Именем Российской Федерации
г.Вяземский 12 февраля 2018 года
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Якина А.А.,
при секретаре Антоновой О.Ю.,
помощника прокурора Вяземского района Дмитриченко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вяземского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вяземского района обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивировав требование тем, что в ходе проверки Интернет-ресурсов установлено, что для пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» находится в свободной доступе Интернет-сайт <адрес> На указанном ресурсе организован интернет-магазин розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции круглосуточно через сеть Интернет дистанционным способом неограниченному кругу лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте, а также осуществить и скопировать информацию в электронном варианте, а также осуществить покупку алкогольной продукции дистанционным способом может любой Интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний. В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п. ч.1,6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Частью 1 ст. 9 ФЗ № 149 установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу требований ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено":доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
На указанном сайте осуществляется розничная продажа алкоголя дистанционным способом, в том числе с 23:00 до 08:00 часов неограниченному кругу лиц. Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров, незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - ФЗ № 171) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Законом Хабаровского края от 25.11.2015 №143 «Об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в Хабаровском крае» установлен запрет на продажу алкогольной продукции с 22 часов до 10 часов местного времени. На основании п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона №171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Пунктом 6 ч. 2 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. В соответствии с п. п. 3,4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. На основании п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Согласно п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации закреплено понятие продажи товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Таким образом, на интернет сайте <адрес> вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства осуществляется продажа алкогольной продукции дистанционным способом и ее реклама, поскольку все виды алкоголя сопровождаются изображениями и описаниями. С учетом того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), а Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1 УК РФ), то из системного толкования указанных норм и положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием сетей, в том числе сети Интернет. Предоставление возможности доступа к круглосуточному получению алкогольной продукции с использованием сети Интернет фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 18, ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно положениям ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества и государства.
Таким образом, в данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Вяземского района Дмитриченко Ю.С. заявленное требование поддержала, сослалась на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен по правилам ст. 113 ГПКРФ, направил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Из отзыва представителя заинтересованного лица следует, что в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно части 1, части 5 статьи 15 Федеральный закон № 149-ФЗ, на
территории Российской Федерации использование информационно телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В заявлении прокурора Вяземского района указано, что на странице с URL- адресом: <адрес> размещены материалы, содержащие информацию о продаже и доставке поддельной (контрафактной) алкогольной продукции. Прокурор Вяземского района просит суд, признать информацию, содержащуюся на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение:
1) информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;
2) иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В заявлении указывается, что статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона состава административного правонарушения, в отличие от уголовного деяния, не разделяется на приготовление к совершению административного правонарушения или покушение на совершение административного правонарушения.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров.
Кроме того, в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ, распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Диспозиция статьи 14.16 КоАП РФ не содержит такую форму выражения противоправного деяния, как распространение в сети «Интернет» информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции. Следовательно, в данном случае, не представляется возможным применение статьи 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» КоАП РФ. В отношении статьи 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации следует отметить, что указанной нормой предусмотрена уголовная ответственность за действия, связанные с розничной продажей несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно. Возможный довод о том, размещение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции на сайтах сети «Интернет» в свободном доступе может квалифицироваться как приготовление к совершению преступления, является, во-первых, предположением (домыслом) или в крайнем случае обнаружением умысла, во-вторых, уголовная ответственность за указанные действия не наступает, так как в соответствии с частью 2 статьи 30 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо подлежит ответственности за приготовление только к тяжким и особо тяжким преступлениям. Данное преступление к указанным категориям не относятся. Если в обосновании иска подменить понятия «информации, за распространение которой установлена уголовная ответственность», понятием «информации о деяниях, за которые установлена уголовная ответственность», то следует признать, что иск заявлен не в связи с распространением информации, а в связи с возможностью совершения преступных деяний, связанных с розничной продажей несовершеннолетним алкогольной продукции, при условии предполагаемой их неоднократности. Важным обстоятельством для разрешения данного гражданского дела имеет место вопрос о применении порядка особого производства. Избранный Прокурором Вяземского района способ защиты права основывается на части 4 статьи 1; части 1, 3 статьи 4; части 1 и пункта 10 части 2 статьи 264 ГПК РФ, согласно которым, защита неопределенного круга лиц, осуществляется путем признания распространяемой в сети «Интернет» информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, при невозможности привлечь в дело лицо, разместившее такую информацию на сайте в сети «Интернет». В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под владельцем сайта в сети Интернет понимается лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Ключевым элементом понятия владельца сайта в сети «Интернет» является наличие у такого лица возможности самостоятельного решения вопросов управления веб-сайтом, в том числе определения правил размещения контента другими пользователями сети «Интернет». Соответственно, для признания лица владельцем сайта не требуется, чтобы он сам размещал соответствующую информацию на нем.
Как правило, в качестве владельца сайта будет выступать администратор доменного имени, под которым понимается пользователь сети «Интернет», на которого зарегистрировано доменное имя в реестре координатора, осуществляющего управление доменами. RU и. РФ доменного имени (в настоящее время - некоммерческая организация «Координационный центр национального домена сети Интернет»). Именно администратор домена определяет, как будет использоваться домен, а также кто будет осуществлять техническую поддержку домена. Администратор домена владеет паролем (и может его изменять) для доступа к информации о домене. Идентифицировать администратора доменного имени можно посредством whois-сервиса - автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени в установленном правилами регистрации доменных имен объеме, посредством ввода в поисковую строку сервиса соответствующего доменного имени или IP-адреса.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» сказано, что в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая это конституционное положение, а также положение части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Таким образом, часть 1 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ прямо указывает на то, что информация может выступать объектом гражданско-правовых отношений, то есть имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов (пункт 1 статьи 2 ГК РФ). В такого рода отношениях информация обычно выступает в качестве экономического блага и используется для извлечения прибыли, за исключением ситуаций, когда информация может быть отнесена к категории личных неимущественных благ (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна - ст. 150 ГК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ, в качестве обладателя информации может выступать любое лицо: физическое лицо, юридическое лицо или публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Данный круг лиц идентичен кругу лиц, которые могут выступать в качестве субъектов гражданского права. Поскольку неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (пункт 2 статьи 2 ГК), ограничение прав и свобод путем признанием судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, безусловно, является спором о праве.
В данном случае не подлежит расширительному толкованию и правоприменению порядок производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, предусмотренный статьей 264 ГПК РФ (в порядке особого производства) о признании экстремистскими каких-либо информационных материалов. Указанный порядок следует из прямого указания статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), в которой закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. В случае подачи заявления прокурора о признании материалов экстремистскими предполагается, что есть далеко не одно лицо, заинтересованное продолжать распространять информацию. Материалы, признанные судом экстремистскими, подлежат включению в федеральный список экстремистских материалов. В исковом заявлении Прокурора Вяземского указываются конкретные URL-адреса сайтов сети «Интернет» на которых, по мнению истца, имеется частный случай конкретной информации, которую владелец сайта не должен распространять для неограниченного круга лиц, то есть конкретный факт противоправной информации на конкретном сайте у которого есть владелец.
Кроме того, в заявлении не приводятся указания, какие конкретные личные и имущественные права неопределенного круга лиц зависят от устанавливаемого факта.
На основании изложенного полагал, что судом первой инстанции не может быть вынесено решение о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в порядке особого производства.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», запрещена продажа алкогольной продукции несовершеннолетним, а также розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом.
Статьей 26.2 Закона Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей» установлены правила продажи отдельных видов товаров. Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 продажа алкогольной продукции дистанционным способом не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ дополнен подпунктом «е» следующего содержания:
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Основаниями для включения в Единый реестр сведений, в отношении запрещенной к распространению посредством сети «Интернет» информации, во внесудебном порядке, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время, Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не определены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, решение которых может служить основанием для включения в Единый реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», с информацией, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции. Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федеральный закон № 149-ФЗ, предусмотрено такое основание включения сведений в единый реестр, как вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Выслушав помощника прокурора Вяземского района и изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ передача информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйтвенными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
В силу положений п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. N 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вяземского района Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации, в том числе деятельности по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции посредством сети Интернет. В ходе проверки Интернет-ресурса установлено, что для пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет находится в свободном доступе Интернет-сайтhttp<адрес> На данном сайте организован интернет-магазин розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции круглосуточно через сеть Интернет; осуществляется розничная продажа алкоголя дистанционным способом неограниченному кругу лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте, а также осуществить покупку алкогольной продукции дистанционным способом может любой Интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний.
Вышеуказанные сведения подтверждаются актом осмотра Интернет–сайта <адрес> от 11.12.2017г., а также фото со страницы сайта.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению, поскольку защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной, возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению; признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время суток, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (ч. ч. 2, 5 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"), и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе – несовершеннолетних.
По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания указанной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором Вяземского района требования о признании информации, распространенной на сайте <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст. 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Вяземского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет - странице: <адрес> информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: судья А.А. Якин