Решение по делу № 2-833/2015 (2-6425/2014;) от 12.11.2014

Дело № 2- 833/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2015 года         г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Карпенко Н.А.,

с участием истца Судакова К.В.,

представителя истца Ставрова А.В.,

представителя ответчика Жоголь Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судакова К.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

    Судаков К.В. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми с иском о признании отказа в первоочередном предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить запрашиваемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на праве аренды на 10 лет, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В обоснование требований указал, что Ставровым А.В., действующим по доверенности от Судакова К.В. ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление в Департамент земельных отношений администрации г.Перми о первоочередном предоставлении земельного участка для ИЖС по <Адрес> в соответствии с Законом РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», на заявление получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности первоочередного предоставления запрашиваемого земельного участка, отказ считает незаконным, нарушающим права заявителя. Отказ не соответствует нормам закона. Документы о нуждаемости в улучшении жилищных условий не были дополнительно запрошены ДЗО у истца, что противоречит Закону № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Истец проживает в квартире по адресу: <Адрес>, совместно с С.В.А. –отцом, С.Е.А. – матерью, Т.Р.А. – бабушкой. Истец согласно выписке из ЕГРП недвижимого имущества не имеет. Судаков К.В. ранее правом первоочередного предоставления земельного участка под ИЖС не пользовался, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно по причине общего заболевания.

Истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивает, пояснил, что проживает в квартире по адресу: <Адрес>, совместно с С.В.А. –отцом, С.Е.А. – матерью, Т.Р.А. – бабушкой, квартира в собственности у родителей и бабушки, он в приватизации не участвовал так как находился в местах лишения свободы, у бабушки была комната поэтому на нее доля в квартире оформлена договором купли-продажи. Своего жилья не имеет. Из дополнительно представленных письменных пояснений следует, что действительно земельный участок по <Адрес> был предоставлен в пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, однако он не зарегистрирован в установленном порядке, в силу ст. 433 ГК РФ, ст. 25 ЗК РФ является незаключенным, после ДД.ММ.ГГГГ в продлении договора отказано. Согласно информации Управления Росреестра правопритязания на земельный участок по <Адрес>, площадью <данные изъяты> отсутствуют (л.д. 62-63).

Представитель истца в судебном заседании доводы изложенные в исковом заявлении подтвердил, исковые требования поддержал, также пояснил, что не настаивают на предоставлении земельного участка по <Адрес>, важно признание права на предоставление в первоочередном порядке земельного участка и его предоставление, хотя и желали бы указанный участок.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, просит отказать в иске. Из представленного отзыва следует, что Департамент с заявленными требованиями не согласен, поскольку на сегодняшний день земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления земельных участков инвалидам, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельного участка не представляется возможной. На территории г.Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1005 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Обращают внимание на принятие Государственной Думой РФ закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающим в силу с 01.03.2015 года п. 21 ст. 1 которого установлено, что договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в т.ч. предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. Истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем, нормы ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ применены быть не могут. Судаков испрашивает земельный участок в конкретном месте, что противоречит нормам закона. Испрашиваемый земельный участок находится в пользовании у К.Е.Г. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен под огород (л.д. 38-41).

    Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные суду доказательства, суд считает требования Судакова К.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу ст. 2 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В судебном заседании установлено, что Судаков К.В. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ Судаков К.В. в лице представителя Ставрова А.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении права на первоочередное предоставление земельного участка по адресу: <Адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).

На указанное заявление Департаментом направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления земельных участков инвалидам, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельного участка не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок представления инвалидам земельных участков для ИЖС. В настоящее время предоставление земельных участков для ИЖС осуществляется исключительно на торгах. Первоочередное право на получение земельного участка для ИЖС поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Из представленных документов определить нуждаемость в улучшении жилищных условий не представляется возможным. (л.д. 13-14).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что отсутствие установленного законом порядка или механизма реализации определенной категорией населения социальной гарантии не должно влиять на возможность реализации гражданином своих прав и законных интересов. Таким образом, реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона, в связи с чем, отказ Департамента в предоставлении земельного участка истцу по указанному основанию является незаконным.

Из смысла ст.ст. 2, 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истцу в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения закреплены в ст. 51 ЖК РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. №103 в целях организации работы по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

    Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплен ст. 52 ЖК РФ, а именно:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что истец в настоящее время в собственности каких-либо жилых помещений не имеет (л.д. 17, л.д. 33, л.д. 34), зарегистрирован и проживает по адресу: <Адрес> (л.д.8-9).

Согласно справке ТСЖ «<данные изъяты>» в жилом помещении <Адрес>, площадью <данные изъяты>., зарегистрированы С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Судакова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, С.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Т.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), что также подтверждается отметками о регистрации в паспортах С.Е.А., С.В.А.., Т.Р.А. (л.д. 64, 65, 66).

Истец имел в собственности ? долю в праве на жилое помещение комнату в 3-комнатной квартире, общей площадью <данные изъяты>., на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прекращено в связи с продажей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Двухкомнатная квартира по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты>принадлежит на праве собственности Т.Р.А., С.В.А., С.Е.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.67, 68, 69). Иных жилых помещений в собственности либо в пользовании у членов семьи истца не имеется.

Согласно ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Судаков К.В. вселен и проживает в квартире как член семьи собственников жилого помещения (родителей), право пользования им жилого помещения никем не оспаривается.

Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи составляет <данные изъяты> на человека (<данные изъяты> : 4 = <данные изъяты>), что более учетной нормы.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Судаков К.В., являющийся инвалидом <данные изъяты>, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не является нуждающемся в улучшении жилищных условий, следовательно, на основании ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании не представлено доказательств, что при обращении Судакова К.В. в Департамент им были предоставлены документы из которых можно было бы сделать вывод о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Согласно выписки из ЕРГП сведения о зарегистрированных правах на земельный участок расположенный по адресу: <Адрес>, площадью <данные изъяты> отсутствуют (л.д. 70).

Согласно акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположенный по адресу: <Адрес>, площадью <данные изъяты> предоставленный под огород используется К.Е.Г. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок огорожен, на участке каких-либо объектов не выявлено (л.д. 52-54).

Кроме того, суд считает, что наличие права инвалида на предоставление земельного участка не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по его требованию конкретный земельный участок самовольно им выбранный, поскольку анализ действующего законодательства прямо указывает, что наличие у инвалида первоочередного права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления представить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11 ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Судакову К.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства является законным, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения об удовлетворении заявленных требований. Следовательно, правовых оснований для возложения на Департамент обязанности предоставить запрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес>, под индивидуальное жилищное строительство на праве аренды на 10 лет не имеется. В удовлетворении требований Судакова К.В. следует отказать в полном объеме.

Правовых оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины у суда не имеется, поскольку Судакову К.В. в иске отказано. Кроме того, уплаченная истцом государственная пошлина была ему возвращена определением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления, поскольку истец при обращении с иском в суд освобожден от уплаты государственной пошлины. В удовлетворении данного требования также следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Судакову К.В. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить запрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес>, под индивидуальное жилищное строительство на праве аренды на 10 лет, взыскании расходов по уплате госпошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий - подпись

Копия верна. Судья -                (И.А.Шабалина)

2-833/2015 (2-6425/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Судаков К.В.
Ответчики
Департамент земельных оношений администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
12.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2014Передача материалов судье
17.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2015Предварительное судебное заседание
28.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Судебное заседание
09.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Дело оформлено
11.03.2015Дело передано в архив
02.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее