Дело № 2-168/2023 (№ 2-5391/2022)
УИД – 41RS0001-01-2022-007664-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре Пасканной Ю.Ю.,
с участием представителя истца Озорниной Н.П.,
представителей ответчика ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Якубовской Ю.Э., Комлевой Е.В.,
представителя третьего лица КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения Камчатского края Стогниенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного врача по Камчатскому краю Господарик Яны Николаевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н., с учетом уточнения, обратилось в суд с иском, о возложении на ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» в срок до 29 декабря 2023 года обязанности обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями, оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
В обоснование требований указало, что в соответствии с информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от 24 июня 2022 года, по результатам оценки готовности госпитальной и лабораторной базы медицинских учреждений в субъекте к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий на случай выявления больных особо опасными инфекциями, проведенной с целью выполнения постановления главного государственного санитарного срача РФ от 26 апреля 2022 года № «О дополнительных мерах по профилактике холеры» и от 9 июня 2022 года № «О дополнительных мерах по профилактике чумы», в том числе в отношении ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» установлены нарушения требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении медицинской деятельности: площадка для обработки автотранспорта не оборудована водостоками, что является нарушением п. 131 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; локальные, очистные сооружения, спецканализация в учреждении отсутствуют, сброс сточных вод осуществляется непосредственно из внутренней системы канализациями учреждения без обеззараживания в общегородские сети канализации, которые не проходят обеззараживание с использованием дезинфицирующих и дезинвазийных средств на очистных сооружениях, что является нарушением п. 4.4.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих прождажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», приложения 4 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». В Петропавловске-Камчатском очистные сооружения, предусматривающие обеззараживание сточных вод с использованием дезинфицирующих и вирулицидных средств отсутствуют. Отсутствие системы обеззараживания сточных вод от учреждения водостока от площадки для обработки и дезинфекции автотранспорта создает риски контаминации микроорганизмами, в том числе патогенными почвы, водных объектов, а соответственно создается угроза причинения вреда не только здоровью людей, но и среде обитания. Допущенные ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» нарушения, нарушают права неопределенного круга лиц, к которому относятся граждане, которым проводятся лечение и диагностические процедуры в данном учреждении, а также граждане, проживающие в черте Петропавловск-Камчатского городского округа. Нарушение ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» требований, установленных законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, является нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением конституционного права граждан.
Определением суда от 7 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Камчатского края и Министерство имущественных и земельных отношений.
Определением суда от 26 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Камчатского края, КГУП «Камчатский водоканал», Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Озорнина Н.П. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Якубовская Ю.Э., Комлева Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым на территории инфекционного корпуса ГБУЗ Центр СПИД, на сегодняшний день, отсутствует оборудованная площадка для обработки автотранспорта, соответствующая действующим СанПиНам, по причине отсутствия возможности ее обустройства, о чем имеется заключение ГУП КК Камчатгипрорыбпром № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ответственными сотрудниками ГБУЗ Центр СПИД производятся все необходимые мероприятия по осуществлению локальной санитарной обработки автотранспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционного профиля. В распоряжении ГБУЗ Центр СПИД имеется необходимый материальный и кадровый ресурс для обеспечения локальной санитарной обработки транспорта: медицинский расходный инвентарь: бактерицидный облучатель, опрыскиватели - гидропульт ручной распылитель, тент, набор дезинфицирующих средств; уборочная ветошь, емкость с крышкой для приготовления рабочего раствора дезинфекционного средства и хранения уборочной ветоши, емкость для сбора и дезинфекции выделений; кадровый ресурс : бригада учреждения дезинфекционного профиля (дезинфекторы) ГБУЗ Центр СПИД должным образом производят санитарную обработку путем постановки автотранспорта на специальный тент и протирания поверхностей ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором или способом орошения путем распыления дезинфицирующего раствора из гидропульта или другого распыливающего устройства с последующим проветриванием до исчезновения запаха дезинфектанта. Для обеззараживания воздуха в салоне используют облучатель бактерицидный безозонный ОББ -2x15 производства МПО «Зенит» (Россия), разрешенный к применению специально в машинах скорой помощи. Локальные очистные сооружения в ГБУЗ Центр СПИД, действительно, отсутствуют. Вместе с тем, ГБУЗ Центр СПИД принимают меры по обеззараживанию сточных вод, а именно: во всех санитарных и санитарно-бытовых помещениях дезинфицирующие растворы помещаются в санитарно-технические приборы и шпигаты, а также, дополнительно, дезинфектор вносит дезинфицирующие растворы в локальный колодец, расположенный на территории учреждения, где аккумулируются стоки от учреждения, обеззараженные сточные воды уходят в городскую канализационную сеть. ГБУЗ Центр СПИД не обладает специалистами, которым было бы под силу согласование всех видов документации для процедуры проектирования, закупки, выполнения работ по установке означенных коммуникаций, приемки результатов работ. В соответствии с проектом на строительство Камчатской краевой больницы, реализуемым в настоящее время, в 2024 году, планируется переезд больничного городка на новое место, а освобождаемая должна стать основой для комплексного развития, включающего жилищное строительство и деловой центр. Согласно Уставу ГБУЗ Центр СПИД, основное финансовое обеспечение финансирования деятельности учреждения осуществляется за счет средств субсидий, предоставляемых Учреждению из краевого бюджета на иные цели. Учитывая перечисленные обстоятельства и соблюдая принцип эффективности расходования бюджетных средств, ГБУЗ Центр СПИД считает, что установка локальных очистных сооружений на территории инфекционного корпуса физически не возможна и приведет к нецелесообразному расходованию бюджетных средств. Здание инфекционного корпуса ГБУЗ Центр СПИД построено в 1959 году. Вместе с тем, при оценке готовности ГБУЗ Центр СПИД к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий были применены санитарные правила 2020, 2021 годов, без учета технической возможности выполнения работ по установке специально оборудованной площадки с обеспечением наличия стока смывных вод, установке локальных очистных сооружений или системы спецканализации, предусматривающих обеззараживание сточных вод. Таким образом, действующие в настоящее время санитарные правила не могут распространяться на ГБУЗ Центр СПИД в рамках сложившейся застройки в г. Петропавловске-Камчатском, поскольку по смыслу СанПин 3.3686-21 (п.п. 5 п. 343) такие мероприятия должны осуществляться во вновь строящихся и реконструируемых зданиях, а по смыслу п. 3.1. СанПин 2.1.3678-20, объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего постановления, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу настоящего постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены.
В дополнительных возражениях на исковое заявление ответчиком указано, что ГБУЗ Центр СПИД является ненадлежащим ответчиком. На территории прилегающей к инфекционному корпусу отсутствует площадка ввиду отсутствия возможности ее оборудовать. СанПин 2.1.3678-20 не может распространяться на медицинскую организацию начиная с 26 апреля 2022 года. КГУП «Камчатский водоканал» должно организовать очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск «Мехзавод».
Представитель третьего лица КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что с ответчиком заключен договор на выпуск воды и прием сточных вод, сброс осуществляется выпуском «Мехзавод» без надлежащей очистки. В рамках инвестиционной программы планируется ликвидация данного выпуска, а также иных выпусков в районе Центральный, все стекаемые сточные воды будут поступать на действующие очистные сооружения № и в районе улицы <адрес>. Обеззараживания на станции не предусмотрены, поскольку сооружения идут с биологической очисткой от хозяйственно-бытовых сточных вод и не предназначены к очистке от возбудителей заболеваний и инфекций.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Камчатского края Стогниенко Л.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию ответчика по основаниям, изложенным в мнении на исковое заявление, согласно которому третье лицо, считает необоснованными ссылки истца о бездействии или ненадлежащем действии Ответчика, относительно обеспечения и соблюдения им требований п. 4.4.3. СП 2.1.3678-20, абз.2 ст.11, ч.1 ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Министерство не согласно с позицией, доводами и обоснованиями истца по данному делу, поскольку считает, что непосредственно в данном случае истец должен учитывать тот факт, что согласно общедоступных сведений, здания ответчика, используемые на праве оперативного пользования, были введены в эксплуатацию (сооружены) в 1959 году. В связи с чем при разрешении требования истца, следует исходить из принципа того, что требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. Действия истца по направлению иска в суд являются необоснованными, поскольку для объективности рассмотрения данного дела истцу необходимо было собрать сведения о невозможности исполнения и соблюдения требований санитарного законодательства не только с ответчика, необходимо участие в деле - органа местного самоуправления - Администрации ПКГО. Обеззараживание сточных вод должно и обязано осуществляться на общегородском очистном сооружении, так как непосредственно с такого очистного сооружения и производится сброс сточных вод в водный объект, что указывает на наличие прямой обязанности Камчатского водоканала в соблюдении вменяемых к соблюдению медучреждению санитарных норм и правил, поскольку осуществление сброса сточных вод в водный объект без обеззараживания таких вод вопреки имеющимся правилам и нормам, нарушает права неопределенного круга лиц.
Третье лицо Министерство финансов Камчатского края извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно письменному мнению Министерства финансов Камчатского края в краевом бюджете на 2023 год и плановый 2024 год не предусмотрены ассигнования на выполнение мероприятий по строительству локальных очистных сооружений ГБУЗ «Центр СПИД», так же как и на 2022 год. Предусмотреть ассигнования на реализацию данного мероприятия возможно при формировании закона о краевом бюджете и инвестиционной программы на 2024-2026 годы либо путем перераспределения ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете и внесения изменений в инвестиционную программу при наличии соответствующей инициативы Министерства здравоохранения Камчатского края.
Третье лицо Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно письменному мнению осуществление мероприятий по строительству локальных очистных сооружений должно осуществляться в рамках инвестиционной программы Камчатского края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений, извещено надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представителя в суд не направило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 2, части 1 статьи 7 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прямо предусмотрено статьей 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно статьям 11 и 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
При невыполнении вышеуказанных требований в соответствии с требованиями статей 4, 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 нарушаются права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, право на жизнь, охрану здоровья.
ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» осуществляет медицинскую деятельность, что следует из выписки ЕГРЮЛ.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 131 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: мероприятия по дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспорта осуществляет специально подготовленный персонал организации, или организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность; санитарный транспорт, предназначенный для перевозки больных инфекционными болезнями, обрабатывается в санитарном шлюзе или на специально оборудованной площадке, имеющей сток для смывных вод.
Пунктом 4.4.3. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» предусмотрено, что очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Согласно пункту 2 приложения 4 СанПиН 3.3686-21 «Обеспечение безопасности при работе с ПБП в части эксплуатации инженерно-технических систем» устройство, режим работы, правила эксплуатации инженерно-технических систем должны соответствовать требованиям к организационным, санитарно-гигиеническим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА.
Пунктом 41 указанного приложения предусмотрено, что Систему обработки сточных вод составляет комплекс оборудования, обеспечивающий сбор, обезвреживание, охлаждение при термическом обеззараживании и сброс сточных вод в наружные сети канализации. По принципу работы системы тепловой обработки сточных вод подразделяются на циклические и непрерывной обработки.
Автономная система канализации помещений «заразной» зоны, транспортирующая загрязненные стоки к оборудованию станции обработки сточных вод (далее - спецканализация) система обработки сточных вод должны обеспечивать: соблюдение требований нормативно-технической документации, а также норм и правил пожарной безопасности; термическую (непрерывную или цикличную) или химическую обработку сточных вод из помещений «заразной» зоны; безнапорный сброс обработанных сточных вод в канализацию с температурой не выше 40 °C; биологическую безопасность при транспортировании перемещаемых сред из помещений «заразной» зоны в помещения «чистой» зоны.
Помещения «заразной» зоны оборудуются спецканализацией, которая должна обеспечивать прием и транспортирование сточных вод, поступающих из этих помещений в сборные емкостные аппараты на тепловую или химическую обработку перед сбросом их в наружные сети канализации (пункт 42 приложения 4).
Пунктами 2, 3, 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом; государственные задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя; финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
В соответствии с частью 5 статьи 123.22. Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за ним собственником (учредителем) или приобретённых им за счёт средств, выделенных ему собственником (учредителем) на приобретение этого имущества.
Судом установлено и подтверждено письменными доказательствами по делу, что в соответствии с информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от 24 июня 2022 года, по результатам оценки готовности госпитальной и лабораторной базы медицинских учреждений в субъекте к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий на случай выявления больных особо опасными инфекциями, проведенной с целью выполнения постановления главного государственного санитарного срача РФ от 26 апреля 2022 года № «О дополнительных мерах по профилактике холеры» и от 9 июня 2022 года № «О дополнительных мерах по профилактике чумы», в том числе в отношении ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» установлены нарушения: площадка для обработки автотранспорта не оборудована водостоками; локальные, очистные сооружения для обеззараживания сточных вод отсутствуют, обеззараживание не проводится.
Согласно информации от 18 июля 2022 года КГУП «Камчатский водоканал» отведение сточных вод осуществляется в водный объект после биологического очистного сооружения № На очистные сооружения, расположенные в районах <адрес> не поступают сточные воды, отведение которых осуществляется от медицинских учреждений. Контрактами, заключенными с учреждениями здравоохранения, не предусмотрены условия предварительного обеззараживания сточных вод до выпуска их в наружные сети канализации. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. В настоящее время действующие очистные сооружения находятся в стадии реконструкции и не гарантируют эффективное обеззараживание сточных вод, следовательно организации, оказывающие медицинские слуги должны обеспечить обеззараживание на собственных локальных очистных сооружениях.
Согласно перечню лечебно-профилактических учреждений Камчатского края, от которых принимаются сточные воды, представленному КГУП «Камчатский водоканал», сточные воды от ГБУЗ «Центр СПИД» принимаются на выпуске № (л.д. 104).
Как следует из мотивированного мнения эксперта врача-эпидемиолога ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспорта осуществляют специально подготовленный персонал организации или организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность. Все медицинские организации, имеющие в своем составе инфекционное отделение, независимо от наличия или отсутствия в собственности больницы санитарного транспорта, должны иметь крытую площадку для дезинфекции транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями. Санитарный транспорт подлежит обеззараживанию с использованием дезинфицирующих средств после каждой перевозки больных инфекционными болезнями.
В силу статей 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Пунктом 3.1. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» установлено, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данного постановления, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу настоящего постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены.
По смыслу данной нормы возможность эксплуатации объектов, введенных в действие до вступления в силу указанного постановления в соответствии с ранее утвержденной проектной документацией, безусловного запрета на его оборудование локальными очистными сооружениями, не содержит.
В материалы дела не представлена проектная документация по строительству здания ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», а также доказательства наличия каких-либо объективных препятствий, не позволяющих оборудовать указанное здание локальным очистным сооружением и не представлено санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги, действовавших на момент введения в эксплуатацию здания ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
Напротив, согласно заключению АО «Камчатгипрорыбпром» от 31 августа 2022 года площадка для дезинфекции транспорта может быть размещена на территории инфекционной больницы при подтверждении данного проектного решения градостроительным планом, результатами эколого-геологических и геодезических изысканий, техническими условиями.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Правил СП 2.1.3678-20 настоящие санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
Данные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.
Поскольку, ответчик предоставляет медицинские услуги, то в отношении него подлежат применению Правила СП 2.1.3678-20.
При таких обстоятельствах довод представителей ответчика и третьего лица Министерства здравоохранения Камчатского края о том, что действие СП 2.1.3678-20, не распространяются на построенное в 1959 году здание ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», не может быть принят во внимание поскольку санитарные Правила каких-либо исключений из общего правила об области применения СП 2.1.3678-20 не содержат.
Учитывая, что очистное сооружение № через которое осуществляется выпуск сточных вод, принимаемых от ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», в настоящее время находится в стадии ликвидации, а дальнейший выпуск сточных вод от ответчика будет производиться через очистное сооружение № которое находится в стадии реконструкции и эффективная очистка и обеззараживание сточных вод не производится, при отсутствии сведений об иных общегородских или других канализационных очистных сооружениях, с учетом указанных положений нормативно-правовых актов, обязанность по обеспечению полной биологической очистки и обеззараживанию сточных вод, выпускаемых ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» путем оборудования в месте осуществления деятельности локальных очистных сооружений, лежит на ответчике.
При таких обстоятельствах исковые требования Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. о возложении на ГБУЗ «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» обязанности обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями, оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В иске истец просил суд обязать ответчика исполнить предъявленные к нему требования в срок до 29 декабря 2023 года.
С учетом всех обстоятельств дела, суд полагает возможным определить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности в заявленный истцом срок.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа следует взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (ИНН: 4100013642, ОГРН: 1024101039951) обязанность обеспечить наличие стока для смывных вод на специально оборудованной площадке для обработки санитарного транспорта, предназначенного для перевозки больных инфекционными болезнями; оборудовать локальными очистными сооружениями, предусматривающими обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружные системы общегородской канализации в срок до 29 декабря 2023 года.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2023 года.
Председательствующий подпись О.В. Калинина
Подлинник решения находится в материалах дела
№ 2-168/2023 (УИД 19RS0001-02-2022-007664-84).
Копия верна:
Судья Петропавловск-Камчатского
городского суда Камчатского края О.В. Калинина