Судья Боричева У.Н. Дело № 33-5493/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Кореневой И.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе Гоголь В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 июля 2018 года, по которому:
в удовлетворении требований Гоголь В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте об установлении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.02.2018, выплате неполученной пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Гоголь В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте об установлении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.02.2018, выплате неполученной пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов.
Судом принято приведенное выше решение, не согласившись с которым истица подала апелляционную жалобу и просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15.02.2018 Гоголь В.В. обратилась в УПФР в г. Воркуте РК с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом с 01.10.2000г. по настоящее время истица осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения поселка Воргашор г. Воркуты, который относится к поселкам городского типа.
Решением УПФР в г. Воркуте от 25.04.2018 № 73368/18/74/08 Гоголь В.В. в назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Стаж работы по осуществлению лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья определен в льготном исчислении - 21 год 07 мес. 24 дня.
Разрешая спор, суд проанализировал законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и пришел к выводу о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», курсов повышения квалификации с 21.10.2003 по 31.12.2003 (2 мес. 12 дней), с 24.02.2004 по 27.02.2004 (4 дня), с 14.03.2007 по 23.03.2007 (10 дней), общей продолжительностью 02 мес. 26 дней, поскольку указанные периоды имели место при осуществлении истицей трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Установив, что на момент обращения Гоголь В.В. к ответчику с заявлением об установлении 15 февраля 2018 г. об установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с учетом включения указанных выше спорных периодов работы, а также на момент разрешения спора, составил менее требуемых 25 лет, суд в удовлетворении заявленных требований об установлении страховой пенсии с 19.02.2018, выплате неполученной пенсии с учетом индексации отказал.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований соглашается, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что суд необоснованно не засчитал в специальный стаж периоды работы истицы с применением одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения как один год работы за один год и девять месяцев, поскольку истица работала в сельской местности (1 года работы за 1 год и 3 месяца) и ее должность относится к перечню профессий, для которых предусмотрено льготное исчисление стажа (1 год за 1 год и 6 месяцев) подлежат отклонению.
Так, в силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, Правила предусматривают возможность применения двух льготных порядков исчисления стажа одновременно, сложение которых влечет исчисление года работы за год и 9 месяцев. Учитывая, что льготное исчисление исходя из расчета год работы за год и три месяца, применяется только при смешанном стаже, то есть при работе, как в городах, так и в сельской местности и поселках городского типа, соответственно, и суммирование льготных порядков фактически возможно только при смешанном стаже.
Поскольку работа истицы, связанная с осуществлением лечебной деятельности, протекала только в поселке городского типа, у суда не имелось правовых оснований для исчисления стажа работы истицы с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил.
Из материалов отказного пенсионного дела следует, что стаж работы истицы правильно исчислен в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев, исходя из занимаемой ею должности, и при этом для установления досрочной страховой пенсии стажа не достаточно.
Иных доводов и обстоятельств, которые имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержится.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гоголь В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: