна была принять и оплатить указанное жилое помещение. ФИО1 после заключения основного договора должно было перейти право собственности на указанное помещение. Основной же договор купли-продажи стороны обязались заключить в течении 10 рабочих дней с момента ввода Жилого дома в эксплуатацию, но не позже третьего квартала 2019 года. Истец в обеспечение исполнения договора внесла единовременно 600 000 рублей в момент подписания предварительного договора ДД.ММ.ГГГГ, последующая оплата в 207 000 рублей была произведена по графику равными частями, о чем свидетельствуют собственноручные расписки ФИО2 A.M.
Реализацией предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ должно было стать подписание основного договора купли-продажи жилого помещения не позднее сентября-октября 2019 года.
В августе 2019 года ФИО1 и ФИО2 подписали предварительный договор купли-продажи, жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Оба договора отличались друг от друга площадью и кадастровыми номерами земельного участка.
Однако, указанные договоры не были выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила ответчику предложение (претензию) с просьбой признать договоры незаключенными и вернуть средства, уплаченные по договорам. На данную претензию ФИО2 не ответил.
Истица просит:
- признать предварительный договор купли-продажи жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и предварительный договор купли- продажи 3/1 от ДД.ММ.ГГГГ не заключенными;
- признать неосновательным обогащением и вернуть уплаченную сумму в 807 000 рублей;
- взыскать проценты за пользование денежными средствами в сумме 49 929,75 рублей, моральный вред в сумме 200 000 рублей, расходы на оказание юридических услуг представителя в сумме 30 000 рублей, государственную пошлину в размере 12 069 рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении. На взыскании судебных расходов не настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования признал частично.
Истица, ответчик в судебное заседание не явились. Вызывались судом надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения № на участке № СНТ «ФИО8».
В соответствие с п. 2.2 договора продавец обязался передать в собственность, а покупатель должен был принять и оплатить указанное в п. 1.3 жилое помещение.
Согласно п. 2.3 ФИО1 после заключения основного договора должно было перейти право собственности на указанное помещение. Основной договор купли-продажи стороны обязались заключить в течении 10 рабочих дней с момента ввода Жилого дома в эксплуатацию.
Согласно части второй п. 5.2 Планируемый ввод в эксплуатацию Жилого дома, в состав которого входит Жилое помещение не позже третьего квартала 2019 года.
Согласно п. 3.2 договора стороны договорились, что покупатель вносит сумму в размере 600 000 рублей при подписании предварительного договора купли-продажи.
Последующая оплата в размере 207 000 рублей вносится согласно графику, вносится до ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 41 400, до ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 41 400 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 41 400 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 41 400 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 41 400 рублей.
Указанные суммы внесены ФИО1 в срок, что подтверждается расписками, находящимися в материалах дела.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения №.
В соответствиями с условиями договора стороны договорились заключить в будущем договор купли-продажи жилого помещения расположенного по адресу: г. Севастополь, СТ «ФИО9», участок №. Согласно условиям договора планируемый ввод в эксплуатацию жилого дома, не позже четвертого квартала 2019 года.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 381 ГК РФ, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Но в связи с тем, что соглашение о задатке не было совершено в письменной форме, а п. 6.8. Предварительного договора определена ответственность за неисполнение условий данного договора, то применяются правила п. 1 ст. 395 ГК РФ (В случаях от уклонения возврата денежных средств подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором).
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из ч.1 ст.№ ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
По смыслу ст. 1102 ГК РФ обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.
Для установления факта неосновательного обогащения необходимо отсутствие у ответчика оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение денежных средств, а значимыми для дела являются обстоятельства: в связи с чем, и на каком основании истец вносил денежные средства на счета ответчика, в счет какого обязательства перед ответчиком. При этом для состава неосновательного обогащения необходимо доказать наличие возмездных отношений между ответчиком и истцом, так как не всякое обогащение одного лица за счет другого порождает у потерпевшего лица право требовать его возврата – такое право может возникнуть лишь при наличии особых условий, квалифицирующих обогащение как неправомерное.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу денежных средств в размере 807 000 подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ составил:
Задолженность,руб. | Период просрочки | Процентнаяставка | Днейвгоду | Проценты,руб. | ||
c | по | дни | ||||
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 43 | 7% | 365 | 6 654,99 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 49 | 6,5% | 365 | 7 041,90 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 16 | 6,25% | 365 | 2 210,96 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 40 | 6,25% | 365 | 5 512,30 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 77 | 6% | 365 | 10 186,72 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 56 | 5,5% | 365 | 6 791,15 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 35 | 4,5% | 365 | 3 472,75 |
807 000 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 86 | 4,25% | 365 | 8 058,98 |
Итого: | 49 929,75 |
Что касается искового требования о компенсации ответчиком морального вреда в размере 200 000 руб., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
По настоящему делу судом в качестве основания для взыскания компенсации морального вреда указаны действия ответчика, нарушающие имущественные права истца – неисполнение договора, безответственное многомесячное поведение ответчика.
Каких-либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага, судом не установлено.
Истцом при предъявлении иска в качестве его основания указаны действия ответчика, связанные исключительно с неисполнением предварительного договора, заключенного сторонами.
Как усматривается из содержания предварительного договора купли-продажи жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и предварительного договора купли-продажи жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ответственность сторон предусмотрена разделом 6 «Особые условия».
Таким образом, действующим гражданским законодательством возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий предварительного договора купли-продажи жилого помещения, не предусмотрена, в связи с чем исковое требование ФИО1 о компенсации ответчиком морального вреда в размере 200 000 руб., удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины 12 069 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1 к ФИО2 о признании предварительного договора купли-продажи жилого помещения не заключенным, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 неосновательное обогащение в размере 807 000 (восемьсот семь тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 49 929 (сорок девять тысяч девятьсот двадцать девять) рублей, судебные расходы в сумме 12 069 (двенадцать тысяч шестьсот девять) рублей.
В иной части требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура