Дело №
УИД 27RS0№-81
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 01 апреля 2024 г.
Верхнебуреинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Костиной Е. В.
при секретаре ФИО6,
с участием
представителя истца пор доверенности ФИО7,
ответчика ФИО2,Ф.,
представителей третьего лица ООО «Чайка» - ФИО9., ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» <адрес> к ФИО4 Фёдоровне о переносе металлического ограждения могилы ФИО2.
третье лицо – ООО «Чайка»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Рабочий <адрес>» <адрес> обратилась в Верхнебуреинский районный суда с требованиями к ответчику ФИО4 об обязании ответчика осуществить выравнивание (центровку) металлического ограждения (оградку) на захоронение ФИО2, находящееся в секторе 1 квартале 5 могиле №, а именно: сдвинуть край металлического ограждения (оградки) могилы № от изголовья захоронения ФИО2 в сторону захоронения ФИО3 (могила № сектора № квартала 5) на 69 см и край металлического ограждения (оградки) от деревянного креста захоронения ФИО2 в сторону захоронения ФИО3 на 69 см.
Свои требования истец мотивирует тем, что на территории городского поселения «Рабочий <адрес>» Верхнебуреинского муниципального района <адрес> местом погребения умерших или их праха после кремации является общественное кладбище, находящееся по адресу: <адрес>, земельный участок 45, с кадастровым номером 27:05:0605001:2196, находящееся в ведении администрации городского поселения, которая утверждает схему, в соответствии с которой предоставляются земельные участки для размещения места погребения на земельных участках с кадастровыми номерами. Прием заказов на оформление погребения умершего (погибшего) на свободное место (для родственного захоронения) на кладбище производится администрацией городского поселения «Рабочий <адрес>» согласно Приложениям 2,3 Положения по предоставлению документа о смерти. При этом, погребение на земельных участках с кадастровыми номерами производится в последовательном порядке, согласно схеме, указанной в пп.1 п. 1.7 Положения.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения обратилась ответчик с заявлением о выдаче разрешения на осуществление захоронения умершего супруга ответчика - ФИО2 Кроме того, в этот же день было подано заявление на выдачу разрешения исполнения работ на месте захоронения (копка могилы). При подаче заявления на захоронение супруга, ФИО2 был выделен земельный участок, захоронение необходимо было произвести согласно схеме.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком уже было осуществлена установка металлического ограждения без выдачи разрешительных документов на такую установку, что подтверждается актом замера металлического ограждения родственного захоронения № от ДД.ММ.ГГГГ. Размер оградки не соответствовал размеру выделенного участка, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о том, что установленное металлическое ограждение захоронения умершего супруга не соответствует размеру выделенного земельного участка, в уведомление администрация просила ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести размер оградки в нужное состояние.
Кроме того, ответчику было направлено уведомление о том, что в связи проведением работ по устройству пешеходных дорожек, будут выравниваться (центроваться) металлические ограждения (оградки), установленные в квартале 5 сектора 1 (новое кладбище) в соответствии с проектом, в том числе и ограждение, установленное на захоронении ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что, в связи с тем, что металлическое ограждение на момент обращения уже установлено, ответчику необходимо провести выравнивание (центровку), согласно п. 3.1 Положения о порядке оборудования, содержания муниципального места погребения и порядке захоронения граждан на территории городского поселения «Рабочий <адрес>», утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссией были осуществлены замеры и установлено, что выравнивание (центровка) металлического ограждения (оградка) на захоронение ФИО2 не была осуществлена, в связи с чем Комиссией принято решение о подаче в адрес ФИО4 претензии сдвинуть край металлического ограждения (оградки) могилы № от изголовья захоронения ФИО2 в сторону захоронения ФИО3 (могила № сектора № квартала 5) на 69 см и край металлического ограждения (оградки) от деревянного креста захоронения ФИО2 в сторону захоронения ФИО3 на 69 см. Данная претензия не была удовлетворена, в связи с чем администрация обратилась с настоящим исков в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в иске, просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО4 заявленные требования не признала, пояснила суду, что после смерти мужа обратилась в ООО «Чайка» для оказания ей ритуальных услуг, а также подала заявление о выделении ей земельного участка под родственное захоронение (на две могилы), поскольку в будущем желает быть похороненной рядом с мужем, соответствующий участок был ей выделен. После похорон она самостоятельно установила оградку, застелила землю в пределах оградки искусственным покрытием, установила лавочку и столик. Спустя некоторое время, прибыв на кладбище, она увидела, что оградка сдвинута от пешеходной дорожки в сторону изголовья могилы, столик был вырван из земли и лежал, искусственное покрытие также было сорвано и сдвинуто в сторону. Она увидела, что вдоль могил администрацией проводились работы по оборудованию пешеходной дорожки, из-за этого сдвинула оградку могилы ее мужа, а также соседние оградки, в том числе могилы ФИО3, у которой для укладки переходной дорожки была сдвинута оградка могилы, снесена часть могильного холма, в связи с чем в настоящее время дорожка проложена над головной частью захоронения ФИО3.
В настоящее время размеры оградки приведены ею в соответствие с требованиями администрации, однако сдвигать ее в сторону могилы ФИО3 она не согласна, так как в таком случае не остается места для ее будущего захоронения, могила мужа будет посередине.
Представитель третьего лица ООО «Чайка» ФИО9 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила суду, что после выделения земельного участка под захоронение ФИО2 она выехала на новое кладбище и увидела, что на участке № произведено другим ритуальным агентством захоронение ФИО3, которое выходило из общего ряда, пешеходные дорожки и разметки отсутствовали. Она сняла могилы на видео и отправила представителю администрации, которая была ответственна за проводимые на кладбище работы и спросила, как копать могилу, на что ей было дан ответ самостоятельно провести центровку могил, для чего она натянула шнур, отправила фото в администрацию, и бригада произвела копку могилы, отступив от могилы ФИО3 необходимое санитарное расстояние. Считает, что данная ситуация с расположением могил произошла из-за неподготовленности нового кладбища для захоронений, отсутствии разметок, пешеходных дорожек, должного контроля со стороны администрации. Установка оградки на могилу мужа ФИО4 производила самостоятельно, ООО «Чайка» участия в данных работах не принимала, однако, в настоящее время, в случае удовлетворения требований истца и переносе оградки в сторону могилы ФИО3, места для будущего захоронения ответчика не останется, будут нарушены все санитарные требования, установленные для расстояний между могил, тогда как земельный участок предоставлен для двойного родственного захоронения.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федерального закона №8-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе, гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ, под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами; захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Федерального закона №8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ, положениям п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
На основании п.5 ст.16 Федерального закона №8-ФЗ размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, за исключением военного мемориального, для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В силу ст.21 Федерального закона №8-ФЗ гражданам Российской Федерации могут предъявляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона №8-ФЗ определено право любого лица на выражение волеизъявления быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям и традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Согласно п.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ, п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке оборудования, содержания муниципального места погребения и порядке захоронения граждан на территории городского поселения «Рабочий <адрес>».
Согласно п. 1.3 Положения, на территории городского поселения «Рабочий <адрес>» Верхнебуреинского муниципального района <адрес> местом погребения умерших или их праха после кремации является общественное кладбище (далее-кладбище) находящееся по адресу: ФИО5, <адрес>, Верхнебуреинский муниципальный район, Городское поселение Рабочий <адрес>, Рабочий <адрес>, земельный участок 45, с кадастровым номером №, находящееся в ведении Администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» Верхнебуреинского муниципального района <адрес>.
Кладбище предназначено для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела (при её наличии).
Согласно пункту 1.7 Положения, Администрация поселения утверждает схему, в соответствии с которой для размещения места погребения предоставляются земельные участки с контурами №№ и 3 входящих в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 27:05:0605001:2196 согласно Приложения №.
Пунктом 1.8 Положения установлено, что вопросы, связанные с порядком погребения на кладбище, не урегулированные настоящим Положением, иными правовыми актами Администрации, регулируются в соответствии с Федеральным законом Федеральным законом N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле».
Согласно пункту 2.3 Положения, устройство кладбища, строительство на нем сооружений, осуществляется по утвержденному проекту в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Пунктом 2.10. Положения определено, что на кладбище предусматриваются участки для свободных и родственных захоронений;
Согласно пунктом 2.11. положения, лицо, ответственное за содержание кладбища, обязано содержать кладбище в надлежащем порядке, для чего обеспечивает соблюдение требований настоящего Положения, действующего законодательства Российской Федерации;
Главной 3 Положения утвержден порядок оформления захоронений, согласно которому:
- 3.1. Прием заказов на оформление погребения умершего (погибшего) на свободное место (для родственного захоронения) на кладбище производится администрацией городского поселения «Рабочий <адрес>» согласно Приложениям 2,3 по предоставлению документа о смерти. При этом, погребение на земельных участках с контурами №№ и 3 входящих в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 27:05:0605001:2196 производится в последовательном порядке, согласно схеме, указанной в пп.1 п. 1.7 настоящего Положения.
- 3.2 О предстоящих похоронах администрация городского поселения «Рабочий <адрес>» должна быть извещена не позднее чем за 24 часа.
- 3.3 Оформление заказа на погребение умершего (погибшего) в могилу или ограду близкого родственника производится на основании письменного разрешения, выданного администрацией городского поселения «Рабочий <адрес>» согласно Приложениям 2,3.
- 3.13 Предоставление земельных участков для захоронений, производится администрацией городского поселения «Рабочий <адрес>».
- 3.14. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего установлен таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
- 3.15. Размеры вновь предоставляемых земельных участков для погребения составляют:
1) для погребения тела умершего в гробу (одиночное захоронение, урн с прахом) – (2,3 м х 1,5 м); 2) для погребения тела умершего в гробу (двойное захоронение) – (2,3 м х 2,5 м);
- 3.18. Расстояние между могилами должно составлять не менее 50 см и не более 1 м, ширина пешеходных дорожек между оградами должна быть не менее 0,6 м.
При этом разрешается производить погребение тел (останков) умерших (погибших) в оградах захоронений близких родственников вплотную к ранее погребенному, без увеличения территории существующего захоронения и без учета истечения кладбищенского периода.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, погребение осуществляется в специально отведенных и оборудованных с этой целью местах.
Согласно пункту 4.4. Положения, земельный участок выделяется для погребения умершего гробом или урной (после кремации) на безвозмездной основе. Размер участка, как правило, должен гарантировать погребение на нем умершего супруга или близкого родственника согласно Федеральному закону N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Из пункта 4.6. Положения, на новых кладбищах или на вновь прирезанных участках погребение производится в последовательном порядке по действующей нумерации подготовленных могил.
Пунктом 4.7. Положения определено, что при погребении на каждом могильном холме устанавливается регистрационный знак, который изготавливается заранее, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и даты смерти. Допускается изображение трудовых, боевых и религиозных символов. При погребении на свободное место кладбища устанавливается временное ограждение для установления границ отведенного участка, при этом, супруг (супруга), близкие родственники, иные родственники, либо законные представители умершего (погибшего) обязаны установить временное ограждение в течение месяца со дня погребения. Временное ограждение должно быть изготовлено таким образом, чтобы в любой временной период (сезон) имелась возможность определить границу отведенного участка для последующих захоронений.
Установка как временного, так и постоянного ограждения осуществляется по внутренним границам выделенного участка, при этом высота ограждения должна оставлять не более 60 см от поверхности земли, а размер ограждения - в пределах отведенного земельного участка.
В случае обнаружения ограждения с размерами, превышающими размер выделенного участка администрация обязана уведомить письменно лицо, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, об имеющихся нарушениях при установке такого ограждения, кроме того, администрация в таком уведомлении указывает срок (30 календарных дней), для приведения ограждения в соответствии с размерами выделенного земельного участка, при этом, в случае невозможности письменного уведомления лиц, на надмогильном холме, надгробии либо внутренней части ограждения размещается табличка формата не менее А4 с информацией о необходимости приведения ограждения в соответствии с размерами выделенного земельного участка. В случае если ограждение не приведено в соответствии с размерами выделенного земельного участка, администрация оставляет за собой право демонтировать такое ограждение.
Как установлено судом, в ведении администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» Верхнебуреинского муниципального района <адрес> по адресу: ФИО5, <адрес>, Верхнебуреинский муниципальный район, Городское поселение Рабочий <адрес>, Рабочий <адрес>, земельный участок 45, с кадастровым номером № находится общественное кладбище.
Погребение умерших с учетом их волеизъявления осуществляется на указанном выше общественном кладбище с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг ответчика – ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в администрацию городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на осуществление захоронения умершего супруга ответчика в секторе 1 квартале 5 могиле № указав в заявлении на родственное (двойное захоронение), то есть предоставление участка размером 2,3 м х 2,5 м.
Должностным лицом администрации городского поселения ответчику было выдано разрешение на исполнение работ на месте захоронения - в секторе 1 квартале 5 могиле №.
Захоронение ФИО2 было произведено ДД.ММ.ГГГГ на общественном кладбище в секторе 1 квартале 5 могиле №.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком уже было осуществлена установка металлического ограждения без выдачи разрешительных документов на такую установку, что подтверждается актом замера металлического ограждения родственного захоронения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о том, что установленное металлическое ограждение захоронения умершего супруга не соответствует размеру выделенного земельного участка, в уведомление администрация просила ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести оградку в нормативное состояние. Кроме того, этой же датой ответчику было направлено уведомление о том, что в связи с проведением работ по устройству пешеходных дорожек, будут выравниваться (центроваться) металлические ограждения (оградки), установленные в квартале 5 сектора 1 (новое кладбище) в соответствии с проектом, в том числе и ограждение, установленное на захоронении ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на установление оградки.
Как установлено ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе выездного судебного заседания на место захоронения ФИО2, было установлено, что свободное расстояние для второго родственного захоронения между захоронениями мужа ответчика и ограждением (в случае удовлетворения требований о переносе ограждения в сторону могилы № ФИО3), составит 76 см., что недостаточно для осуществления родственного захоронения, поскольку размер могильной ямы, согласно ФИО12 54611-2011, составляет 2 метра в длину, 1 метр в ширину. Расстояние между могильными ямами должно составлять не меньше метра по длинной стороне и меньше полуметра – по короткой.
Поскольку захоронение ФИО10 произведено в специально отведенном администрацией поселка месте, оснований для понуждения ответчика осуществить перенос металлического ограждения (оградку) на захоронении её мужа не имеется. Данный перенос нарушит права ответчика быть захороненной рядом с мужем.
В судебном заседании было установлено, что на момент открытия нового кладбища, оно в полной мере не было готово для проведения захоронения людей: отсутствовали пешеходные дорожки, разметки земельных участков, предоставляемых под захоронения, представитель администрации не контролировал копку могил на соответствие их расположения на земельных участках утвержденному администрацией Положению, в связи с чем вины ответчика в допущенных по всему ряду нарушениях расположений могил не имеется.
Таким образом, исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика устранить нарушения не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» <адрес> к ФИО4 Фёдоровне о переносе металлического ограждения могилы ФИО2, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Верхнебуреинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е. В. Костина