Судья Каторова И.В. | № 33-5273-2024УИД 51RS0009-01-2024-001066-30 |
Мотивированное определение изготовлено 19.12.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 11 декабря 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Булыгиной Е.В. |
судей | Лучника А.В. |
при секретаре | Сазановой Н.Н.Суровец А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-758/2024 по иску Смолякова Владимира Герасимовича к акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Мурманск об оспаривании отказа в применении понижающего коэффициента при расчете платы за потребленную электрическую энергию и возложении обязанности его применения
по апелляционной жалобе Смолякова Владимира Герасимовича на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 2 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя АО «АтомэнергоСбыт» Карцевой А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Смоляков В.Г. обратился в суд с иском к акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Мурманск о признании незаконным отказа в применении понижающего коэффициента при расчете платы за потребленную электрическую энергию.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры по адресу ....
Указанное жилое помещение в 2003 году в установленном порядке было переведено на электрообогрев.
На его обращения к ответчику с заявлениями о применении по указанному выше адресу при производстве расчетов за потребленную электроэнергию тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в связи с оборудованием его квартиры такими установками получал отказы с указанием на отсутствие документов, подтверждающих оснащенность квартиры стационарными электроплитами, электроотопительными и /или электронагревательными установками.
Уточнив исковые требования, истец просил признать незаконным отказ АО «АтомЭнергоСбыт» от 24 апреля 2024 года № 51-2404-50исх в применении при производстве расчетов за потребленную электрическую энергию по ... расположенной в ..., тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в связи с оборудованием указанной квартиры электроотопительными установками. Обязать ответчика применять с даты вступления решения суда в законную силу при производстве расчетов за потребленную электрическую энергию по квартире, расположенной по адресу ..., тариф, установленный пунктом 2 Приложения к постановлению Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26 апреля 2024 года № 14/1 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в связи с оборудованием указанной квартиры электроотопительными установками.
Судом принято решение, которым исковые требования Смолякова В.Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Смоляков В.Г. выражает несогласие с решением суда и просит его отменить.
Полагает необоснованным вывод суда о том, самостоятельная установка электроотопительных приборов в одной квартире, расположенной в многоквартирном доме, оборудованном централизованном отоплением, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Обращает внимание, что приведенные в решении суда мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в иске, ответчиком в своих ответах не указывались.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Смоляков В.Г., представители администрации муниципального образования Кандалакшский район, АО Мурманэнергосбыт», акционерного общества «Мурманская областная электросетевая компания», Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определяющие, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей (абзац 3 пункта 38 Правил № 354).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу на праве собственности с 03 июня 2005 года принадлежит ..., расположенная в ..., на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан, зарегистрированного в администрации города Кандалакша Мурманской области 18 декабря 2001 года в книге № 15 за № 12975, в Кандалакшском филиале Мурманского областного Департамента государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 января 2002 года, регистрационный * и свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного 17 сентября 2003 года Марченко В.А., нотариусом ..., реестр *, свидетельства о праве на наследство по закону от 14 апреля 2005 года, выданного Марченко В. А., нотариусом ..., зарегистрированного в реестре за *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 51-АБ * (л.д. 12).
С целью улучшения жилищных условий Смолякова Л.В. (собственник спорной квартиры с 2002 года) 25 июня 2003 г. получила от Государственного областного унитарного энергетического предприятия «Кандалакшская горэлектросеть» технические условия * на электроснабжение ... в связи с переводом на электрообогрев. Указанными техническими условиями предусмотрено согласование перевода квартиры на электрообогрев с УЖКХ, выполнением работ лицами, имеющими лицензию на выполнение соответствующих работ, до подключения сдать горэлектросети схему учета электроэнергии.
31 октября 2003 г. главным инженером Государственного областного унитарного энергетического предприятия «Кандалакшская горэлетросеть» составлен акт на допуск бытовых приборов в эксплуатацию, согласно которому технические условием 12536 от 25 июня 2003 года выполнены в полном объеме с выполнением электромонтажных работ по допуску электронагревателей.
Согласно акту от 10 июня 2008 года в квартире истца произведен демонтаж приборов отопления.
Решение администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдано 11 августа 2008 года.
Незаконным переоборудование на электрообогрев квартиры, расположенной по адресу: ..., не признавалось, спорное жилое помещение включено в актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 30 июня 2023 года № 1228.
Вступившим в законную силу решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 24 апреля 2019 г. по иску АО «Мурманэнергосбыт» к Смолякову Владимиру Герасимовичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг требования истца удовлетворены частично.
Указанным решением установлено, что осуществление переустройства квартиры, предусматривающего перевод на электрообогрев, произведено в соответствии с требованиями переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
29 марта 2024 года Смоляков В.Г. обратился в АО «АтомЭнергоСбыт» с заявлением о применении для расчета стоимости электроэнергии, поставляемой по адресу: ..., тарифа для населения, проживающего в городах, населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и электронагревательными установками, предоставив свидетельство о государственной регистрации права собственности, обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, технические условия на электроснабжение квартиры, акт допуска бытовых приборов в эксплуатацию (л.д. 15).
Ответом от 24 апреля 2024 года № 51-2404-50 исх. ответчик отказал в применении в расчетах понижающего коэффициента, указав, что представленные заявителем документы не подтверждают права на расчеты за электроэнергию с применением тарифа с понижающим коэффициентом.
Аналогичный ответ на обращение Смолякова В.Г. ответчиком давался 13 апреля 2023 года (л.д. 18-19).
На обращение от 17 ноября 2022 года Смолякову В.Г. предложено представить технический паспорт дома с внесенными изменениями, а также документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации квартиры многоквартирного дома, о снабжении электрической энергией которой указано в обращении (л.д. 16).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об обоснованности отказа АО «АтомЭнергоСбыт» в применении при производстве расчетов за потребленную электрическую энергию по квартире истца тарифа с понижающим коэффициентом.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными, в том числе по доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств, не дает оснований судебной коллегии считать решение суда ошибочным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и правилами регулирования тарифов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 названного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в соответствии с пунктом 71 которых При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
В соответствии с пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме или жилого дома определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией. Таким образом, понятие "дома, оборудованные в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками" означает, что указанные технические характеристики внесены в технический паспорт дома.
Постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 14 декабря 2023 года №47/3 и от 26 апреля 2024 №14/к установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Мурманской области, для населения, проживающего в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, установлен понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию в размере 0,7.
Проанализировав вышеприведенные требования закона в их взаимосвязи суд исходил из того, что при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким суждением суда, соответствующим части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом (при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома. Оборудованием стационарными электроплитами дома является установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий. При этом указанное оборудование должно быть установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома.
Вместе с тем, технический паспорт дома не указывает на соответствие многоквартирного жилого дома, в котором расположена квартира истца, требованиям для установления тарифа с понижающим коэффициентом.
Судом установлено, что многоквартирный ... в ... оборудован централизованным отоплением и газоснабжением от баллонов.
Понижающий коэффициент поставщиком электроэнергии не применялся.
Технический паспорт жилого помещения, содержащий сведения о наличии электроустановок, и (или) справка о видах инженерного благоустройства жилого помещения, документы о соответствии переустройства техническим условиям от 25.06.2003 года истцом не представлены.
Технические условия - это нормативный документ, в котором собраны все требования для присоединения к сетям электроэнергии и увеличения мощности.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила), действие названных Правил распространяется, в том числе и на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (пункт 2(1) Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
Сетевая организация должна осуществить процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 19 Правил).
Таким образом, подключение к существующим инженерным сетям многоквартирного жилого дома должно производиться в том числе в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу Комитета имущественных отношений и территориального планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район от 17 июня 2024 года № 2109 в администрации муниципального образования Кандалакшский район отсутствует проектная документация перепланировки и переустройства ... в ..., утвержденная и согласованная в установленном порядке, а также акт комиссионного обследования помещения (л.д.86).
Как следует из отзыва АО «МОЭСК», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, энергопринимающие устройства (ВРУ_ многоквартирного ... в ... присоединены к электрическим сетям АО «МОЭСК», энергопринимающие устройства ... указанного многоквартирного дома не имеют отдельного технологического присоединения к электрическим сетям АО «МОЭСК», то есть все квартиры указанного многоквартирного дома подключены от ВРУ многоквартирного дома, которое в свою очередь, подключено к электрическим сетям АО «МОЭСК». Сведений о выполнении истцом пункта 7 выданных ему технических условий о предъявлении выполненных работ для составления акта и предоставлении схемы учета электроэнергии, в АО «МОЭСК» не имеется (л.д.152).
Согласно информации ГОКУ «ЦТИ» технический паспорт на жилое помещение * ... в ... не составлялся.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания отказа АО «АтомЭнергоСбыт» в применении в отношении принадлежащего истцу жилого помещения тарифа с понижающим коэффициентом при производстве расчетов за потребленную электрическую энергию и возложении на ответчика обязанности применять этот тариф при расчетах.
Также судебная коллегия считает верным суждение суда первой инстанции о том, что представленное в материалы дела решение суда постановлено в рамках иных правоотношений, обстоятельства, связанные с проверкой соответствия произведенной установки электроотопительных приборов действующим правилам и нормам предметом проверки суда по указанному делу не являлись, в связи с чем данный судебный акт не свидетельствует о наличии у ответчика обязанности применять при расчетах с истцом за потребленную электроэнергию тариф с понижающим коэффициентом.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию, приводимую им при разбирательстве дела по существу, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и подробное правовое обоснование в мотивировочной части решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 02 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смолякова Владимира Герасимовича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: