Решение по делу № 2а-231/2017 от 21.07.2017

Дело № 2а-231/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар                                                                          12 декабря 2017 года.

Погарский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Булавина И.В.,

при секретаре Ямашкиной Е.Л.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Погарского района Брянской области Даленчук И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Погарского района Брянской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ФИО1, ссылаясь на следующие обстоятельства.

        По результатам проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области, установлено, что ФИО1, имеющий право управления транспортными средствами и получивший ДД.ММ.ГГГГ удостоверение на право управления транспортными средствами серии <адрес> категории «В, С», состоит на диспансерном    учете у врача- нарколога Погарской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ.

         Ссылаясь на положения Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, которым возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя, прокурор полагает, что имеются все основания для прекращения права ФИО1 на управление транспортными средствами. Управление мото- и автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания осуществлять указанный вид деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

              На основании изложенного, прокурор Погарского района просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО1

         В судебном заседании старший помощник прокурора Погарского района Брянской области Даленчук И.М. поддержал административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

             Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

           Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД МО МВД России «Стародубский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

           Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

            На основании ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон) охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.

          Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

          Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

          В соответствии со статьей 2 Закона безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

           Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со статьей 3 этого же Закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

           В соответствии со ст. 5 Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в числе прочих, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

          Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (ст. 23 Закона).

       Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ст. 23.1 Закона).

           В п. 1 ст. 26 указанного Закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относится наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

            Статьёй 24 Закона установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

          В соответствии с действующим гражданским законодательством транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, а их использование - к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

           Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами категорий «А», «В, «С» является, в том числе, наркомания, управление лицом транспортными средствами указанных категорий допускается лишь при стойкой ремиссии, после специального лечения.

           Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» установлено противопоказание к управлению транспортными средствами при наличии психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний по международной классификации болезней F10 - F16, F18, F19).

            В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

         Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

         Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.

          Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области в сфере безопасности дорожного движения, выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение на дорогах Российской Федерации.

         Из информации ОГИБДД ОП «Погарский» МО МВД России «Стародубский» следует, что ФИО1 имеет право на управление транспортными средствами категории «В, С». ДД.ММ.ГГГГ ему выдано водительское удостоверение <адрес> категории «В, С» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

           В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ГБУЗ «Погарская ЦРБ», объяснением врача психиатра-нарколога ГБУЗ «Погарская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 состоит на диспансерном учете у врача-нарколога Погарской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «<данные изъяты>». Данная болезнь является основанием для прекращения права управления транспортными средствами.

           В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, для больных наркоманиями и токсикоманиями установлен срок диспансерного учета в 5 лет.

         Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

            На момент рассмотрения дела судом, решение о снятии ФИО1 с диспансерного учета, как лица, которому установлен диагноз - «Синдром зависимости в результате употребления каннабиоидов», соответствующей комиссией не принималось. Доказательства, опровергающие изложенные административным истцом и установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, административный ответчик суду не представил.

           Согласно записям в медицинских картах амбулаторного больного ФИО1 следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ после доставления сотрудниками полиции и проведения освидетельствования на наличие наркотических средств взят на учет врачом-наркологом по месту жительства с диагнозом: «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ повторно доставлен сотрудниками полиции на прием к наркологу, в результате обследования установлен положительный результат на каннабиоиды. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога по месту жительства с диагнозом: «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в Брянском областном наркологическом диспансере с диагнозом: «Синдром зависимости в результате употребления каннабиоидов, средняя стадия, состояние ремиссии».

         Из информации ОП «Погарский» следует, что ФИО1 за период 2011–2014 г.г. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

            Согласно рапорту старшего участкового уполномоченного полиции ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, житель <адрес>, состоит на учете в ОП «Погарский» и ГБУЗ «Погарская ЦРБ» как лицо, употребляющее наркотические средства. Привлекался к административной ответственности по ст. 6.8 ч.1 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ, по ст. 6.9 ч.1 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ. Характеризуется с удовлетворительной стороны, на проводимые беседы реагирует положительно, жалоб от жителей <адрес> и Юдиновской сельской администрации не поступало.

          Согласно характеристике врио главы Юдиновского сельского поселения по месту жительства ФИО1 характеризуется удовлетворительно, жалоб и заявлений в его адрес в администрацию не поступало, общественный порядок не нарушал.

          Из заключения комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы ФИО1 следует, что у ФИО1 обнаруживаются признаки психического расстройства в виде <данные изъяты>, в настоящее время воздержание (ремиссия) менее трех лет (F12.2 по МКБ–10), на что указывает следующее: в течение длительного времени употреблял наркотические средства, с 2016 года состоит на учете у нарколога, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в БОНД , что подтверждается данными медицинской документации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» п. 7, выявленное психическое расстройство является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.

          У суда нет оснований сомневаться в достоверности и объективности выводов данной экспертизы. Она проведена с соблюдением установленного процессуального порядка экспертами, имеющими высшее медицинское образование, специальную подготовку и достаточный стаж работы в данной должности. Методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на его основе выводы научно обоснованы.

         Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасного дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

          При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами права, а поэтому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

          В связи с этим суд берёт за основу данное заключение, которое в совокупности с другими доказательствами по делу позволяет суду придти к выводу о том, что наличие у ответчика права управления транспортными средствами, при условии, что он страдает заболеванием, препятствующим управлению транспортными средствами, является обстоятельством, нарушающим права граждан на безопасное передвижение по дорогам РФ.

          Поскольку наличие у ответчика заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортным средством, подтверждается материалами дела и данное заболевание в соответствии с положениями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами, то административные исковые требования прокурора Погарского района Брянской области о прекращении действия права ФИО1 на управление транспортными средствами подлежат удовлетворению.

           Согласно ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, в связи с чем с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст.333.19 п.1 п.п.3 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей.

             На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

           Административные исковые требования прокурора Погарского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами - удовлетворить.

             Прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами категории «В,С» по водительскому удостоверению серия и номер <адрес>, выданному ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

            Решение суда является основанием для аннулирования водительского удостоверения серия и номер <адрес> на управление транспортными средствами категории «В,С», выданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Данное решение суда направить в ОГИБДД ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский» для его исполнения.

              Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

                     Судья                                                                              И.В. Булавин

                 Мотивированное решение составлено    13 декабря 2017 года.

2а-231/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Погарского района
Ответчики
Мелешко М. М.
Мелешко М.М.
Другие
ОГИБДД ОП «Погарский» МО МВД РФ «Стародубский»
Суд
Погарский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
pogarsky.brj.sudrf.ru
21.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
30.11.2017[Адм.] Судебное заседание
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
13.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее