Дело № 2-137/2021,
№ 88а-8917/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 20 октября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ВВО»): на ФКУ «ОСК ВВО» возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», Рекомендациями по развитию открытой плоскостной инфраструктуры игрового и физкультурного спортивного назначения на территории дошкольных образовательных организаций, утверждёнными письмом Минобрнауки России от 13 мая 2014 года № 09-895 и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в развитие которой Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Предложения по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, которые утверждены письмом от 14 декабря 2010 года № 42053-ИБ/14 из расчёта количества детей до 3-х лет – 18 детей, от 3-х до 7 лет – 119 детей, проходящих обучение в 6-ти группах, установив на каждой игровой и физкультурной площадке для детей преддошкольного возраста (от 1 до 3 лет): песочницы открытые и с крышами, домики, горки, пирамиды, шведские стенки, бумы, городки с пластиковыми спусками, переходами, физкультурными элементами, качели, балансиры, качалки на пружинах, карусели, по 1 единице каждого наименования, а также установив на каждой игровой и физкультурной площадке для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) следующее оборудование: пирамиды, шведские стенки, бумы, городки с пластиковыми спусками, переходами, физкультурными элементами, гимнастические стенки, физкультурные элементы, низкие турники, мишени для бросания мяча, кольцебросы, баскетбольные щиты, миниворота, по 1 единице каждого наименования.
6 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ «ОСК ВВО», поданная 19 августа 2021 года через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2021 года поступившая кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для её рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее – Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружёенных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения).
Аналогично, пункт 1, подпункт «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление от 29 декабря 2008 года № 1053) определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Минобороны России является учредителем Государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 119» войсковой части 77983 (далее – ГДОУ «Детский сад № 119», дошкольное образовательное учреждение), расположенный по улице Добровольского дом № 9-а в селе Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
Имущество ГДОУ «Детский сад № 119» находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления; развитие и обновление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения обеспечиваются учредителем, функции и полномочия учредителя осуществляются ФКУ «ОСК ВВО» (пункты 1.4, 7.1, 7.2 Устава ГДОУ «Детский сад № 119»).
Бюджетные полномочия в отношении дошкольного образовательного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Минобороны России, при этом распорядителем бюджетных средств является ФКУ «ОСК ВВО».
В ходе проверки, проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре установлено, что на игровых площадках ГДОУ «Детский сад № 119» отсутствует необходимое для соответствующих возрастных групп воспитанников оборудование, а имеющиеся на игровых площадках карусели, лестницы-стремянки, гимнастические стенки имеют следы ржавчины, надлежащим образом не закреплены, их выступающие элементы имеют острые концы и кромки, болтовые соединения не защищены, что создаёт угрозу жизни и здоровью детей.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Постановления от 29 декабря 2008 года № 1053, Положения, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст, СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 573/пр, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, установив, что игровые и физкультурные площадки ГДОУ «Детский сад № 119» надлежащим образом не оборудованы и их состояние создаёт угрозу причинения вреда здоровью воспитанникам детского сада, пришёл к выводу о необходимости возложения на ФКУ «ОСК ВВО» обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку игрового и спортивного оборудования, соответствующего установленным требованиям, на территории дошкольного образовательного учреждения, а именно: на каждой игровой и физкультурной площадке для детей преддошкольного возраста (от 1 до 3 лет) – песочницы открытые и с крышами, домики, горки, пирамиды, шведские стенки, бумы, городки с пластиковыми спусками, переходами, физкультурными элементами, качели, балансиры, качалки на пружинах, карусели, по одной единице каждого наименования; для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – пирамиды, шведские стенки, бумы, городки с пластиковыми спусками, переходами, физкультурными элементами, гимнастические стенки, физкультурные элементы, низкие турники, мишени для бросания мяча, кольцебросы, баскетбольные щиты, миниворота, по одной единице каждого наименования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ФКУ «ОСК ВВО» как распорядитель бюджетных средств, осуществляющее функции и полномочия учредителя ГДОУ «Детский сад № 119», обязано принимать меры к развитию и обновлению материально-технической базы и оборудования дошкольного образовательного учреждения, наличие и состояние которого должно отвечать требованиям безопасности.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казённое учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
Следовательно, возложение судами на ФКУ «ОСК ВВО», как на распорядителя бюджетных средств, осуществляющего также полномочия и функции учредителя ГДОУ «Детский сад № 119», обязанности по оборудованию игровых и физкультурных площадок дошкольного образовательного учреждения, судебная коллегия суда кассационной инстанции признаёт верным.
То обстоятельство, что в резолютивной части решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 марта 2021 года непосредственно не указано дошкольное образовательное учреждение, в котором административный ответчик должен произвести установку игрового и спортивного оборудования, является опечаткой, допущенной при изготовлении судебного решения, которая подлежит исправлению в порядке статьи 184 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что понуждение ФКУ «ОСК ВВО» к установке указанного оборудования является ограничением прав распорядителя средств федерального бюджета, вмешательством в его административно-хозяйственную деятельность; что отсутствие игрового и спортивного оборудования на территории ГДОУ «Детский сад № 119» прав и законных интересов неопределённого круга лиц не нарушает; что приведённые судами нормативные правовые акты носят рекомендательный характер; что заявки на укомплектование дошкольного образовательного учреждения необходимым оборудованием в ФКУ «ОСК ВВО» из войсковой части 77983 не подавались и необходимых лимитов бюджетного финансирования под эти цели не выделено, – не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанции, по существу эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, по мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи