Решение по делу № 2-1495/2018 от 22.10.2018

Мотивированное решение составлено Дело № 2-1495/2018

17 декабря 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года г.Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при секретаре Ситдиковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области к Малхасян Наталии Васильевне об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее по тексту – МПР Мурманской области) обратилось в суд к Малхасян Н.В. об устранении нарушений лесного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора аренды лесного участка от <дата> , заключенного между ответчицей и Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области, зарегистрированного в УФРС по Мурманской области <дата> за для осуществления рекреационной деятельности, Малхасян Н.В. является арендатором и пользуется лесным участком общей площадью <данные изъяты>, расположенным в <адрес>. Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от <дата> утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, переданный ответчице, для осуществления рекреационной деятельности. Комитет на основании постановления Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ, постановления Правительства Мурманской области от 21.01.2013 г. №11-ПП, реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области. В связи с чем, истец является приемником прав и обязанностей Комитета.

Таблицей 3.3.3 Проекта освоения лесов отражены сведения о проектируемых объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке в выделе <адрес>, используемом ответчицей. Из указанной таблицы следует, что на данном лесном участке ответчице разрешено осуществить строительство домика для отдыха, бани, хозпостройки, размещение вагончика, беседки, туалета, причала, колодца, дорог и троп, наличие объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры не планировалось. Вместе с тем, в нарушение ст.11 и ч.1 ст.88 Лесного кодекса РФ и условий договора аренды лесного участка, ответчицей на используемом лесном участке установлен шлагбаум, не предусмотренный Проектом освоения лесов, что подтверждается протоколом и постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> .

Истец просит суд обязать ответчицу в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного решения принять меры по приведению используемого лесного участка в соответствии с Проектом освоения лесов и условиями договора аренды, а именно полностью демонтировать установленный шлагбаум на используемом лесном участке в выделе <адрес> и обеспечить постоянный свободный доступ на данный лесной участок.

При рассмотрении дела представитель истца Отто Г.Ю. заявленные требования поддержал, указав, что в настоящее время шлагбаум на участке ответчицы демонтирован, на данный участок имеется свободный доступ. Однако, от заявленных требований истец не отказывается, поскольку полагает, что это будет препятствовать обращению в будущем с аналогичными исками к Малхасян Н.В. в случае допущения последней нарушений лесного законодательства на арендуемом лесном участке.

Ответчица Малхасян Н.В. и её представитель Малхасян Д.С. в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснив, что указанный шлагбаум непосредственно ответчицей не устанавливался, данный шлагбаум находился за пределами границ участка Малхасян Н.В. и не ограничивал доступ граждан на этот участок, в настоящее время шлагбаум демонтирован.

Представитель третьего лица - ГОКУ «Кольское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Согласно положениям статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее – Правила).

Согласно п. 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании п. 9 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны, в том числе составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.

Пунктами 28 и 29 указанного приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

В судебном заседании установлено, что <дата> между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и Малхасян Н.В. заключен договор аренды лесного участка , согласно которому Комитет предоставил Малхасян Н.В. во временное пользование лесной участок, площадью <данные изъяты>, находящийся в государственной собственности, который имеет: местоположение <адрес>

Данный лесной участок был передан Малхасян Н.В. для использования в целях осуществления рекреационной деятельности. Пунктом 19 договора аренды установлен срок действия договора – с <дата> по <дата>.

На основании п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан, в том числе: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором; в течение не более одного года с даты подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.

Главой IV договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств предусмотрена ответственность сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Так, пунктом 13 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан за свой счет устранить нарушения, связанные с самовольным использованием участка: снести возведенные строения и сооружения, произвести рекультивацию нарушенных земель и напочвенного покрова.

Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от <дата> было утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ответчице в выделе <адрес> для осуществления рекреационной деятельности.

Как следует из представленного в судебном заседании на обозрение Проекта освоения лесов в отношении указанного лесного участка, на данном участке разрешено осуществлять строительство домика для отдыха, бани, хозпостройки, размещение вагончика, беседки, туалета, причала, колодца, дорог и троп, размещение на участке объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не предусмотрено.

Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> , составленного государственным лесным инспектором Кольского лесничества, в ходе планового рейдового осмотра на лесном участке используемом Малхасян Н.В. выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно установка шлагбаума, не предусмотренного проектом освоения лесов. В связи с данным нарушением лесного законодательства постановлением старшего государственного инспектора Кольского лесничества от <дата> Малхасян Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 800 руб.

Таким образом, из указанных обстоятельств дела следует, что при использовании переданного в аренду участка лесного фонда ответчицей было допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в наличии на данном участке шлагбаума, не предусмотренного проектом освоения лесов, а также ограничивающего свободный доступ граждан к землям лесного фонда.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчицу Малхасян Н.В. обязанности демонтировать указанный шлагбаум в настоящее время не имеется, так как согласно пояснениям сторон на момент рассмотрения дела указанный шлагбаум демонтирован полностью, что подтверждается также представленным актом осмотра лесного участка ответчицы от <дата> и прилагаемыми к данному акту фотоматериалами. При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать, при этом истец не лишен возможности в случае обнаружения в последующем на арендуемом ответчицей лесном участке нарушений лесного законодательства, в том числе связанных с условиями использования данного участка в соответствии с договором аренды и проектом освоения лесов, обратиться в установленном ГПК РФ порядке в суд с требованиями об устранении соответствующих нарушений.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области в иске к Малхасян Наталии Васильевне об устранении нарушений лесного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -

2-1495/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Ответчики
Малхасян Н. В.
Малхасян Наталия Васильевна
Другие
ГОКУ "Кольское лесничество"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Пелепец Евгений Леонидович
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
22.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2018Передача материалов судье
26.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Судебное заседание
12.12.2018Судебное заседание
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее