Судья Максименко О.В. УИД 38RS0026-01-2023-000263-04
Судья-докладчик Черемных Н.К. № 33-3124/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 апреля 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Герман М.А.,
судей Васильевой И.Л. и Черемных Н.К.,
при секретаре Ильине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят по иску прокурора Усть-Удинского района в интересах Малышевского муниципального образования к главе администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района Салтыковой Н.В. , Волковой Н.А. , Горенинских И.Ю., Гадельшину Д.Н., Гадельшиной М.А. , Щербининой Т.М. о признании незаконными распоряжений, взыскании неосновательного обогащения
по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, Пьянковой М.М.
на решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Усть-Удинского района обратился в суд в интересах Малышевского муниципального образования с иском к администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района, с учетом уточнений, просил признать незаконными распоряжения главы администрации Малышевского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии», от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии»; взыскать в бюджет Малышевского муниципального образования неосновательное обогащение с Волковой Н.А. в размере 89 673 руб., с Горенинских И.Ю. – 89 673 руб., с Гадельшина Д.Н. – 29 891 руб., с Гадельшной М.А. – 29 891 руб., с Щербининой Т.М. – 20 554 руб.
В обоснование исковых требований указано, что Дата изъята в прокуратуру Усть-Удинского района из финансового управления администрации районного муниципального образования «Усть-Удинский район» поступил акт камеральной проверки деятельности администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области. С учётом сведений, отраженных в акте камеральной проверки, прокуратурой Усть-Удинского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной службе в администрации Малышевского муниципального образования, в результате которой установлено, что Волкова Н.А., Горенинских И.Ю. состоят в трудовых отношениях с администрацией Малышевского муниципального образования, замещая должности муниципальной службы (Волкова Н.А. - должность (данные изъяты), Горенинских И.Ю. – должность (данные изъяты)). Дата изъята главой администрации Малышевского муниципального образования Салтыковой Н.В. было издано распоряжение Номер изъят-лс «О премии», на основании которого было произведено начисление премии в размере 52 309 руб. каждому муниципальному служащему. Волковой Н.А., Горенинских И.Ю. была выплачена премия в размере 46 508,83 руб. Дата изъята главой администрации Малышевского муниципального образования Салтыковой Н.В. было издано распоряжение Номер изъят-лс «О премии», в соответствии с которым начислена премия за четвертый квартал 2022 года в размере 2,5 должностных окладов Горенинских И.Ю., Волковой Н.А.; в размере 2,0 должностных окладов (данные изъяты) Гадельшину Д.Н., (данные изъяты) Гаделыпиной М.А., (данные изъяты) Щербининой Т.М. Указанные распоряжения являются незаконными, поскольку выплата премии муниципальным служащим Малышевского муниципального образования в ноябре, декабре 2022 года повлекла возникновение кредиторской задолженности у бюджета поселения по состоянию на Дата изъята в сумме 889,6 тыс. руб., перерасход бюджетных средств. В условиях высокой дотационности бюджета Малышевского муниципального образования наличие кредиторской задолженности повлекло нарушение прав Малышевского муниципального образования, неопределённого круга лиц, проживающих на территории Малышевского муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Определением суда от 06.10.2023 произведена замена ответчика администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района на главу администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района Салтыкову Н.В.
Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора Усть-Удинского района удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение главы администрации Малышевского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии». В удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения главы администрации Малышевского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии», взыскании неосновательного обогащения отказано.
В апелляционном представлении прокурор Пьянкова М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Указывает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии» является незаконным. Судом не дана оценка законности указанного распоряжения на предмет наличия либо отсутствия экономии фонда оплаты труда как основания выплаты премии, что прямо предусмотрено Положением об оплате труда муниципальных служащих Малышевского муниципального образования. Судом дана противоречивая оценка одним и тем же обстоятельствам, поскольку распоряжение от Дата изъята Номер изъят-лс как и распоряжение от Дата изъята Номер изъят-лс также не соответствует требованиям п. 39 Положения об оплате труда муниципальных служащих. Судом не дана оценка соблюдению ответчиком п. 38 Положения, не приведены доводы, на основании которых пришел к выводу о том, что по состоянию на Дата изъята в Малышевском муниципальном образовании имелась экономия фонда оплаты труда, и, если имелась, в каком размере. Судом не дана оценка показаниям свидетелей Т. , К. , согласно которым в Малышевском муниципальном образовании отсутствовала экономия фонда оплаты труда.
Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., объяснения прокурора Милько А.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, ответчика главы администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского района Салтыковой Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ премия является частью заработной платы. При этом премирование - это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 191 ТК РФ.
Установлено, что на основании распоряжения главы администрации Малышевского сельского поселения от Дата изъята Номер изъят и трудового договора Номер изъят от Дата изъята Горенинских И.Ю. принята на муниципальную службу в администрацию Малышевского сельского поселения на должность (данные изъяты).
Волкова Н.А. на основании приказа (распоряжения) главы администрации Малышевского сельского поселения Номер изъят от Дата изъята и трудового договора от Дата изъята принята на муниципальную службу в администрацию Малышевского сельского поселения на должность (данные изъяты). Приказом главы администрации Малышевского муниципального образования Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-к Волкова Н.А. уволена с Дата изъята .
Гадельшин Д.Н. на основании распоряжения главы администрации Малышевского сельского поселения Номер изъят от Дата изъята и трудового договора Номер изъят от Дата изъята принят на муниципальную службу в администрацию Малышевского сельского поселения на должность (данные изъяты) с Дата изъята . В соответствии с дополнительным соглашением Номер изъят от Дата изъята п. 1.1 трудового договора изложен в редакции «работник принимается на работу (данные изъяты)».
Гадельшина М.А. на основании распоряжения главы администрации Малышевского сельского поселения Номер изъят от Дата изъята и трудового договора Номер изъят от Дата изъята принята на муниципальную службу в администрацию Малышевского сельского поселения на должность (данные изъяты) с Дата изъята . Дополнительным соглашением Номер изъят от Дата изъята внесены изменения в трудовой договор в ч. 1 п. 1.1 слова «(данные изъяты)» заменены на «(данные изъяты)».
Щербинина Т.М. на основании приказа (распоряжение) Номер изъят от Дата изъята и трудового договора от Дата изъята Номер изъят принята на муниципальную службу в администрацию Малышевского сельского поселения на должность (данные изъяты) с Дата изъята .
Распоряжением главы администрации Малышевского сельского поселения Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят утверждено штатное расписание работников администрации Малышевского сельского поселения с Дата изъята в количестве 14 человек с годовым фондом заработной платы в сумме 4 709 519 тыс. руб.
Распоряжением Номер изъят от Дата изъята внесены изменения и дополнения в распоряжение от Дата изъята Номер изъят (с изм. от Дата изъята Номер изъят), в соответствии с которыми с Дата изъята годовой фонд заработной платы увеличен до 6 081 904 руб.
Распоряжением Номер изъят от Дата изъята на основании постановления Номер изъят от Дата изъята «О внесении изменений и дополнений в Положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации Малышевского сельского поселения, и вспомогательного персонала» внесены изменения и дополнения в штатное расписание работников администрации Малышевского сельского поселения с Дата изъята , годовой фонд заработной платы увеличен до 6 321 187 руб.
Дата изъята , Дата изъята администрация Малышевского сельского поселения обращалась в адрес финансового отдела администрации Усть-Удинского района с уведомлениями о недостаточности денежных средств на выплату заработной платы с начислениями на нее.
Распоряжением главы администрации Малышовского муниципального образования Салтыковой Н.В. Номер изъят-лс от 25.11.2022 бухгалтерии администрации поручено произвести перерасчет премии за 3 квартал текущего года согласно штатному расписанию следующим муниципальным служащим: (данные изъяты) Горенинских И.Ю.; (данные изъяты) Волковой Н.А. Размер подлежащей выплате премии в оспариваемом распоряжении не указан, основания выплаты премии не приведены.
Распоряжением главы администрации Малышовского муниципального образования Салтыковой Н.В. Номер изъят-лс от Дата изъята «О премии» бухгалтерии администрации поручено начислить премию за 4 квартал текущего года согласно штатному расписанию следующим муниципальным служащим: в размере 2,5 окладов (данные изъяты) Горенинских И.Ю., (данные изъяты) Волковой Н.А; в размере 2,0 окладов (данные изъяты) Гадельшину Д.Н., (данные изъяты) Гадельшиной М.А.; в размере 1,5 должностных окладов (данные изъяты) Щербининой Т.М.
Рассматривая исковые требования о признании незаконным распоряжения главы администрации Малышовского муниципального образования Салтыковой Н.В. Номер изъят-лс от Дата изъята , суд первой инстанции исходил из того, что в указанном распоряжении не указаны размер премии, подлежащей выплате муниципальным служащим Горенинских И.Ю. и Волковой Н.А., основания премирования муниципальных служащих, в распоряжении речь идет о перерасчете премии за 3 квартал текущего года, тогда как премия является формой материального поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, которая ранее муниципальным служащим уже была выплачена в фиксированном размере, и не зависит от повышения должностного оклада, и пришел к выводу об удовлетворении требования прокурора Усть-Удинского района о признании незаконным распоряжения главы Малышевского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии».
Разрешая исковые требования в части признания незаконным распоряжения главы администрации Малышевского муниципального образования Номер изъят-лс от Дата изъята «О премии» и отказывая в удовлетворении их, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств нецелевого расходования администрацией Малышевского муниципального образования денежных средств из фонда оплаты труда в материалы дела не представлено, премия муниципальным служащим Малышевского муниципального образования за 4 квартал 2022 года выплачена за счет и в пределах средств фонда оплаты труда, размер премии включен в штатное расписание Малышевского муниципального образования, не превышает установленный норматив, недостаток денежных средств на выплату заработной платы на конец отчетного периода не может являться основанием для лишения работников, добросовестно выполняющих должностные обязанности, права на получение предусмотренной стимулирующей премии.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 1102, ст. 1109 ГК РФ, учитывая, что в действиях муниципальных служащих Волковой Н.А., Горенинских И.Ю., Гадельшина Д.Н., Гадельшиной М.А., Щербининой Т.М. недобросовестности не установлено, доказательств в подтверждение их недобросовестности истцом не представлено, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения с Волковой Н.А., Горенинских И.Ю., Гадельшина Д.Н., Гадельшиной М.А., Щербининой Т.М.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным распоряжения главы Малышевского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии», а также с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения с Волковой Н.А., Горенинских И.Ю., Гадельшина Д.Н., Гадельшиной М.А., Щербининой Т.М. Выводы суда в данной части основаны на правильном применении материального и процессуального права, решение суда в данной части не обжалуется.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования прокурора Усть-Удинского района о признании незаконным распоряжения главы администрации Малышевского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии».
В соответствии с п. 7 главы 2 Положения об оплате труда муниципальных служащих Малышевского муниципального образования, утвержденного решением Думы Малышевского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят (далее – Положение, л.д. 58-63 т.1), оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Иркутской области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также следующих дополнительных выплат: 1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин в соответствии с присвоенным классным чином муниципальной службы; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 6) ежемесячного денежного поощрения; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
В соответствии с п. 36 раздела 6 Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий является формой материального стимулирования муниципальных служащих к эффективному и добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Премирование муниципального служащего за выполнение особо важных и сложных заданий производится за счет и в пределах средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (п. 37 раздела 6 Положения).
Премия может выплачиваться за месяц, квартал, год или единовременно при наличии экономии фонда оплаты труда муниципальных служащих (п. 38 раздела 6 Положения).
Размер премии устанавливается в абсолютном размере (рублях) или в процентах к должностному окладу (п. 39 раздела 6 Положения).
Пунктом 40 раздела 6 Положения предусмотрено, что при определении размера премии учитываются следующие критерии: 1) успешное выполнение заданий, связанных со срочной разработкой муниципальных нормативных и иных правовых актов, с участием в организации и проведении мероприятий, а также других заданий, обеспечивающих выполнение функций органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципального образования с обязательным соблюдением качества их исполнения, проявленную при этом инициативу и творческий подход, оперативность и профессионализм; 2) объем, сложность и важность выполненного задания; 3)проявление инициативы в подготовке и выработке комплекса мероприятий по выполнению особо важных и сложных заданий; 4) выполнение особо важных, сложных работ, разработку программ, методик и других документов, имеющих особую сложность и важное значение для улучшения социально-экономического положения в Малышевском муниципальном образовании, определенной сфере деятельности; 5) личный вклад муниципального служащего в выполнение особо важных и сложных заданий при осуществлении функций и задач органов местного самоуправления Малышевского муниципального образования; 6) участие муниципального служащего в мероприятиях федерального, регионального, межмуниципального, районного, поселенческого значения.
Решение о премировании муниципального служащего за выполнение особо важных и сложных заданий, размере премии и периоде, за который премируется муниципальный служащий, принимается главой администрации Малышевского сельского поселения на основании представления непосредственного руководителя муниципального служащего, в котором указываются основания для премирования (п. 41 раздела 6 Положения).
Пунктом 42 раздела 6 Положения предусмотрено, что премия не выплачивается в следующих случаях: 1) отсутствия экономии средств фонда оплаты труда; 2) наличия у муниципального служащего неснятого в установленном законодательстве порядке дисциплинарного взыскания и (или) фактов нарушения муниципальным служащим правил внутреннего трудового распорядка, исполнительской дисциплины.
Вышеуказанным Положением предусмотрено, что возможность премирования муниципальных служащих зависит от наличия экономии средств фонда оплаты труда. Отсутствие экономии средств фонда оплаты труда является основанием для невыплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Следовательно, установление наличия (отсутствия) экономии средств фонда оплаты труда в 2022 году являлось юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом первой инстанции при разрешении требований о законности нормативного акта о начислении премии.
По информации, представленной финансовым управлением администрации Усть-Удинского района в органы прокуратуры от Дата изъята , в отчетах по форме 14 МО «Отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления» в Малышевском сельском поселении по разделу 0104 «Центральный аппарат» («Заработная плата лиц, замещающих должности муниципальной службы») утвержденный (предусмотренный) фонд оплаты труда (план) на 2022 года составил 5 127,0 тыс. руб., а фактические начисления по заработной плате за 2022 год составили 5 618,0 тыс. руб. Перерасход ФОТ в Малышевском сельском поселении за 2022 год составил 491,0 тыс. руб. Экономия фонда оплаты труда отсутствует (л.д. (данные изъяты)).
Аналогичные сведения о размере лимитов, предусмотренных на оплату труда, и фактически начисленным фондом оплаты труда указаны главой администрации Малышевского сельского поселения Салтыковой Н.В. в возражениях на исковое заявление (л.д. (данные изъяты)).
По состоянию на Дата изъята кредиторская задолженность Малышевского сельского поселения составляла 899,0 тыс. руб., в том числе задолженность по заработной плате 401,1 тыс. руб., подоходный налог 126,4 тыс.руб., отчисления во внебюджетные фонды 266,3 тыс. руб.
Наличие задолженности по заработной плате в составе кредиторской задолженности на Дата изъята свидетельствует об отсутствии у сельского поселения экономии фонда оплаты труда в 2022 году, а соответственно и оснований для выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Согласно объяснениям ответчиков Горянинских И.Ю., Салтыковой Н.В. в судебном заседании Дата изъята кредиторская задолженность на Дата изъята возникла, в том числе в связи с невыплатой заработной платы техническим работникам администрации, которые отказались от выплаты аванса за декабрь 2022 года, за счет данных средств выплачена премия муниципальным служащим (л.д. (данные изъяты)).
Допрошенные в качестве свидетелей (данные изъяты) Т. , К. подтвердили факт отсутствия экономии фонда оплаты труда в 2022 году, нарушение муниципальным образованием положений п.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, при отсутствии экономии фонда оплаты труда по итогам 2022 года оснований для издания ответчиком распоряжения о премировании не имелось.
Кроме того, заслуживают внимание и доводы апелляционного представления о несоответствии оспариваемого распоряжения требованиям п. 39 Положения раздела 6 Положения, согласно которому размер премии устанавливается в абсолютном размере (рублях) или в процентах к должностному окладу. Оспариваемое распоряжение данным требованиям не соответствует.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года по данному гражданскому делу отменить в части отказа в удовлетворении требования прокурора Усть-Удинского района о признании незаконным распоряжения главы администрации Малышевского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии».
Принять по делу в данной части новое решение.
Признать незаконным распоряжение главы администрации Малышевского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области Салтыковой Н.В. от Дата изъята Номер изъят-лс «О премии».
В остальной части решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 20 октября 2023 года оставить без изменения.
Судья – председательствующий |
М.А. Герман |
Судьи |
|
И.Л. Васильева Н.К. Черемных |
|
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.04.2024.