Решение по делу № 66а-833/2020 от 22.09.2020

УИД № 25OS0000-01-2019-000258-34

                                                                                                 Дело № 66а-833/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск                                                                10 ноября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Красиковой О.Е.

    судей                               Захарова Е.И., Ненашевой Е.Н.,

    при секретаре                  Крикуновой Е.О.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-192/2020 по административному исковому заявлению Бирюковой Е.С. к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, министерству строительства Приморского края о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110)

    по апелляционной жалобе представителя административного истца Бирюковой Е.С. - Загуменной Р.П. на решение Приморского краевого суда от 15 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

    Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П. полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Бирюкова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, министерству строительства Приморского края, в котором, с учетом уточнений, просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года № 497 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> территориальной зоны Ж-3, установив в отношении указанного земельного участка территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

В обоснование административных исковых требований указала, что является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1200 квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 квадратных метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>

Генеральным планом Артемовского городского округа указанный земельный участок отнесен к зоне индивидуальной жилой застройки.

Администрацией Артемовского городского округа 31 мая 2019 года административному истцу в ответ на уведомление о реконструкции дома указано о несоответствии обозначенных в уведомлении о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома установленным параметрам допустимости размещения объекта, поскольку дом расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, не допускающей в ней размещение индивидуального жилого дома.

Полагает, что отнесение названного земельного участка к подвиду территориальной зоны Ж-3 противоречит Генеральному плану Артемовского городского округа и нарушает права истца на использование земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.

Решением Приморского краевого суда от 15 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Бирюковой Е.С. - Загуменная Р.П. со ссылкой на неправильное толкование судом норм материального права, просит об отмене постановленного судебного акта и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что запрет на проведение реконструкции собственного дома ограничивает право истца на свободное использование собственного имущества, учитывая, что и жилой дом, и земельный участок, на котором он расположен, являются ранее учтенными объектами, а сам участок в соответствии с Генеральным планом находится в зоне жилой застройки.

Административным ответчиком - министерством строительства Приморского края, а также участвующим в деле прокурором прокуратуры Приморского края относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения, в которых они, выражая мнение о законности и обоснованности судебного акта, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при указанной явке.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного судебного решения по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2009 года № 237, официально опубликованным в первоначальном виде в печатном издании: «Выбор», № 133 (11319), 6 ноября 2009 года, был утвержден Генеральный план Артемовского городского округа.

28 апреля 2011 года решением Думы Артемовского городского округа № 497 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, вступившие в силу со дня их официального опубликования в печатном издании – «Выбор», № 34 (11485), 04.05.2011. Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Артемовского городского округа.

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края», к полномочиям Правительства Приморского края или уполномоченных ею органов исполнительной власти Приморского края отнесены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению Генерального плана городского округа, в том числе по внесению изменений в такой план (за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний); по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки городского округа, а также по внесению в них изменений (за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний).

Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01 октября 2019 года, а также 02 октября 2019 года в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск от № 78 (1708), утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа.

В настоящее время Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа действуют в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 24 марта 2020 года № 31-ра «О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 марта 2020 года, а также 31 марта 2020 года в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 24 (1758).

Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, а также нормативные правовые акты, их изменяющие, приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и обнародования, а также установленных требований к форме нормативных правовых актов. По указанным основаниям решение не обжалуется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600-1200 квадратных метров, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в общей долевой собственности Бирюковой Е.С., Бирюкова А.Г., Бирюкова С.А., Бирюкова А.А., Зиновьевой Л.А., Сосиной Н.А. (ранее Бирюковой) по 1/6 доле в праве у каждого.

В границах данного земельного участка находится жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, правообладателями которого также являются указанные лица (по 1/6 доле в праве у каждого).

Согласно схеме с отображением функциональных зон, входящих в состав карт изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 07 июля 2017 года № 277-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена функциональная жилая зона.

Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края административным истцом не оспаривается.

В первоначальной редакции Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, территория в месте расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

В редакции Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края, утвержденной распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 25 сентября 2019 года № 110 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края», в границах спорного земельного участка установлена территориальная зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) (Ж -3).

Частью 3 статьи 9, пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отображающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Материалами дела подтверждается вывод суда о соответствии установленной оспариваемыми Правилами землепользования и застройки территориальной зоны (Ж-3), в границах которой в настоящее время располагается спорный земельный участок, жилой функциональной зоне, установленной Генеральным планом Артемовского городского округа, что опровергает довод административного иска о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, в частности - положениям статьей 1, 9, 31, 34, 35 ГрК РФ.

Исходя из установленного частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ принципа первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, установление в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> территориальной зоны Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный)) требованиям градостроительного законодательства не противоречит.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации, в частности ст. 34, 35, не содержит положений, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в документах территориального планирования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории. Кроме того, согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что территориальная зона установлена без учета существующего фактического землепользования, подлежит отклонению.

Вывод суда о том, что положения Правил землепользования и застройки в оспариваемой части нарушают права собственника имущества, также нельзя признать обоснованным.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

При этом согласно части 2 указанной нормы собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законы интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство (реконструкцию) находящихся в собственности объектов необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на таком участке.

Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В этой связи являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что запрет на проведение реконструкции собственного дома является ограничивающим право истца на свободное использование собственного имущества.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа недействующими в оспариваемой части, судебная коллегия исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования, и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О, от 25 февраля 2016 года № 242-О).

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приморского краевого суда от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Бирюковой Е.С. - Загуменной Р.П. - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-833/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирюкова Екатерина Сергеевна
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчики
Администрация Артемовского городского округа
Министерство строительства Приморского края
Дума города Артема Приморского края
Другие
Бирюков Сергей Александрович
Бирюков Алексей Александрович
Загуменная Раиса Павловна
Бирюков Александр Геннадьевич
Зиновьева Любовь Александровна
Сосина Надежда Александровна
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
22.09.2020Передача дела судье
10.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2020Передано в экспедицию
10.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее