Решение по делу № 33-180/2023 от 09.01.2023

судья Поцепнева Н.В.

№ 33-180/2023

УИД 24RS0012-01-2022-001016-82

2.211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск

11 января 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Кучеровой С.М.,

судей: Михайлинского О.Н., Медведева И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску прокурора г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки,

по апелляционной жалобе администрации г. Дивногорска,

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 октября 2022г., которым постановлено:

исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина», а именно финансирование закупки: вакуумного матраса, косынки, фиксатора ключицы, воротника Шанца (2 размера) (2), гелиевого охлаждающе-согревающего пакета, шины пневматической (1 шт.), принтера (1 шт.) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» в течение трех месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г.Дивногорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга с иском к администрации г.Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» г.Дивногорска (далее – МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина») о возложении обязанности обеспечить финансирование, проведение закупки.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой г.Дивногорска проверкой соблюдения требований федерального законодательства об охране здоровья детей в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» установлено, что в нарушение требований действующего законодательства медицинский блок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» оснащен не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.). Прокуратурой г.Дивногорска и в ходе ранее проведенных проверок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» также выявлялось отсутствие в медицинском блоке части указанных медицинских изделий, по результатам которых внесены представления от 16 февраля 2021 г. и 17 июня 2022 г., однако, до настоящего времени нарушения не устранены, при этом администрацией г.Дивногорска обязанности по финансированию деятельности муниципальной образовательной организации в целях надлежащего и полного оснащения медицинского блока средней общеобразовательной школы не исполняются, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в школе.

Прокурор г. Дивногорска, уточнив исковые требования, просил возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» вышеуказанным медицинскими изделиями и оргтехникой в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и на МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» возложить обязанность в течение трех месяцев со дня финансирования администрацией г.Дивногорска выполнить мероприятия в целях полного оснащения медицинского блока.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Дивногорска Дергачева Е.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, требования прокурора к администрации города о финансировании полного оснащения медицинского блока школы фактически сводятся к необоснованному понуждению к включению в проект бюджета города Дивногорска соответствующих расходов произвольно, вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Полагает, что судом не могут быть предрешены вопросы, по которым уполномоченный орган компетентен самостоятельно принять решения, данное обстоятельство лишает орган местного самоуправления конституционно закрепленной возможности осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий. В доводах о неисполнимости требований прокурора ссылается на процедуру формирования бюджета. Кроме того, указывает, что установленный судом срок для выделения денежных средств, является неразумным и заведомо недостаточным для исполнения решения.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе представителя администрации г. Дивногорска Дергачевой Е.Г. доводов заместителем прокурора г. Дивногорска Шарабаевым А.И. представлены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Дозорцева М.В.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они не явились в судебное заседание, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, явку представителей не обеспечили.

На основании статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Дозорцевой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

На основании пункта 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с частью 1 статьи 28 данного Закона в организациях для несовершеннолетних независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822-н (далее – Порядок).

Пунктом 4 названного Порядка установлено, что организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктами 7, 8 данного Порядка, в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

Согласно пунктам 9 и 11 названного Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях установлен приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822-н.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, установлено в суде апелляционной инстанции, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» г. Дивногорска (МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина») расположено в здании по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, ул.Саянская, 12.

В рамках проверки исполнения федерального законодательства об охране здоровья детей прокуратурой г. Дивногорска проведены проверки муниципальных бюджетных образовательных учреждений, в том числе МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

В ходе прокурорской проверки установлены нарушения законодательства об охране здоровья детей в связи с необеспечением безопасных и благоприятных условий во время их пребывания на территории образовательного учреждения, а именно: помещение медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.).

Отсутствие в медицинском блоке МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» указанных медицинских изделий и предмета оргтехники, предусмотренных Стандартом оснащения медицинского блока, также подтверждается сведениями отдела образования администрации г. Дивногорска от 5 сентября 2022 г., актом приемки медицинского кабинета от 9 августа 2022 г.

В связи с установленными нарушениями, прокуратурой г. Дивногорска были внесены представления от 16 февраля 2021 г. и 17 июня 2022 г.

Из ответов директора МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» от 15 марта 2021 г. и 20 июня 2022 г. следует, что для корректировки бюджетных средств на приобретение медицинского оборудования отделом образования администрации г. Дивногорска запрошены соответствующие сведения, подана заявка на финансирование.

До настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г.Дивногорска меры по финансированию для полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» не предприняты.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, исходил из того, что медицинский блок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» не соответствует стандарту оснащения по укомплектованности оргтехникой и медицинскими изделиями, что существенно снижает эффективность и качество оказания медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в данном муниципальном образовательном учреждении, выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащую медицинскую помощь, нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение.

Учитывая, что выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения не устранены до настоящего времени, суд пришел к соответствующим установленным обстоятельствам дела выводам об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на муниципальное образовательное учреждение обязанность устранить выявленные нарушения и в течение трех месяцев со дня финансирования обеспечить доукомплектование медицинского блока, расположенного в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» недостающими медицинскими изделиями и оргтехникой.

Принимая во внимание, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» необходимыми для полного оснащения медицинскими изделиями и оргтехникой является обязанностью не только муниципального образовательного учреждения, но и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа, установив факт отсутствия финансирования средней общеобразовательной школы на выполнение соответствующих требований действующего законодательства, суд первой инстанции возложил на администрацию г.Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Суд обосновано исходил из того, что осуществление образовательной деятельности с нарушением установленных законодательством требований к оснащению помещения медицинского блока школы и непринятие мер по устранению допущенных нарушений законодательства может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на охрану здоровья и безопасные условия пребывания в образовательной организации.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Дивногорска подлежат отклонению.

Судебная коллегия не усматривает по данному делу нарушения судом первой инстанции при рассмотрении требований прокурора принципа разделения властей, предусмотренного статьей 10 Конституции Российской Федерации, а равно положений статьи 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающих принцип самостоятельности местного самоуправления в переделах своих полномочий.

Принятое по делу решение суда не ущемляет самостоятельность исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа – администрации г. Дивногорска в решении вопросов местного значения, входящих в его компетенцию, а направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа местного самоуправления.

Предметом требований по иску прокурора являются защита прав неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении на надлежащее оказание медицинской помощи в период их обучения в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина», реализация данных прав не может быть обусловлена наличием денежных средств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно выписке из ЕГРН собственником здания по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, ул.Саянская, 12, является муниципальное образование город Дивногорск, на здание зарегистрировано право оперативного управления за МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Из представленного судебной коллегии Устава МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» (далее – Устав) следует, что школа является бюджетным учреждением, учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование город Дивногорск. Функции и полномочия учредителя школы исполняет отдел образования администрации города Дивногорска (пункты 1.2 и 1.4 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется путем предоставления субсидий. Собственником имущества школы является муниципальное образование город Дивногорск. В целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления закрепляется за учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 4.1, 4.6 Устава).

Школа с согласия собственника имущества, на основании договора между школой и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования (пункт 4.14 Устава).

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется школой в порядке, установленном контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заключение контрактов осуществляется школой от своего имени (пункт 4.21 Устава).

Из положения об отделе образования администрации г.Дивногорска, утвержденного решением Дивногорского городского Совета депутатов от 3 апреля 2017г. №15-146-ГС (далее – Положение), следует, что отдел образования администрации г.Дивногорска является органом администрации г. Дивногорска, осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Дивногорск, в области образования и защиты прав несовершеннолетних (пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 1.6 Положения финансирование отдела образования администрации г.Дивногорска осуществляет за счет бюджета города по утвержденной смете.

Учредителем отдела образования администрации г.Дивногорска является муниципальное образование город Дивногорск; орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя – администрация г. Дивногорска; организационно-правовая форма – казенное учреждение (пункты 1.10, 1.11, 1.12 Положения).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структуру органов местного самоуправления, согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

На основании части 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Администрация г.Дивногорска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Дивногорск.

В соответствии с пунктами 3 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Пунктом 4 статьи 43 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края к компетенции администрации г. Дивногорска отнесено осуществление полномочий по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в порядке, установленном городским Советом депутатов, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В данном случае, отдел образования администрации г.Дивногорска входит в структуру местной администрации, положением об отделе образования установлены не собственные полномочия отраслевого органа администрации городского округа, а определены его функции в сфере образования от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, при этом администрация г.Дивногорска является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя отдела образования, осуществляет финансирование за счет бюджета города по утвержденной смете, которое недостаточно для финансирования полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Исходя из положений пунктов 3 и 13 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 123.21, 210 ГК РФ полное финансирование расходов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений на реализацию мер по охране здоровья несовершеннолетних обучающихся возлагается на администрацию города Дивногорска как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Дивногорск, реализующий соответствующие полномочия в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.

Спорные отношения возникли не в связи с денежными обязательствами МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению реализации прав неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении на оказание медицинской помощи.

Таким образом, вывод суда о необходимости возложения обязанности на администрацию г. Дивногорска по обеспечению финансирования расходов МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» по проведению доукомплектования медицинского блока школы основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку соответствующее финансирование муниципальной образовательной организации не предоставлено, именно администрация г.Дивногорска обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения, независимо от распределения функций между входящими в структуру администрации города подразделениями, в связи с чем указание в Уставе МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» о том, что функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации г.Дивногорска, не влечет вывод о ненадлежащем ответчике, иск прокурора правомерно предъявлен также непосредственно к администрации города как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления городского округа.

Срок исполнения решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела; увеличение данного срока может способствовать угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии на то оснований.

Судебная коллегия с выводами суда об удовлетворении требований прокурора соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Суд с достаточной полнотой исследовал юридически значимые обстоятельства дела, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства исследованы в объеме, который позволил суду правильно разрешить спор.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо подтвержденных доказательствами обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения суда.

Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 октября 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Дивногорска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2023 г.

судья Поцепнева Н.В.

№ 33-180/2023

УИД 24RS0012-01-2022-001016-82

2.211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск

11 января 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Кучеровой С.М.,

судей: Михайлинского О.Н., Медведева И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску прокурора г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения закупки,

по апелляционной жалобе администрации г. Дивногорска,

на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 октября 2022г., которым постановлено:

исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина», а именно финансирование закупки: вакуумного матраса, косынки, фиксатора ключицы, воротника Шанца (2 размера) (2), гелиевого охлаждающе-согревающего пакета, шины пневматической (1 шт.), принтера (1 шт.) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» в течение трех месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска обеспечить проведение закупки вышеуказанного медицинского оборудования.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г.Дивногорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга с иском к администрации г.Дивногорска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» г.Дивногорска (далее – МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина») о возложении обязанности обеспечить финансирование, проведение закупки.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой г.Дивногорска проверкой соблюдения требований федерального законодательства об охране здоровья детей в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» установлено, что в нарушение требований действующего законодательства медицинский блок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» оснащен не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.). Прокуратурой г.Дивногорска и в ходе ранее проведенных проверок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» также выявлялось отсутствие в медицинском блоке части указанных медицинских изделий, по результатам которых внесены представления от 16 февраля 2021 г. и 17 июня 2022 г., однако, до настоящего времени нарушения не устранены, при этом администрацией г.Дивногорска обязанности по финансированию деятельности муниципальной образовательной организации в целях надлежащего и полного оснащения медицинского блока средней общеобразовательной школы не исполняются, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в школе.

Прокурор г. Дивногорска, уточнив исковые требования, просил возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» вышеуказанным медицинскими изделиями и оргтехникой в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и на МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» возложить обязанность в течение трех месяцев со дня финансирования администрацией г.Дивногорска выполнить мероприятия в целях полного оснащения медицинского блока.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Дивногорска Дергачева Е.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, требования прокурора к администрации города о финансировании полного оснащения медицинского блока школы фактически сводятся к необоснованному понуждению к включению в проект бюджета города Дивногорска соответствующих расходов произвольно, вне существующего порядка, что является нарушением бюджетного законодательства, а также ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Полагает, что судом не могут быть предрешены вопросы, по которым уполномоченный орган компетентен самостоятельно принять решения, данное обстоятельство лишает орган местного самоуправления конституционно закрепленной возможности осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий. В доводах о неисполнимости требований прокурора ссылается на процедуру формирования бюджета. Кроме того, указывает, что установленный судом срок для выделения денежных средств, является неразумным и заведомо недостаточным для исполнения решения.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе представителя администрации г. Дивногорска Дергачевой Е.Г. доводов заместителем прокурора г. Дивногорска Шарабаевым А.И. представлены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Дозорцева М.В.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они не явились в судебное заседание, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, явку представителей не обеспечили.

На основании статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Дозорцевой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

На основании пункта 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с частью 1 статьи 28 данного Закона в организациях для несовершеннолетних независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822-н (далее – Порядок).

Пунктом 4 названного Порядка установлено, что организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктами 7, 8 данного Порядка, в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

Согласно пунктам 9 и 11 названного Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях установлен приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822-н.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, установлено в суде апелляционной инстанции, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» г. Дивногорска (МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина») расположено в здании по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, ул.Саянская, 12.

В рамках проверки исполнения федерального законодательства об охране здоровья детей прокуратурой г. Дивногорска проведены проверки муниципальных бюджетных образовательных учреждений, в том числе МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

В ходе прокурорской проверки установлены нарушения законодательства об охране здоровья детей в связи с необеспечением безопасных и благоприятных условий во время их пребывания на территории образовательного учреждения, а именно: помещение медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» оснащено не в полном объеме медицинскими изделиями и оргтехникой, отсутствуют: вакуумный матрас, косынка, фиксатор ключицы, воротник Шанца (2 размера) (2), гелевый охлаждающе-согревающий пакет, шины пневматические (1 шт.), принтер (1 шт.).

Отсутствие в медицинском блоке МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» указанных медицинских изделий и предмета оргтехники, предусмотренных Стандартом оснащения медицинского блока, также подтверждается сведениями отдела образования администрации г. Дивногорска от 5 сентября 2022 г., актом приемки медицинского кабинета от 9 августа 2022 г.

В связи с установленными нарушениями, прокуратурой г. Дивногорска были внесены представления от 16 февраля 2021 г. и 17 июня 2022 г.

Из ответов директора МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» от 15 марта 2021 г. и 20 июня 2022 г. следует, что для корректировки бюджетных средств на приобретение медицинского оборудования отделом образования администрации г. Дивногорска запрошены соответствующие сведения, подана заявка на финансирование.

До настоящего времени нарушения не устранены, администрацией г.Дивногорска меры по финансированию для полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» не предприняты.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, исходил из того, что медицинский блок МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» не соответствует стандарту оснащения по укомплектованности оргтехникой и медицинскими изделиями, что существенно снижает эффективность и качество оказания медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в данном муниципальном образовательном учреждении, выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащую медицинскую помощь, нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение.

Учитывая, что выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения не устранены до настоящего времени, суд пришел к соответствующим установленным обстоятельствам дела выводам об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на муниципальное образовательное учреждение обязанность устранить выявленные нарушения и в течение трех месяцев со дня финансирования обеспечить доукомплектование медицинского блока, расположенного в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» недостающими медицинскими изделиями и оргтехникой.

Принимая во внимание, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» необходимыми для полного оснащения медицинскими изделиями и оргтехникой является обязанностью не только муниципального образовательного учреждения, но и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа, установив факт отсутствия финансирования средней общеобразовательной школы на выполнение соответствующих требований действующего законодательства, суд первой инстанции возложил на администрацию г.Дивногорска обязанность обеспечить финансирование полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Суд обосновано исходил из того, что осуществление образовательной деятельности с нарушением установленных законодательством требований к оснащению помещения медицинского блока школы и непринятие мер по устранению допущенных нарушений законодательства может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на охрану здоровья и безопасные условия пребывания в образовательной организации.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Дивногорска подлежат отклонению.

Судебная коллегия не усматривает по данному делу нарушения судом первой инстанции при рассмотрении требований прокурора принципа разделения властей, предусмотренного статьей 10 Конституции Российской Федерации, а равно положений статьи 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающих принцип самостоятельности местного самоуправления в переделах своих полномочий.

Принятое по делу решение суда не ущемляет самостоятельность исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа – администрации г. Дивногорска в решении вопросов местного значения, входящих в его компетенцию, а направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа местного самоуправления.

Предметом требований по иску прокурора являются защита прав неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении на надлежащее оказание медицинской помощи в период их обучения в МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина», реализация данных прав не может быть обусловлена наличием денежных средств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно выписке из ЕГРН собственником здания по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, ул.Саянская, 12, является муниципальное образование город Дивногорск, на здание зарегистрировано право оперативного управления за МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Из представленного судебной коллегии Устава МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» (далее – Устав) следует, что школа является бюджетным учреждением, учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование город Дивногорск. Функции и полномочия учредителя школы исполняет отдел образования администрации города Дивногорска (пункты 1.2 и 1.4 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется путем предоставления субсидий. Собственником имущества школы является муниципальное образование город Дивногорск. В целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления закрепляется за учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 4.1, 4.6 Устава).

Школа с согласия собственника имущества, на основании договора между школой и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования (пункт 4.14 Устава).

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется школой в порядке, установленном контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заключение контрактов осуществляется школой от своего имени (пункт 4.21 Устава).

Из положения об отделе образования администрации г.Дивногорска, утвержденного решением Дивногорского городского Совета депутатов от 3 апреля 2017г. №15-146-ГС (далее – Положение), следует, что отдел образования администрации г.Дивногорска является органом администрации г. Дивногорска, осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Дивногорск, в области образования и защиты прав несовершеннолетних (пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 1.6 Положения финансирование отдела образования администрации г.Дивногорска осуществляет за счет бюджета города по утвержденной смете.

Учредителем отдела образования администрации г.Дивногорска является муниципальное образование город Дивногорск; орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя – администрация г. Дивногорска; организационно-правовая форма – казенное учреждение (пункты 1.10, 1.11, 1.12 Положения).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структуру органов местного самоуправления, согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

На основании части 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Администрация г.Дивногорска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Дивногорск.

В соответствии с пунктами 3 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Пунктом 4 статьи 43 Устава городского округа город Дивногорск Красноярского края к компетенции администрации г. Дивногорска отнесено осуществление полномочий по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в порядке, установленном городским Советом депутатов, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В данном случае, отдел образования администрации г.Дивногорска входит в структуру местной администрации, положением об отделе образования установлены не собственные полномочия отраслевого органа администрации городского округа, а определены его функции в сфере образования от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, при этом администрация г.Дивногорска является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя отдела образования, осуществляет финансирование за счет бюджета города по утвержденной смете, которое недостаточно для финансирования полного оснащения медицинского блока МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина».

Исходя из положений пунктов 3 и 13 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 123.21, 210 ГК РФ полное финансирование расходов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений на реализацию мер по охране здоровья несовершеннолетних обучающихся возлагается на администрацию города Дивногорска как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Дивногорск, реализующий соответствующие полномочия в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.

Спорные отношения возникли не в связи с денежными обязательствами МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению реализации прав неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении на оказание медицинской помощи.

Таким образом, вывод суда о необходимости возложения обязанности на администрацию г. Дивногорска по обеспечению финансирования расходов МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» по проведению доукомплектования медицинского блока школы основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку соответствующее финансирование муниципальной образовательной организации не предоставлено, именно администрация г.Дивногорска обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения, независимо от распределения функций между входящими в структуру администрации города подразделениями, в связи с чем указание в Уставе МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина» о том, что функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации г.Дивногорска, не влечет вывод о ненадлежащем ответчике, иск прокурора правомерно предъявлен также непосредственно к администрации города как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления городского округа.

Срок исполнения решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела; увеличение данного срока может способствовать угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии на то оснований.

Судебная коллегия с выводами суда об удовлетворении требований прокурора соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Суд с достаточной полнотой исследовал юридически значимые обстоятельства дела, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства исследованы в объеме, который позволил суду правильно разрешить спор.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо подтвержденных доказательствами обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения суда.

Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 октября 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Дивногорска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2023 г.

33-180/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор города Дивногорска в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина
Администрация города Дивногорска
Другие
Отдел Образования Администрации Города Дивногорска
КГБУЗ Дивногорская межрайонная больница
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Михайлинский Олег Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
11.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023Передано в экспедицию
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее