Судья Леонова И.М.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2018 года № 33-5845/2018
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Кудряшовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 августа 2018 года, которым признан незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» от 06 июня 2018 года № 8/2243 в возмещении Ажмеденовой С. В. расходов, связанных с переездом на избранное место жительства.
Взыскано с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» в пользу Ажмеденовой С. В. в счет возмещения расходов, связанных с переездом на избранное место жительства, в размере 29 016 рублей 90 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 071 рубля, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате юридических услуг в большем размере Ажмеденовой С. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителей истца Ажмеденовой С.В. по доверенности Рябковой Е.А., Красновой С.В., судебная коллегия
установила:
согласно выписке из приказа начальника федерального казенного учреждения «Войсковая часть 62834» (далее – ФКУ «Войсковая часть 62834») от 23 октября 2013 года № 210 старший механик-телефонист аппаратной взвода связи сборочной бригады Ажмеденова С.В. приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 591 уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом начальника ФКУ «Войсковая часть 62834» от 23 октября 2013 года в связи с неиспользованием воинских перевозочных документов Ажмеденовой С.В. была выдана справка по форме 1 для проезда к избранному месту жительства военнослужащего и справка по форме 2 для провоза домашних вещей для личных (бытовых) нужд к избранному месту жительства.
В связи с переездом из г. Североморска к новому месту жительства в г. Вологда Ажмеденова С.В. воспользовалась автомобильным транспортом для перевозки личных вещей.
По прибытии в г. Вологда Ажмеденова С.В. обратилась к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Вологодской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области») с заявлением о компенсации транспортных расходов, которые составили согласно представленным ею документам 45 000 рублей.
В связи с тем, что транспортные расходы были возмещены 29 мая 2018 года частично в сумме 15 983 рубля 10 копеек, Ажмеденова С.В. обратилась к ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» с просьбой разъяснить причину отказа в выплате оставшейся части возмещения фактически понесенных расходов.
Письмом от 06 июня 2018 года № 8/2243 ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» сообщило, что Ажмеденовой С.В. перечислена сумма 15 983 рубля 10 копеек, составляющая размер железнодорожного тарифа, согласно справке публичного акционерного общества «ТрансКонтейнер» от 16 февраля 2018 года № 161/18. В связи с тем, что ею был выбран способ перевозки личных вещей автомобильным транспортом, ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» отказалось компенсировать стоимость предоставления контейнера и вагона в размере 29 016 рублей 90 копеек со ссылкой на то, что данные услуги ей оказаны не были.
Не согласившись с таким ответом, Ажмеденова С.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области», в котором просила признать незаконным отказ ответчика от 06 июня 2018 года № 8/2243 в возмещении расходов по перевозке личного имущества к избранному месту жительства, взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» в её пользу оставшуюся часть расходов по перевозке личного имущества автомобильным транспортом в размере 29 016 рублей 90 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 071 рубля и расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей.
В судебное заседание истец Ажмеденова С.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом. Её представители по доверенности Рябкова Е.А., Краснова С.В. требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» по доверенности Гусейнова Э.Р. требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что перевозка железнодорожным транспортом была возможна, поскольку между г. Мурманск и г. Вологда имеется железнодорожное сообщение, в связи с чем истец могла воспользоваться услугами автомобильного транспорта только до г. Мурманск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Центра социальных выплат Военного комиссариата Вологодской области, не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что подлежат возмещению расходы по перевозу военнослужащим личного имущества именно железнодорожным транспортом. Расходы по перевозке такого имущества иными видами транспорта (за исключением воздушного) подлежат возмещению лишь в случаях, когда железнодорожный транспорт отсутствует. Между станциями Мурманск и Вологда имеется железнодорожное сообщение, а Ажмеденовой С.В. не представлено данных о невозможности отправки контейнера по железной дороге от станции Мурманск до станции Вологда.
В отзыве на жалобу представитель Ажмеденовой С.В. по доверенности Рябкова Е.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 20 Закона № 76-ФЗ военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в том числе на избранное место жительства при увольнении с военной службы (пункт 1).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн (пункт 1.2).
Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
О необходимости возмещения Министерством обороны Российской Федерации и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, расходов по перевозу военнослужащими личного имущества при приобретении ими перевозочных документов за свой счет указано в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
Следовательно, перевоз военнослужащим личного имущества не железнодорожным, а иным видом транспорта (за исключением воздушного), сам по себе не может являться основанием для отказа в возмещении ему транспортных расходов, размер которых не превышает максимально установленной законом стоимости, то есть стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
Как следует из материалов дела, Ажмеденова С.В. понесла фактические затраты на перевозку личного имущества массой в 20 тонн автомобильным транспортом, принадлежащим перевозчику ИП Деменко А.А., из г. Североморск в г. Вологда в сумме 45 000 рублей (л.д. 19-25). Исходя из справки филиала публичного акционерного общества «ТрансКонтейнер» от 16 февраля 2018 года № 161/18 следует, что стоимость услуг по организации перевозки домашних вещей в одном 20-тонном контейнере только от станции Мурманск Октябрьской железной дороги до станции Вологда 2 Северной железной дороги составляет 46 849 рублей 54 копейки, которая включает стоимость железнодорожного тарифа – 15 983 рубля 10 копеек, стоимость предоставления контейнера и вагона – 30 866 рублей 44 копейки.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что прямое железнодорожное сообщение по маршруту Североморск-Вологда отсутствует, проезд железнодорожным транспортом возможен с пересадками по участкам Североморск-Мурманск, Мурманск-Вологда.
Учитывая вышеизложенное, суд, установив, что истец понесла расходы на перевозку личного имущества автомобильным транспортом при отсутствии прямого железнодорожного сообщения Североморск-Вологда в размере 45 000 рублей, а ответчиком были возмещены расходы на перевозку имущества частично в сумме 15 983 рубля 10 копеек, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, определив к взысканию разницу в сумме 29 016 рублей 90 копеек.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что перевозка железнодорожным транспортом была возможна, поскольку между г. Мурманск и г. Вологда имеется железнодорожное сообщение, однако истец использовала автомобильный транспорт, не состоятельны, так как отсутствие прямого железнодорожного сообщения от места увольнения со службы г. Североморска до нового места жительства - г. Вологды нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а приведенными выше нормативными актами Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения, право военнослужащих на возмещение затрат по переезду не ограничивается наличием прямого железнодорожного сообщения и не устанавливается такое условие для возмещения затрат как переезд с пересадками, в том числе когда на части пути вообще отсутствует железнодорожное сообщение.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: