дело № 2а-28/2021
(25RS0015-01-2020-002090-39)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2021 года город Дальнегорск
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Салминой Е.С.,
при секретаре Долгаевой В.Ю.,
с участием: представителя административного истца Горборуковой Н.Г. - Карлюк Т.А.,
представителя административного ответчика администрации Дальнегорского городского округа Приморского края и отдела архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа Карпушкиной Н.А.,
представителя заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» Репникова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюГорборуковой Н. Г. администрации Дальнегорского городского округа Приморского края,отделу архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с настоящим иском, в уточненном варианте заявленных требований просилпризнать незаконным:
решение отдела архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа, выразившееся в отказе в производстве приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме «О переустройстве жилого помещения» №345/20-ар от 05.11.2020;
бездействие администрации Дальнегорского городского округа и отдела архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа, выразившееся в неисполнении п. 3.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе», утвержденного Постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 29.06.2016 № 377- па;
обязать административных ответчиков провести осмотр принадлежащего административному истцу по праву собственности переустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и выдать емуакт приёмки выполненных работ поперепланировке (переустройству) жилого (нежилого) помещения в жилых домах на территории Дальнегорского городского округа в трех экземплярах в течение пяти рабочих дней.
В обоснование административного иска ссылался на то, что является собственником жилого помещения № в многоквартирном доме <адрес>.
На основании решения администрации Дальнегорского городского округа от 1 февраля 2012 года о согласовании переустройства жилого помещения, срок производства ремонтно-строительных работ в решении установлен не был, Горборукова Н.Г. не была ограничена во времени производства данных работ.Ею проведены электромонтажные и сантехнические работы в августе 2007 года, в результате которых отключены от стояков центрального отопления радиаторы отопления, в квартире установлено автономное отопление.
Администрацией не был составлен акт об отключении системы централизованного отопления в жилом помещении, согласно техническим условиям, в связи с переходом на альтернативный источник тепла.
24 ноября 2020 года отделом архитектуры и строительства администрации было отказано в производстве приемки выполненных работ по переустройству спорного жилого помещения, поскольку решение администрации о согласовании переустройства жилого помещения от 1 февраля 2012 года выдано не в соответствии с утвержденным и действующим регламентом предоставления муниципальной услуги.
Не соглашаясь с принятым решением, административный истец полагает, что указанное административным ответчиком обстоятельство само по себе не исключает возможности сохранения помещения в существующем состоянии и не препятствует получению испрашиваемого им согласования, а указанное правовое основание ему не корреспондирует.
Определением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 9 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено КГУП «Примтеплоэнерго».
В судебном заседании представитель административного истца Карлюк Т.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске и в уточнённых требованиях.
Дополнительно пояснила, что на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений действовало Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 20.07.2011 №502-па, которое не предусматривало согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство жилого помещения и согласование
проекта-чертежа, реконструкции электрических сетей для альтернативного теплоснабжения квартиры истца с теплоснабжающей организацией.
Решение администрации № 1 от 1 февраля 2012 года «О согласовании переустройства жилого помещения» не было признано недействительным и не было отменено.
Возражая против иска, представитель административного ответчика – администрации Дальнегорского городского округа и отдела архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округаКарпушкина Н.А. сослалась на то, что решение администрации о согласовании переустройства жилого помещения от 1 февраля 2012 года выдано не в соответствии с утвержденным и действующим регламентом предоставления муниципальной услуги. Следовательно, решение о согласовании переустройства жилого помещения ничтожно.
На момент возникновения между сторонами спорных правоотношений действовало Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 20.07.2011 №502-па и утвержденное им Положение о порядке переустройства жилых и нежилых помещений, на основании которых административному истцу было выдано оспариваемое решение. Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 20.07.2011 №502-пабыло отменено Постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 10.02.2014 «Об отмене Постановления администрации Дальнегорского городского округа от 20.06.2011 №502 - па».
Администрацией Дальнегорского городского округа разработан и утвержден административный регламент от 29.06.2016 №377-па предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе».
Впоследствии, по проведении служебного расследования в отношении старшего специалиста первого разряда отдела жизнеобеспечения ФИО, за нарушение порядка ведения книги учёта обращений граждан на межведомственную комиссию по альтернативному отоплению, нарушение порядка подготовки и выдачи решений о согласовании переустройства гражданам, объявлен выговор.
Кроме того, как следует из документов, представленных Горборуковой Н.Г. в обоснование своих требований, можно усмотреть, что демонтаж отопительных приборов в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, был выполнен ООО «<...>» в августе 2007 года (акт приемки-сдачи выполненных работ).Фактически речь идет о самовольном переустройстве жилого помещения.Учитывая все вышеизложенное, выводы Горборуковой Н.Г. о незаконности решения № 345/20-ар от 5 ноября 2020 года, о неисполнении администраций Дальнегорского городского округа п.3.10 административного регламента являются ошибочными и основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» Репников А.Г.суду дал показания, аналогичные показаниям Карпушкиной Н.А., указанным в отзыве и данным ею в ходе судебного заседания; содержащая в них информация аналогична информации, изложенной Карпушкиной Н.А. в отзыве и в судебном заседании.
Дополнительно пояснил, что система централизованного отопления дома исходя из пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, пункта 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170,
статьи 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме;
переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В этой связи действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое (нежилое) помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого (нежилого) помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого (нежилого) помещения.
В связи с тем, что в указанной квартире переустройство (переоборудование) произведено без разрешающих документов, Дальнегорский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» продолжает производить начисления за услугу теплоснабжения по нормативу, согласно действующему законодательству.
На 2016 год у административного истца имелась задолженность в сумме <...> руб., которая по распоряжению Краевого КГУП «Примтеплоэнерго» от 22 октября 2020 года была списана в связи с получением субсидий на 2020 год.На сегодняшний день у Горборуковой Н.Г. задолженность за услугу теплоснабжения составляет <...> руб.
Кроме того, просил суд обратить внимание на то, что при обращении административного истца на оспариваемое разрешение в книге учёта обращения граждан на МВК по альтернативному отоплению указан истец и перечень прилагаемых документов, в котором отсутствовал проект - чертеж реконструкции электрических сетей для альтернативного теплоснабжения спорной квартиры. Представленный в материалы настоящего дела проект – чертежа датирован только 4 мая 2012 года.
На основании изложенного полагал, что порядок предъявления и переход на альтернативный источник отопления со стороны административного истца нарушен, в связи с чем административное исковое заиление не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Горборуковой Н.Г. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная на 4 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. И, как следует из технического паспорта жилого помещения, данная квартира подключена к центральной системе отопления.
17 ноября 2011 года Горборукова Н.Г. обратилась в администрацию по вопросу о согласовании переустройства жилого помещения на установку альтернативного отопления, на что получила согласие от 1 февраля 2012 года № 1 - о согласовании переустройства жилого помещения. Срок производства ремонтно-строительных работ в решении установлен не был, Горборукова Н.Г. не была ограничена во времени производства данных работ.
Горборуковой Н.Г. проведены электромонтажные и сантехнические работы в августе 2007 года, в результате которых отключены от стояков центрального отопления радиаторы отопления, в квартире установлено автономное отопление. Данный факт подтверждён актом приемки выполненных работ от 9 августа 2007 года (л.д.92).
Разрешая спор, суд установил, что в соответствии со схемой теплоснабжения Дальнегорского городского округа, утвержденной Постановлением администрации Дальнегорскогогородского округа от 5 октября 2018 года года № 645-па, многоквартирный дом <адрес> подключен к централизованным источникам теплоснабжения, а переоборудование отдельных квартир в доме на индивидуальное отопление не освобождает теплоснабжающую организацию КГУП «Примтеплоэнерго»от подачи тепловой энергии на дом в целом. Утвержденной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельной квартиры в многоквартирном доме на автономное отопление.
Принимая решение по делу, суд приходит к выводам, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, а такое согласие не достигнуто.
Как установлено судом, находящиеся в квартире заявителя трубопроводы отопления (стояки) относятся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку предназначены для обслуживания более одной квартиры и служат не только для обогрева одного помещения, но и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения.
Суд приходит к выводу о необходимости согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение такого переустройства жилого помещения истца, учитывая, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Такой вывод суда согласуется с требованиями ст. 247 ГК Российской Федерации, ст. ст. 36, 40 ЖК Российской Федерации, однако административным истцом согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение такого переустройства квартиры не получено.
Суд соглашается и с выводом представителей административного истца и заинтересованного лица об отсутствии доказательств, подтверждающих соблюдение нормативных требований о разработке и согласовании проекта переустройства жилого помещения с теплоснабжающей организацией.
Кроме того, на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений действовало Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 20.07.2011 №502-па и утвержденное им Положение о порядке переустройства жилых и нежилых помещений, на основании которых административному истцу было выдано оспариваемое решение.
Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 20.07.2011 №502-па было отменено Постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 10.02.2014 «Об отмене Постановления администрации Дальнегорского городского округа от 20.06.2011 №502 - па».
Администрацией Дальнегорского городского округа разработан и утвержден административный регламент от 29.06.2016 №377-па предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе».
Пунктом 2.6 административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно (применительно к данному делу):
а) заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 года № 266;
б) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого (или) перепланируемого жилого (нежилого) помещения.
Согласно пункту 3.6 административного регламента результатом административной процедуры является решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения.
Завершение перепланировки и (или) переустройства жилых (нежилых) помещений в жилом доме подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной в порядке, определенном администрацией Дальнегорского городского округа (пункт 3.10 административного регламента).
Горборукова Н.Г. обратилась в отдел архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа с заявлением о завершении ремонтно-строительных работ по перепланировке и (или) переустройству помещения и выдаче акта приемки выполненных работ по перепланировке (переустройству) жилого помещения 15.06.2020 г. (вручено адресату 16.06.2020 г.).
В качестве основания, подтверждающего принятие администрацией Дальнегорского городского округа решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставила решение о согласовании переустройства жилого помещения от 01.02.2012 г. № 1.
Впоследствии, по проведении служебного расследования в отношении старшего специалиста первого разряда отдела жизнеобеспечения ФИО, за нарушение порядка ведения книги учёта обращений граждан на межведомственную комиссию по альтернативному отоплению, нарушение порядка подготовки и выдачи решений о согласовании переустройства гражданам, объявлен выговор.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В Определении от 17.11.2011 года № 1514-О-О Конституционный Суд РФ указал, что данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и, таким образом, не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающая конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
По смыслу приведенных выше правовых норм, проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Соглашаясь с доводами представителя администрации и заинтересованного лица, судпринимает во внимание, что в силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
С учетом функционального назначения инженерных коммуникаций, находящиеся в жилом помещении многоквартирного жилого дома трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, и уменьшение его размеров, в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, проект устройства индивидуального отопления квартиры истца не согласован с теплоснабжающей организацией.
Вместе с тем, административным истцом не представлено документа, подтверждающего выражение всеми собственниками помещений многоквартирного дома необходимого согласия.
Учитывая изложенное, суд признает доводы представителя административного истца несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, в частности то, что решение администрации № 1 от 1 февраля 2012 года «О согласовании переустройства жилого помещения» не было признано недействительным и не было отменено, поскольку фактически перепланировка имела место до вынесения решения «О согласовании переустройства жилого помещения»№ 1 от 1 февраля 2012 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указывает, что Горборукова Н.Г.существенно нарушила процедуру получения разрешения на перепланировку. Данная процедура предусматривает вначале получение разрешение, а только после этого возможность приступить к выполнению строительных работ. Это нормативное предписание обусловлено необходимостью не только обеспечения сохранности жилого фонда, но и обеспечения безопасности граждан, проживающих в жилом многоквартирном доме.
Судприходит к выводу о том, что у него отсутствуют основания для удовлетворения требований Горборуковой Н.Г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявленияГорборуковой Н. Г. администрации Дальнегорского городского округа Приморского края,отделу архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня его принятияв окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Салмина
(решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2021 года)