№5-1/2025
УИД 11MS0020-01-2024-004246-02
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Выльгорт 14 января 2025 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Султан», расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
установил:
25.11.2024 начальником ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району в отношении ООО «Султан» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях №, из которого следует, что в ходе документарной проверки, при мониторинге уведомлений о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), поступивших в адрес УВМ МВД по Республике Коми от ООО «Султан» установлено, что уведомление о расторжении трудового договора с гражданином Азербайджана Гусейновым С.Я.о., <дата> года рождения, договор с которым расторгнут 20.06.2024, в адрес УВМ МВД по Республике Коми не направлялось. Крайний срок подачи уведомления – 25.06.2024. Таким образом, ООО «Султан» нарушило требования ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Защитник ООО «Султан» Бабичев А.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях не оспаривал и просил признать правонаршение малозначительным, освободить Общество от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в случае отсутствия на то оснований, просил назначить наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – начальник ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району Жилина О.И., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, участвуя ранее в судебном заседании настаивала на привлечении ООО «Султан» к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок и форма представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 №536.
Согласно положениям данного Порядка (Приложение №9 к приказу МВД России от 30.07.2020 №536 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п.2).
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора подаются в территориальный орган на региональном уровне непосредственно, либо через уполномоченное МВД России и находящееся в его ведении федеральное государственное унитарное предприятие или уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию, либо путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись (п.8).
Как следует из материалов дела, 22.05.2024 между ООО «Султан» и Гсейновым С.Я.о. заключен трудовой договор №, по условиям которого н принят на работу на должность рамщика.
На основании приказа ООО «Султан» от 20.06.2024 № трудовой договор, заключенный с Гусейновым С.Я.о. расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, по инициативе работника.
В период с 11 часов 45 минут 31.10.2024 до 11 часов 45 минут 25.11.2024 ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району по фактическому адресу ООО «Султан» - <адрес> на основании распоряжения ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району № от 31.10.2024, проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ООО «Султан» действует на основании записи о государственной регистрации юридического лица от 16.08.2021, основным видом его деятельности является оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, дополнительным видом деятельности – распиловка и строгание древесины.
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Султан» не уведомило УВМ МВД по Республике Коми о расторжении трудового договора с гражданином Азербайджана Гусейновым С.Я.о., <дата> года рождения, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты расторжения трудового договора.
Учитывая обстоятельства дела и вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что ООО «Султан» нарушены положения п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ и положения п. 2,8 вышеуказанного Порядка, поскольку им не исполнена обязанность по уведомлению территориального органа МВД России в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора с иностранным гражданином.
Вина ООО «Султан» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.11.2024 №, актом проверки от 25.11.2024 №, рапортом начальника ОВМ ОМВД по Сыктывдинскому району от 31.10.2024, письменными объяснениями представителя ООО «Султан» от 25.11.2024, в которых указано, что уведомление о расторжении трудового договора подано не было в связи с кадровыми перестановками в бухгалтерии и иными материалами дела.
Все вышеперечисленные доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они получены в установленном законом порядке.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина ООО «Султан» в совершении административного правонарушения полностью доказана, и его действия (бездействие) суд квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1).
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение указанного административного правонарушения административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судом не установлено. При этом, отягчающим вину обстоятельством в соответствии с ч. 2 ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является повторное совершение однородного административного правонарушения.
С учетом изложенного, а также требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимая во внимание характер деяния, отсутствие смягчающих обстоятельств, и наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, суд приходит к выводу о применении к виновному лицу административного наказания в виде административного штрафа.
Ссылка защитника на наличие предусмотренных статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не может быть признана состоятельной.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае угроза нарушения охраняемых общественных правоотношений выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
Таким образом, оснований, позволяющих признать совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума не имеется.
При этом в силу положений, предусмотренных ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
С учетом приведенных правовых положений, исходя из характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого юридического лица, с учетом его материального положения, суд приходит к выводу о возможности применения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Султан» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушений, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по РК (МВД по Республике Коми); ИНН 1101481581; КПП 110101001;
счет 03100643000000010700; КБК 18811601181019000140; БИК 018702501;
КТМО 87628405; УИН 18890311240000141960
Согласно ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Оригинал квитанции об оплате штрафа необходимо предоставить в отдел обеспечения судопроизводства Сыктывдинского районного суда Республики Коми (ул. Д.Каликовой, д. 47, каб. 1, с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 17.01.2025
Судья Е.А. Долгих