Мотивированное решение составлено Дело № 2-1495/2018
17 декабря 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г.Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,
при секретаре Ситдиковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области к Малхасян Наталии Васильевне об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее по тексту – МПР Мурманской области) обратилось в суд к Малхасян Н.В. об устранении нарушений лесного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора аренды лесного участка от <дата> №, заключенного между ответчицей и Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области, зарегистрированного в УФРС по Мурманской области <дата> за № для осуществления рекреационной деятельности, Малхасян Н.В. является арендатором и пользуется лесным участком общей площадью <данные изъяты>, расположенным в <адрес>. Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от <дата> № утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, переданный ответчице, для осуществления рекреационной деятельности. Комитет на основании постановления Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ, постановления Правительства Мурманской области от 21.01.2013 г. №11-ПП, реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области. В связи с чем, истец является приемником прав и обязанностей Комитета.
Таблицей 3.3.3 Проекта освоения лесов отражены сведения о проектируемых объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке в выделе <адрес>, используемом ответчицей. Из указанной таблицы следует, что на данном лесном участке ответчице разрешено осуществить строительство домика для отдыха, бани, хозпостройки, размещение вагончика, беседки, туалета, причала, колодца, дорог и троп, наличие объектов, несвязанных с созданием лесной инфраструктуры не планировалось. Вместе с тем, в нарушение ст.11 и ч.1 ст.88 Лесного кодекса РФ и условий договора аренды лесного участка, ответчицей на используемом лесном участке установлен шлагбаум, не предусмотренный Проектом освоения лесов, что подтверждается протоколом и постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> №.
Истец просит суд обязать ответчицу в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного решения принять меры по приведению используемого лесного участка в соответствии с Проектом освоения лесов и условиями договора аренды, а именно полностью демонтировать установленный шлагбаум на используемом лесном участке в выделе <адрес> и обеспечить постоянный свободный доступ на данный лесной участок.
При рассмотрении дела представитель истца Отто Г.Ю. заявленные требования поддержал, указав, что в настоящее время шлагбаум на участке ответчицы демонтирован, на данный участок имеется свободный доступ. Однако, от заявленных требований истец не отказывается, поскольку полагает, что это будет препятствовать обращению в будущем с аналогичными исками к Малхасян Н.В. в случае допущения последней нарушений лесного законодательства на арендуемом лесном участке.
Ответчица Малхасян Н.В. и её представитель Малхасян Д.С. в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснив, что указанный шлагбаум непосредственно ответчицей не устанавливался, данный шлагбаум находился за пределами границ участка Малхасян Н.В. и не ограничивал доступ граждан на этот участок, в настоящее время шлагбаум демонтирован.
Представитель третьего лица - ГОКУ «Кольское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Согласно положениям статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее – Правила).
Согласно п. 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании п. 9 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны, в том числе составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
Пунктами 28 и 29 указанного приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В судебном заседании установлено, что <дата> между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и Малхасян Н.В. заключен договор аренды лесного участка №, согласно которому Комитет предоставил Малхасян Н.В. во временное пользование лесной участок, площадью <данные изъяты>, находящийся в государственной собственности, который имеет: местоположение <адрес>
Данный лесной участок был передан Малхасян Н.В. для использования в целях осуществления рекреационной деятельности. Пунктом 19 договора аренды установлен срок действия договора – с <дата> по <дата>.
На основании п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан, в том числе: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором; в течение не более одного года с даты подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
Главой IV договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств предусмотрена ответственность сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Так, пунктом 13 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан за свой счет устранить нарушения, связанные с самовольным использованием участка: снести возведенные строения и сооружения, произвести рекультивацию нарушенных земель и напочвенного покрова.
Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от <дата> № было утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ответчице в выделе <адрес> для осуществления рекреационной деятельности.
Как следует из представленного в судебном заседании на обозрение Проекта освоения лесов в отношении указанного лесного участка, на данном участке разрешено осуществлять строительство домика для отдыха, бани, хозпостройки, размещение вагончика, беседки, туалета, причала, колодца, дорог и троп, размещение на участке объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не предусмотрено.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> №, составленного государственным лесным инспектором Кольского лесничества, в ходе планового рейдового осмотра на лесном участке используемом Малхасян Н.В. выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно установка шлагбаума, не предусмотренного проектом освоения лесов. В связи с данным нарушением лесного законодательства постановлением старшего государственного инспектора Кольского лесничества от <дата> Малхасян Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 800 руб.
Таким образом, из указанных обстоятельств дела следует, что при использовании переданного в аренду участка лесного фонда ответчицей было допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в наличии на данном участке шлагбаума, не предусмотренного проектом освоения лесов, а также ограничивающего свободный доступ граждан к землям лесного фонда.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчицу Малхасян Н.В. обязанности демонтировать указанный шлагбаум в настоящее время не имеется, так как согласно пояснениям сторон на момент рассмотрения дела указанный шлагбаум демонтирован полностью, что подтверждается также представленным актом осмотра лесного участка ответчицы от <дата> и прилагаемыми к данному акту фотоматериалами. При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать, при этом истец не лишен возможности в случае обнаружения в последующем на арендуемом ответчицей лесном участке нарушений лесного законодательства, в том числе связанных с условиями использования данного участка в соответствии с договором аренды и проектом освоения лесов, обратиться в установленном ГПК РФ порядке в суд с требованиями об устранении соответствующих нарушений.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области в иске к Малхасян Наталии Васильевне об устранении нарушений лесного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий -