Решение по делу № 2а-150/2021 от 24.11.2020

Дело № 2а-150/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2021 года город Иваново

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Абраменковой А.С.,

с участием административного истца Овчинникова А.А., представителя административного истца адвоката Великова О.В., представителя административного ответчика по доверенности Шестовой П.В., представителя заинтересованного лица ФГБОУ « Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой по доверенности Шамковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчинникова А.А. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании незаконным распоряжения и обязании включить в список, установленный п.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

установил:

Овчинников А.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании незаконным распоряжения и обязании включить в список, установленный п.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Административные исковые требования обоснованы следующим.Овчинников А.А. обратился в Департамент социальной защиты населения Ивановской области с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. К заявлению были приложены необходимые документы. 24.08.2020 года в адрес истца было направлено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенное административным ответчиком, в котором ему было отказано во включении в указанный список, в связи с отсутствием оснований для включения в список до достижения возраста 18 лет, установленных ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. При этом административный ответчик не мотивирует подробно свой отказ тем, какие основания, установленные ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют у административного истца, чтобы включить его в указанный список. Административный истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав. Он воспитывался и проживал в детских домах, последним до его совершеннолетия местом проживания и воспитания был ФГБОУ МЦО «Интердом» имени Е.Д. Стасовой, который находится на территории Ивановской области. Административный истец при достижении совершеннолетия не был обеспечен жильем и не был поставлен в список, установленный п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, его право на включение в указанный список, установленное п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было нарушено распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ . На основании изложенного административный истец просит суд: признать незаконным распоряжение Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ и обязать включить его в список лиц детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установленный п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года No159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Административный истец Овчинников А.А. и его представитель адвокат Великов О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенном в иске. Дополнительно пояснили, что решение принято с нарушением Административного регламента, решение ответчиком не мотивировано, принято без изучения обстоятельств дела. Кроме того обратили внимание суда, что ими оспаривается распоряжение не в целом, а в части - вынесенное в отношении Овчинникова А.А.

Представитель административного ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Шестова П.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения (л.д. 23-35), суть которых сводится к следующему. Овчинников А.А. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его родители лишены родительских прав. В настоящее время Овчинникову А.А. более 23 лет. В соответствии с Правилами и Регламентом лица, которые достигли возраста 23 лет, могут быть включены в Список, если имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений, но не были включены в Список. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакциях, действующих до 01.01.2013) дополнительные гарантии по обеспечению жильем были предусмотрены детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения. В соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством, постановлением <адрес> от 27.04.1999 № 147 за Овчинниковым А.А. было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. По достижении совершеннолетия он имел право вселиться в указанное жиле помещение и проживать в нем. Право истца на обеспечение жилым помещением было реализовано в форме сохранения за ним жилого помещением до достижения возраста 18 лет. Вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания после достижения истцом возраста 23 лет (заключение от 15.11.2013 № 173). Право на включение в Список после 01.01.2013 у административного истца отсутствовало, т.к. по состоянию на тот период времени (01.01.2013) ему было более 23 лет, закрепленное жилое помещение до достижения истцом 18 лет непригодным для проживания не признавалось. До 01.01.2013 Овчинников А.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сирота или оставшийся без попечения родителей, в органах местного самоуправления на территории Ивановской области не состоял. По итогам рассмотрения документов Департамент принял решение об отказе во включении в Список Овчинникова А.А. (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ), мотивировав его отсутствием оснований для включения в Список, установленных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Обращает внимание, что норма, содержащаяся в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ касается лиц, уже состоящих в Списке. Таким образом, полагает, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения Ивановской области является правомерным, мотивированным, принятым в соответствии с действующим Административным регламентом.

Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения г. Иваново, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 08.12.2020, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заинтересованного лица ФГБОУ МЦО «Интердом» имени Е.Д. Стасовой, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 08.12.2020, по доверенности Шамкова О.В. в судебном заседании показала, что в период пребывания детей сирот и перед их выпуском из учреждения, в обязательном порядке проверяется наличие закреплённого жилого помещения, пригодность его для проживания, при необходимости администрация обращается с заявлением о постановке воспитанников на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Все запросы и ответы находятся в материалах личного дела воспитанника.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При этом в силу ч. 11, п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием), а также соблюдение сроков обращения в суд (ч. 11, п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Установлено, что Овчинников А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Решением Канского районного суда от 28.01.1997 его родители были лишены в отношении него родительских прав ( л.д. 52, 53-54).

Из материалов дела следует, что в период с 21.09.2000 по 24.01.2003 Овчинников А.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 37). С 16.06.2004 по настоящее время Овчинников А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 50).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости по состоянию на 10.01.2020 Овчинников А.А. жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 40).

По информации Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Овчинников А.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного на территории г. Иваново (л.д. 43).

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителейи имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения подоговору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся в Законе Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ» О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397.

В соответствии с требованиями Правил Приказом Департамента защиты населения Ивановской области от 04.07.2019 № 69 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включение их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".

Государственную услугу предоставляют территориальные органы социальной защиты населения, Департамент.

В соответствии с п. 2.6.5 Административного регламента заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представляются заявителем в территориальный орган социальной защиты населения или в МФЦ по месту жительства ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (по месту пребывания, если место жительства находится на территории Ивановской области), путем подачи специалисту, ведущему прием заявлений и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу п. 2.3. Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является решение: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в Список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в Список; о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список по новому месту жительства; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список по новому месту жительства; о прекращении предоставления государственной услуги.

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по включению в Список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( п. «б» ст. 2.8 регламента).

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги оформляется в форме распоряжения Департамента в соответствии с установленными правилами делопроизводства ( п. 3.6.6. регламента), выписка из которого направляется заявителю ( п. 3.6.8 регламента).

Установлено, что 24.10.2019 Овчинников А.А. обратился в Территориальное управление Социальной защиты населения г. Иваново с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 47-49).

На момент подачи заявления административному истцу исполнилось 30 лет.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову А.А. во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований для включения в список до достижения возраста 18 лет, установленных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было отказано (л.д. 29)

Полагая решение незаконным и необоснованным, со ссылками на п.9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, административный истец обратился в настоящим административным иском в суд.

Действительно, согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учетв качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от 21.11.2011) дополнительные гарантии по обеспечению жильем были предусмотрены детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имевшим закрепленное жилое помещение.

Постановлением Администрации Абанского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ за Овчинниковым А.А. было закреплено жилое помещение (л.д. 34).

Поскольку за Овчинниковым А.А. было закреплено жилое помещение до достижения им 18 лет, его право на обеспечение жилым помещением было реализовано.

15.11.2013 заключением Межведомственной комиссии администрации Абанского района № 173 жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д. 57-58, 59-60).

При этом непригодным для проживания закрепленное за Овчинниковым А.А. жилое помещение было признано после достижения административным истцом 23 лет.

Доводы представителя административного истца о том, что в Постановлении Администрации Абанского района № 147 от 27.04.1999 не указан адрес закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения, судом признаются необоснованными, поскольку Постановление вместе с Заключением от 15.11.2013 было предоставлено самим заявителем. Факт закрепления за ним жилого помещения по адресу: <адрес>, административным истцом не оспаривался, а формальное отсутствие указание адреса жилого помещения в Постановлении не свидетельствует о том, что за несовершеннолетним Овчинниковым А.А. было закреплено другое жилое помещение.

Кроме того судом отмечается, что в материалах личного дела Овчинникова А.А. также имеются сведения о закреплении за несовершеннолетним пригодного для проживания жилого помещения в д. <адрес>. Так, в соответствии с ответом отдела по вопросам семьи, материнства и детства администрации Абанского района Красноярского края от 24.11.2004 за Овчинниковым А.А. имеется закрепленное жилье в д. <адрес>, жилье Овчинниковых находится в удовлетворительном состоянии. В ответе на обращение от 20.03.2006 № 86 Администрация Абанского района сообщает, что жилой дом, закрепленный за Овчинниковым А.А. в д. Мачино сохраняется, в настоящее время в нем проживает Борейко З.В.

В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Установлено, что до достижения 23-летнего возраста Овчинников А.А. в установленном законом порядке в письменной форме с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы не обращался.

Таким образом поскольку с момента достижения Овчинниковым А.А. 23-летнего возраста его право на обеспечение жильем как лица из числа детей- сирот было погашено, суд приходит к выводу об отказе в иске о признании распоряжения Департамента социальной защиты населения Ивановской области незаконным.

Доводы представителя административного истца о несоответствии площади закрепленного за Овчинниковым А.А. жилого помещенияучетной норме площади жилого помещения,приходящейся на одно лицо, правового значения при установленных судом обстоятельствах в рамках рассматриваемого дела не имеют.

Доводы о нарушении административного регламента при вынесении оспариваемого распоряжения судом отвергаются, поскольку государственная услуга была оказана лицу, отнесенному к кругу заявителей с вынесением решения по итогам рассмотрения заявления, предусмотренного п. 2.3 Административного регламента.

Доводы представителя административного истца о немотивированности решения необоснованны, т.к. распоряжение Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ содержит основание для отказа включения административного истца в список и ссылку на соответствующую норму Федерального закона 159-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом Распоряжение от 20.08.2020в части, касающейся Овчинникова А.А., является законным и обоснованным, принятым на основании имеющихся в распоряжении административного ответчика документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Учитывая характер требований административного истца, а также факт обращения с иском в суд 20.11.2020 (л.д.16), суд приходит к выводу о том, что административный иск был подан с соблюдением установленных законом сроков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Овчинникова А.А. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании незаконным распоряжения и обязании включить в список, установленный п.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2021

Председательствующий судья подпись Н.А. Борисова

КОПИЯ ВЕРНА. Судья:

Секретарь:

2а-150/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Александр Александрович
Ответчики
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Другие
Великов Олег Викторович
Управление социальной защиты населения Администрации города Иванова
Интердом им. Е.Д. Стасовой
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Борисова Наталия Альбертовна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
24.11.2020Регистрация административного искового заявления
25.11.2020Передача материалов судье
25.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Производство по делу возобновлено
22.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.01.2021Судебное заседание
29.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее