Решение по делу № 33-3705/2022 от 18.08.2022

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-3705/2022

Судья Сядарова Н.И. Дело №2-А-166/2022

УИД 21RS0009-02-2022-000187-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2022 года                                       г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Степановой З.А., Спиридонова А.Е.,

с участием прокурора Яковлева А.Г.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги, поступившее по апелляционному представлению заместителя прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалова А.В. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года,

установила:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с учетом уточнения с иском к Администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 332 метра с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение требований ГОСТа Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 332 метров имеются дефекты в виде просадок. В соответствии с пп. "з" ч. 2 п. 6 раздела 4 Классификации, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N4, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр. В силу ст. 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из основных задач по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 8, ч.4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.20.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Яндобинского сельского поселения, организация дорожного движения, в также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» указывает, что неисполнение ответчиком обязанности по содержанию и ремонту данной дороги, ненадлежащее состояние дороги на всем ее протяжении (в том числе, на наличие сверхнормативной колейности и ямочности) нарушает транспортную доступность населения к объектам образования, здравоохранения и торговли, исключает возможность проезда в данные населенные пункты транспорта экстренных служб, нарушает безопасность использования дороги неопределенным кругом лиц, что в свою очередь влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

Прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П., участвуя в заседании суда 22 июня 2022 года, не признал исковые требования, суду показал, что дефекты грунтовой дороги на спорном участке устранены в конце мая 2022 года путем выравнивания дороги бульдозером. На будущий год в бюджет сельского поселения будет включен вопрос о выделении денежных средств на покрытие щебнем указанной грунтовой дороги.

Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года в удовлетворении иска прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги <адрес> отказано.

Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалов А.В. принес апелляционное представление на предмет его отмены ввиду незаконности и необоснованности. В обоснование протеста указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, ответчиком доказательства об устранении нарушений дефектов проезжей части на заявленном участке дороги суду не представлялись и не исследовались.

В возражениях на апелляционное представление прокурора глава администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П. указывает на устранение дефектов дороги.

Прокурор Яковлев А.Г. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления в полном объеме.

Представитель администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П. просил в удовлетворении апелляционного представления прокурора отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию судом первой инстанции в пределах доводов апелляционного представления по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что вынесенное по делу решение не отвечает указанным требованиям закона.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральными законами от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 8.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, пришел к выводу о том, что администрация Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики приняла меры для поддержания в надлежащем состоянии грунтовой дороги местного значения-<адрес>), протяженностью 332 метров, согласно абз. "з" подп. 2 п. 12 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N402, поверхность улицы общего пользования выровнена, глубоких колей размером 6-8 см не имеется и отказал в удовлетворении иска прокурора.

Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может исходя из следующего.

В силу ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с п.п. 5 ст. 6 Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 8 декабря 2011 года №38, протокол №8, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пунктов Яндобинского сельского поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Яндобинского сельского поселения, организация дорожного движения, в также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства безопасности дорожного движения на территории Аликовского района Чувашской Республики.

В ходе проверки выявлены нарушения, указанные прокурором в исковом заявлении, а именно: на <адрес> протяженностью 332 метров дорога не имеет щебеночно-гравийного покрытия ввиду чего находится в ненадлежащем состоянии, отсутствует единый уровень, имеются многочисленные ямы и колеи, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля". Установленные в ходе проверки обстоятельства подтверждаются актами от 2 сентября 2021 года, 13 мая 2022 года и приложенными к ним фототаблицами.

Дорога на улице <адрес>), протяженностью 332 метров являются грунтовой естественной дорогой общего пользования местного значения, находится на территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Мероприятия, направленные на устранение нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения должны быть исполнены администрацией Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Исходя из содержания иска, прокурор требования обосновывал исключительно необходимостью привести состояние спорного участка муниципальной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, который устанавливает параметры и характеристики эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационные показатели) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, предельные сроки устранения дефектов с целью обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды. При этом ссылался на: пункт 4.2, согласно которому в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям ГОСТ Р 50597-2017 владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ РФ именно суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Между тем, как следует оспариваемого решения суда, доводам сторон и представленным в дело доказательствам, судом первой инстанции надлежащей оценки не дана.

Нельзя согласиться со ссылкой суда первой инстанции, что ответчик администрация Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики приняла меры для поддержания в надлежащем состоянии грунтовой дороги на спорном участке, поскольку данное обстоятельство материалами дела не подтверждается.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, указанная норма конкретизирует положения ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, в связи с чем факт

устранения указанных в иске нарушений администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики должен быть доказан самим ответчиком.

Тогда как согласно материалам дела, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств устранения указанных в иске нарушений, а также доказательства того, какие меры принимались администрацией по приведению в ненадлежащее состояние дороги на спорном участке, ответчиком как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции не представлено. Не представлено и доказательств тому, что спорный участок указанной дороги соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

При этом судебная коллегия отмечает, что представленное в адрес суда письмо главы с приложенными фотографиями не является надлежащим доказательством устранения ответчиком дефектов дороги на заявленном участке, в данном письме лишь отражена позиция ответчика по заявленному требованию, факт выполнения каких-либо работ на спорном участке дороги документально не подтвержден, из фотографий не представляется возможным определить фактическое состояние дороги.

С учетом того, что со стороны администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики имеются нарушения требований федерального законодательства, а также Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 8 декабря 2011 года №38, протокол №8, об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по надлежащему содержанию дороги на спорном участке и обеспечению безопасности дорожного движения, оснований для отказа в удовлетворения иска прокурора не имелось.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить дефекты проезжей части на спорном участке автомобильной дороги <адрес> с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых администрацией не в полной мере устранены выявленные нарушения закона, с учетом требований ст. 206 ГПК РФ, а также требований разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики указанной обязанности и устранению нарушений в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года отменить и принять новое решение.

Иск прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги <адрес> удовлетворить.

Возложить на администрацию Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики обязанность устранить дефекты проезжей части в виде просадок на участке автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 332 метра с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи З.А. Степанова

А.Е. Спиридонов

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-3705/2022

Судья Сядарова Н.И. Дело №2-А-166/2022

УИД 21RS0009-02-2022-000187-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2022 года                                       г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Степановой З.А., Спиридонова А.Е.,

с участием прокурора Яковлева А.Г.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги, поступившее по апелляционному представлению заместителя прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалова А.В. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года,

установила:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с учетом уточнения с иском к Администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 332 метра с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение требований ГОСТа Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 332 метров имеются дефекты в виде просадок. В соответствии с пп. "з" ч. 2 п. 6 раздела 4 Классификации, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N4, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр. В силу ст. 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из основных задач по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 ч.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 8, ч.4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.20.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Яндобинского сельского поселения, организация дорожного движения, в также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» указывает, что неисполнение ответчиком обязанности по содержанию и ремонту данной дороги, ненадлежащее состояние дороги на всем ее протяжении (в том числе, на наличие сверхнормативной колейности и ямочности) нарушает транспортную доступность населения к объектам образования, здравоохранения и торговли, исключает возможность проезда в данные населенные пункты транспорта экстренных служб, нарушает безопасность использования дороги неопределенным кругом лиц, что в свою очередь влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

Прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П., участвуя в заседании суда 22 июня 2022 года, не признал исковые требования, суду показал, что дефекты грунтовой дороги на спорном участке устранены в конце мая 2022 года путем выравнивания дороги бульдозером. На будущий год в бюджет сельского поселения будет включен вопрос о выделении денежных средств на покрытие щебнем указанной грунтовой дороги.

Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года в удовлетворении иска прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги <адрес> отказано.

Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалов А.В. принес апелляционное представление на предмет его отмены ввиду незаконности и необоснованности. В обоснование протеста указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, ответчиком доказательства об устранении нарушений дефектов проезжей части на заявленном участке дороги суду не представлялись и не исследовались.

В возражениях на апелляционное представление прокурора глава администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П. указывает на устранение дефектов дороги.

Прокурор Яковлев А.Г. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления в полном объеме.

Представитель администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики Мукин Л.П. просил в удовлетворении апелляционного представления прокурора отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию судом первой инстанции в пределах доводов апелляционного представления по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что вынесенное по делу решение не отвечает указанным требованиям закона.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральными законами от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 8.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, пришел к выводу о том, что администрация Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики приняла меры для поддержания в надлежащем состоянии грунтовой дороги местного значения-<адрес>), протяженностью 332 метров, согласно абз. "з" подп. 2 п. 12 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N402, поверхность улицы общего пользования выровнена, глубоких колей размером 6-8 см не имеется и отказал в удовлетворении иска прокурора.

Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может исходя из следующего.

В силу ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с п.п. 5 ст. 6 Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 8 декабря 2011 года №38, протокол №8, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пунктов Яндобинского сельского поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Яндобинского сельского поселения, организация дорожного движения, в также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства безопасности дорожного движения на территории Аликовского района Чувашской Республики.

В ходе проверки выявлены нарушения, указанные прокурором в исковом заявлении, а именно: на <адрес> протяженностью 332 метров дорога не имеет щебеночно-гравийного покрытия ввиду чего находится в ненадлежащем состоянии, отсутствует единый уровень, имеются многочисленные ямы и колеи, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля". Установленные в ходе проверки обстоятельства подтверждаются актами от 2 сентября 2021 года, 13 мая 2022 года и приложенными к ним фототаблицами.

Дорога на улице <адрес>), протяженностью 332 метров являются грунтовой естественной дорогой общего пользования местного значения, находится на территории Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Мероприятия, направленные на устранение нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения должны быть исполнены администрацией Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Исходя из содержания иска, прокурор требования обосновывал исключительно необходимостью привести состояние спорного участка муниципальной дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, который устанавливает параметры и характеристики эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационные показатели) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, предельные сроки устранения дефектов с целью обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды. При этом ссылался на: пункт 4.2, согласно которому в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям ГОСТ Р 50597-2017 владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ РФ именно суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Между тем, как следует оспариваемого решения суда, доводам сторон и представленным в дело доказательствам, судом первой инстанции надлежащей оценки не дана.

Нельзя согласиться со ссылкой суда первой инстанции, что ответчик администрация Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики приняла меры для поддержания в надлежащем состоянии грунтовой дороги на спорном участке, поскольку данное обстоятельство материалами дела не подтверждается.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, указанная норма конкретизирует положения ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, в связи с чем факт

устранения указанных в иске нарушений администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики должен быть доказан самим ответчиком.

Тогда как согласно материалам дела, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств устранения указанных в иске нарушений, а также доказательства того, какие меры принимались администрацией по приведению в ненадлежащее состояние дороги на спорном участке, ответчиком как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции не представлено. Не представлено и доказательств тому, что спорный участок указанной дороги соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

При этом судебная коллегия отмечает, что представленное в адрес суда письмо главы с приложенными фотографиями не является надлежащим доказательством устранения ответчиком дефектов дороги на заявленном участке, в данном письме лишь отражена позиция ответчика по заявленному требованию, факт выполнения каких-либо работ на спорном участке дороги документально не подтвержден, из фотографий не представляется возможным определить фактическое состояние дороги.

С учетом того, что со стороны администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики имеются нарушения требований федерального законодательства, а также Устава Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 8 декабря 2011 года №38, протокол №8, об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по надлежащему содержанию дороги на спорном участке и обеспечению безопасности дорожного движения, оснований для отказа в удовлетворения иска прокурора не имелось.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить дефекты проезжей части на спорном участке автомобильной дороги <адрес> с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых администрацией не в полной мере устранены выявленные нарушения закона, с учетом требований ст. 206 ГПК РФ, а также требований разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики указанной обязанности и устранению нарушений в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 27 июня 2022 года отменить и принять новое решение.

Иск прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранить дефекты проезжей части на участке автомобильной дороги <адрес> удовлетворить.

Возложить на администрацию Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики обязанность устранить дефекты проезжей части в виде просадок на участке автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 332 метра с приведением ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи З.А. Степанова

А.Е. Спиридонов

33-3705/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Аликовского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Яндобинского сельского послеления Аликовского района Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Степанова Зоя Анатольевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
28.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Передано в экспедицию
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее